Папки-передвижки

Педагогическая гостиная «К. Д. Ушинский — человек, педагог, писатель» (6 фото)

Рахимова Ирина Равильевна
Педагогическая гостиная «К. Д. Ушинский — человек, педагог, писатель»

К. Д. Ушинский — человек, педагог, писатель

Педагогическая гостиная «К. Д. Ушинский — человек, педагог, писатель»

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги. 2023 год объявлен в России "Годом педагога и наставника". И наша гостиная будет посвящена основателю российской педагогики, "учителю всех учителей" - Константину Дмитриевичу Ушинскому. В этом году знаменательная дата - 200 лет со дня его рождения. Мы поговорим о его жизненном пути, о его взглядах на обучение и воспитание детей, о его писательской деятельности.

Публикация «Педагогическая гостиная „К, Д, Ушинский — человек, педагог, писатель“» размещена в разделах

2 слайд

К. Д. Ушинский говорил : «Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье»

И сегодня я предлагаю вам познакомиться с жизнью и творчеством Константина Дмитриевича Ушинского.

3 слайд

В 1823 году 3 марта, в Туле, в семье Ушинских родился сын, прославивший фамилию – Константин Дмитриевич. Ласково приняла его жизнь. Ни строгих взысканий, ни домашних дрязг, ни нужды не испытал он в детстве. Особенно счастливо провел маленький Константин первые одиннадцать лет своего детства, пока была жива его мать.

Отец - Дмитрий Григорьевич Ушинский происходил из обедневших дворян. Много лет служил в русской армии, ветеран Отечественной войны 1812 года. Был преподавателем военного корпуса.

Мать - Любовь Степановна Ушинская (Капнист) сама руководила первоначальным обучением сына, пробудив в нем любознательность и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет. О ней он сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания.

4 слайд

К. Д. Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей.

«Воспитание, которое мы получили. в бедной уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях», - вспоминал К. Д. Ушинский.

5 слайд

После окончания гимназии Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году.

6 слайд

В 1846 году стал преподавать в Ярославском лицее. По рассказам бывших студентов, К. Д. Ушинский увлекательно излагал свои лекции по государственному праву. Остались воспоминая очевидцев о преподавательской деятельности Ушинского : «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они все, вместе со своим лектором, не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции, что уже давно около дверей стоит другой профессор, дожидается своей очереди,- и только когда терпение этого последнего окончательно истощится и он обратится к Ушинскому с заявлением, что пора кончать, а то он, профессор, уйдет, - Ушинский, немедленно спустившись с облаков своей пламенной фантазии, страшно конфузится, просит извинения и летит стремглав из аудитории, покрываемый громом аплодисментов очарованных его речью студентов».

7 слайд

15 декабря 1849 года К. Д. Ушинский был отстранен от работы в Ярославском юридическом лицее за демократическое направление лекций, за свободомыслие. Ушинский вынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.

8 слайд

Летом 1851 года Константин Дмитриевич Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии. Здесь он женился на подруге своего детства Надежде Семеновне Дорошенко.

9 слайд

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

10 слайд

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

11 слайд

Ушинский смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Ввёл практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное – искоренил разделение учениц на мещан и благородных.

12 слайд

Константин Дмитриевич побывал во многих странах: Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Собрав приличный материал, он написал книги "Детский мир" и "Родное слово", а также руководство для учителей и родителей. Вернувшись в Россию после длительного путешествия, Ушинский принялся работать над своей главной книгой - "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии". Он успел написать два тома, а третий так и остался незаконченным.

13 слайд

Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.

14 слайд

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Воспитание должно быть самобытным, национальным. Дело народного образования должно находиться в руках самого народа. Народ определяет содержание и характер воспитания. Все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием. Воспитание женщин наравне с мужчинами

15 сайд

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта. «Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», - говорил К. Д. Ушинский. Он обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики.

16 слайд

Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.

17 слайд

Важными задачами нравственного воспитания являются: формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения; развитие нравственных чувств, в частности, и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом», Ушинский считал патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже в злодее«; воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше". Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения.

18 слайд

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения.

19 слайд

К. Д. Ушинский подчеркивал, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора.

Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.

Взгляды Ушинского проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду.

20 слайд

Последователями педагогических взглядов Ушинского были :

Водовозов Василий Иванович - отстаивал гуманистическую идею развития целостной, творческой и самостоятельно действующей в мире личности.

Каптерев Петр Федорович вслед за Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию).

Идея народного воспитания на основе отечественных традиций была реализована на практике выдающимся педагогом Сергеем Александрови-чем Рачинским.

Лев Николаевич Толстой также считал, что дело учителя следовать и развивать природу ребенка.

21 слайд

К. Д. Ушинский известен как великий русский педагог, но не меньшую известность принесли ему и рассказы, написанные для детского чтения. Сказками и рассказами Ушинского для детей до сих пор зачитываются миллионы, Их актуальность не уменьшается со временем, а их назидательный смысл помогает детям и молодежи понять, что такое добро и зло, какие поступки совершать стоит, а какие не стоит. Такие произведения как «Слепая лошадь», «Четыре желания», «Лиса и козел», «Проказы старухи-зимы» стали классикой детской литературы.

Игра «Сказки и рассказы К. Ушинского»

Надо разделиться поровну и встать напротив друг друга, по одной линии. Ваша задача назвать одно из произведений Ушинского и необычным способом передать мяч коллеге из другой команды.

Будьте внимательны, произведения и способ передачи мяча не должны повторяться.

Фото «К. Д. Ушинский — человек, педагог, писатель»

22 слайд

Свой последний главный научный труд, названный К. Д. Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Но, к сожалению, этот труд не был завершен. Ушинский тяжело перенес известие о гибели старшего сына Павла,и, отправившись в Одессу для лечения, по дороге тяжело заболел. Скончался Константин Дмитриевич 3 января 1871 года в Одессе. Похоронили К. Д. Ушинского в Киеве.

23 слайд

1. Идея народности воспитания. «Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

2. Труд – основа воспитания. «Человек рожден для труда, труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека»

3. Реформирование народной школы. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

4. Родной язык как средство воспитания. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, исторически живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь»

5. Женское образование. «Если смотреть на женщин по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником „успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества»

24 слайд

«Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней – то я должен направлять все свои способности»

К. Д. Ушинский

А сейчас с помощью "Ларца знаний" мы ответим на вопросы, которые я для вас подготовила. Вам надо по очереди вытянуть билет и ответить на поставленные вопросы.

Викторина "Ларец знаний".

На этом наша педагогическая гостиная завершает свою работу. До новых встреч!

Педагогическая гостиная - фото
Фото №1 Ушинский человек педагог писатель Фото №2 слайд Добрый день уважаемые коллеги Фото №3 год объявлен в России Годом педагога и наставника

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методические рекомендации по ознакомлению с творчеством Ушинского «К. Д. Ушинский — педагог и детский писатель»Методические рекомендации по ознакомлению с творчеством Ушинского «К. Д. Ушинский — педагог и детский писатель» «К. Д. Ушинский – педагог и детский писатель»К 200 лет со дня рождения К. Д. УшинскогоИсполнитель воспитатель: Манвелова М. С. Методические.

Эссе «Я — педагог»Эссе «Я — педагог» «Педагоги немножко Боги и немножко причастны к вечности, так как делают человечество!» Я думаю, что это высказывание можно отнести.

Фотоотчет о мероприятии «Педагогическая гостиная. Взаимодействие специалистов дошкольных групп и воспитателей СДС»Фотоотчет о мероприятии «Педагогическая гостиная. Взаимодействие специалистов дошкольных групп и воспитателей СДС» В ГБОУ города Москвы "Школа №41 имени Григория Алексеевича Тарана" состоялось интересное мероприятие ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ "Взаимодействие.

Фотоотчет «У нас в гостях подольский писатель С. А. Грачёв»Фотоотчет «У нас в гостях подольский писатель С. А. Грачёв» Уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется рассказать о необыкновенной встрече - к нам в детский садик приходил настоящий писатель, писатель-сказочник.

Написание сочинения по прологу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале» в 8 классе Конспект урока по литратуре. Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале" Цель: Осуществлять поиск необходимой.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Эссе «Я педагог»Эссе «Я педагог» У каждого свая дорога в профессию. Кто мечтает с детства, кому советуют родители. А моя дорога в профессию открылась мне когда я стала.

Эссе «Я педагог!» "Я – Педагог!" Сколько есть разных профессий на свете, Но говорить я хочу об одной… Кто так печётся о маленьких детях- Люди, которым неведом.

Эссе «Я педагог»Эссе «Я педагог» Эссе на тему «Я педагог»[/b] «Человек, который посвятил свою жизнь развитию и становлению личности ребенка в первую очередь должен быть.

Эссе «Я — педагог» В конце марта я участвовала в районном этапе конкурса "Воспитатель года - 2018". Подготовка большая, трудоемкая, но для меня творческая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая гостиная «К. Д. Ушинский — человек, педагог, писатель»
Опубликовано: 26 марта 2023 в 19:39
+75Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД