Получи документы

Педагогическая программа самообразования «Использование игровых технологий в развитие детей раннего возраста»

Козинцева Виктория Алексеевна
Педагогическая программа самообразования «Использование игровых технологий в развитие детей раннего возраста»

Педагогическая программа самообразования по теме

«Использование игровых технологий в развитие детей раннего возраста»

Актуальность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Публикация «Педагогическая программа самообразования „Использование игровых технологий в развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М., "логические кубики" (Копылов Г., "логические блоки" (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: Объёмный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, жёлтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в

плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трём (цвету, форме

и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.

Цель: развитие у детей (сенсорных способностей)познавательных интересов и творческих способностей.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними.

2. Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий.

3. Развивать творческие способности, воображение детей.

4. Развивать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры, предметы одежды и др.) по самостоятельно найденному основанию.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения личностных затруднений

6. Формировать элементарные математические и пространственные представления.

Возраст детей : с1,5до3лет;

Сроки реализации программы : 2года

Принципы:

- принцип активности ребёнка в деятельности

- принцип новизны

- принцип сотрудничества

- принцип вариативности

- принцип систематичности и последовательности

- принцип индивидуализации

Формы работы:

- игра

- упражнение

- игры с альбомами

Методы:

- игровой

- диалогический

- Показ

- проблемная ситуация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:

-Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребёнок рассматривает знакомится,запоминает,и узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально зрительно, методом выбора,а потом на ощупь,

2. Формирование восприятия цвета:Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сравнению цветов ( дается инструкция: Дай такой же (по цвету) квадрат, кружочек и т. д.). На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет и классифицирует блоки по цвету.

3. Формирование восприятия формы. Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения,круга и их размеров и т. д).

4. Формирование восприятия величины. Различие и закрепления понятий большой – маленький проводиться при помощи различных игр,– упражнения на конструктивную деятельность используя картинки из альбомов «Маленькие логики» и т. д

Планируемый результат:

Достижения детей :

Работа над программой профессианального самообразования по данной теме

поможет мне сформировать у детей умение

- эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу;

- успешно выделять и учитывать цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четыр х разновидностей;

- Быть активными, инициативными и любознательными;

-развивать самостоятельность и творческие способности.

Достижения педага

У меня как у педагога сформируются основы педагогического

мастерства, профессионализма и творчества:

-Умение анализировать научно -методическую литературу,повышение своих

теоретических и практических знаний,умений и навыков;

-Овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения

детей дошкольного возраста

Умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои

достижения на,применять полученные знания на практике.

Календарно-тематическое планирование

№ Игра, цель месяц

1 «Цвет, классификация по одному признаку». Октябрь

«Какой это цвет?» 1

Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, неделя

желтый.

2 «Что нам прив з Мишутка?» 2

Цель: способствовать развитию умения выделять в неделя

геометрических фигурах признак цвета, различать и называть

основные цвета.

3 Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» 3

Цель: закреплять умение различать и называть основные неделя

цвета.

4 Игра на внимание «Найди пару» 4

Цель: закреплять умение различать и называть основные неделя

цвета.

5 «Цвет и форма, классификация по одному признаку». Ноябрь

«Какой это формы?» 1

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, неделя

выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник,

треугольник.

6 «Что нам прив з Зайчишка?» 2

Цель: способствовать развитию умения выделять в признак неделя

формы, различать и называть основные геометрические

фигуры.

7 Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный 3

мешочек» неделя

Цель: закреплять умение различать и называть

геометрические фигуры по заданному признаку формы,

развивать тактильные ощущения.

8 Игра «Отгадай фигуру» 4

Цель: способствовать развитию умения давать неделя

характеристику фигуры по условному обозначению

(схематическое изображение геометрических фигур).

9 Игра «Продолжи дорожку» Декабрь

Цель: закреплять умение различать и называть 1

геометрические фигуры, используя схематическое неделя

изображение геометрических фигур, выполнять действия,

согласно определенному правилу.

10 «Цвет и форма, классификация по одному признаку». 2

«Какого размера фигуры?» неделя

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры,

выделяя признак величины.

11 «Угости матрешек печеньем» 3

Цель: способствовать развитию умения различать неделя

геометрические фигуры по заданному признаку величины

12 Игра «Укрась елки игрушками» 4

Цель: способствовать развитию умения различать неделя

геометрические фигуры по заданному признаку величины,

выполнять постройки, согласно определенному правилу.

13 «Цвет и форма, классификация по двум признакам». Январь

«Какого цвета и формы?» 1

Цель: Развивать умение выделять одновременно два неделя

признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть

основные цвета: красный, синий, желтый, формы.

14 «Что лежит в корзинке?» 2

Цель: способствовать развитию умения выделять неделя

одновременно два признака формы, различать и называть

основные геометрические фигуры и их цвет.

15 Игра «Продолжи дорожку» 3

Цель: закреплять умение различать и называть неделя

геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма,

выполнять действия, согласно определенному правилу.

16 Игра «Построй домик» 4

Цель: закреплять умение различать и называть неделя

геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма,

способствовать развитию конструктивных умений,

выполнять действия, согласно определенному правилу

17 «Цвет, форма и величина, классификация по трем Февраль

признакам». 1

«Какого цвета, формы и величины?» неделя

Цель: Развивать умение выделять одновременно три

признака: цвет, форма, величина.

18 «Садовники» 2

Цель: способствовать развитию способности действия неделя

наглядного моделирования, умения расшифровывать

информацию о свойствах предметов по их знаково-

символическим обозначениям, умения выделять

одновременно три признака геометрических фигур,

действовать, согласно заданному правилу,

19 «Мы - конструкторы» 3

Цель: способствовать развитию способности выполнять неделя

конструкции по заданной схеме, умения планировать

действия, анализировать схему.

20 «Угадай фигуру» 4

Цель: способствовать развитию способности действия неделя

наглядного моделирования, умение расшифровывать

информацию о свойствах предметов по их знаково-

символическим обозначениям

21 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, Март

отрицание (игра с двумя обручами)». 1

«Угадай фигуру» неделя

Цель: способствовать развитию способности наглядного

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

21 «Бусы для мамы» 2

Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

22 «Угости мишек печеньем» 3

Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

23 «Мы - конструкторы» 4

Цель: способствовать развитию способности выполнять неделя

конструкции по заданной схеме, умения планировать

действия, анализировать схему.

24 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, Апрель

отрицание (игра с тремя обручами)». 1

«Угадай фигуру» неделя

Цель: способствовать развитию способности наглядного

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

25 «Посади цветы на клумбы» 2

Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

26 «Что лишнее?» 3

Цель: способствовать развитию способности неделя

классифицировать геометрические фигуры по трем

признакам.

27 «Мы - конструкторы» 4

Цель: способствовать развитию способности выполнять неделя

конструкции по заданной схеме, умения планировать

действия, анализировать схему.

28 «Продолжи ряд» Май

Программные задачи : Закреплять знания детей о 1неделя

геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. неделя

Развивать мышление.

29 «Хоровод» 2

Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

30 «Магазин» 3

Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

31 «Волшебное дерево» 4

Цель: способствовать развитию способности наглядного неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

Программно-методическое обеспечение

1. Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 52-54.

2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1983.- ООО

е., ил.

3. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры реб нка от рождения до

6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.- 144 е. : ил.

4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.

13

Публикации по теме:

Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период Закадровая речь к презентации «Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период» Подготовила.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая программа самообразования «Использование игровых технологий в развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 17 мая 2022 в 18:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД