Лучший педагог года

Педагогические условия преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста

Дарья
Педагогические условия преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста

Работа по преодолению дисграфии у детей реализуется в нескольких методологических подходах. Первый подход базируется на результатах диагностики детей с проблемами письма. В основу этого подхода положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных эталонов. И здесь несколько направлений работы:

Публикация «Педагогические условия преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания;

коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме при коррекции акустико-артикуляторной дисграфии;

совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений при коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;

совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова при коррекции аграмматической дисграфии;

совершенствование зрительного восприятия, памяти; пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; уточнение речевого обозначения пространственных соотношений при коррекции оптической дисграфии [19].

Второй подход к преодолению дисграфии реализуется в рамках коррекционно-развивающей работы. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность. Работа строится одновременно над всеми компонентами речевой системы

звуковой стороной речи на первом этапе;

лексико-грамматическим строем на втором этапе;

восполнение пробелов в формировании связной речи на третьем этапе.

Данное направление решает следующие задачи: развитие речемыслительной активности и самостоятельности, формирование полноценных учебных умений и рациональных приемов организации учебной работы, формирование коммуникативных умений, предупреждение или устранение дисграфии [11].

Третий подход (И. Н. Садовникова, как и первый, базируется на результатах обследования детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления логопедической коррекции.

Однако, в отличие от первого, данный подход к коррекции не предусматривает соотнесения выявленных нарушений с тем или иным видом дисграфии, не предполагает жесткого следования какому-либо определенному алгоритму в процессе работы. Так, среди ведущих И. Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии :

развитие пространственных и временных представлений;

развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов;

количественное и качественное обогащение словаря;

совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов;

усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений;

обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др. [18].

Исследователь Е. А. Логинова считает, что возможен и упрощенный вариант подхода объединение школьников на основании общности того или иного вида допускаемых на письме ошибок. С этими детьми проводится определенное количество занятий, посвященных преодолению ошибок данного вида.

Все подходы к преодолению дисграфии у младших школьников направлены на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих базовый уровень организации специфического вида деятельности письма. Это соответствует пониманию дисграфии как отражения в письме неполноценности лингвистического развития младших школьников.

Л. С. Цветкова предложила подход к формированию письма «от целого к части и от смысла к значению», или «анализ через синтез», который предполагает обучение письму в направлении от замысла к тексту, к фразе и т. д., а затем формирование средств письменного выражения мысли (операций в структуре письма). Говоря об обучении письму, она рекомендует после усвоения детьми первых навыков письма букв и ряда слов развивать у них психологический уровень письма: формирование мотива (зачем писать, оживление интереса к написанию определенного содержания (замысел, обдумывание, осмысление содержания письма. Это означает, что сначала надо актуализировать смысл слова, а потом проводить анализ составляющих его частей. Слово прочно хранится в памяти лишь в том случае, если усвоено и эмпирическое и категориальное его значение. Такой подход к обучению повышает общую и интеллектуальную активность детей, способствует актуализации образов целых слов и отдельных букв и оживляет работу соответствующих групп анализаторных систем. Принцип смыслового обучения и обучение письму от целого к части основан на современных научных концепциях психологии, лингвистики, физиологии [22].

Коррекционное воздействие в устранении дисграфии осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и другие.

Методы коррекции письма.

Метод узнавания звуко-буквы.

Нахождение буквы, которая соответствует определенному звуку; среди большого количества букв; запись буквы в тетради; подчеркивание слов с данным звуком и их запись в тетрадь; зачеркивание искомой буквы в слове, предложении, тексте; выбор соответствующей картинки, в названии которой встречается отрабатываемый звук.

Метод схемы слова. Ребенку дается картинка с изображением предмета и готовая схема слова. Он называет предмет, изображенный на картинке, а затем звуки слова по порядку. Далее необходимо соотнести каждый звук с буквой и записать слово.

Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой. Ребенку предлагается подобрать слово (слова) или картинку (картинки) на заданный звук и обозначить звук буквой.

Метод Эббингауза слова с пропущенными буквами. Даются отработанные слова, но уже с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы, прочитать слово, записать его.

Метод исправления ошибок. Даются слова, написанные с ошибками. Написанные слова соотносятся со звучащей моделью слова. Необходимо найти и исправить ошибку, записать слово правильно.

Метод звуко-буквенного анализа. Ребенку предлагается картинка. Необходимо назвать предмет и записать слово. Поставить в слове ударение. Определить количество слогов и назвать их, отделить каждый слог в слове черточкой. Далее назвать звуки слова по порядку и обозначить соответствующим цветом. Подчеркнуть согласные буквы в слове. Если буква обозначает звонкий звук, подчеркнуть её одной чертой, если глухой звук, то двумя чертами. Сравнить количество букв и звуков в слове.

Структурный метод. Ученику предлагается слово, в котором нужно последовательно определить количество согласных и гласных. Далее ребенок составляет схему к слову: согласный заштрихованный кружок, гласный контурный. Сначала работа ведется на односложных словах без стечения согласных, затем задача усложняется.

Правильно проведенная работа позволит сформировать у ребенка процесс звукоразличения, фонематический слух, слухоречевое внимание, понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами, умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически. После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений и текстов.

Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с дисграфией, в коррекционную работу должны быть включены задания разных уровней, где отрабатываются следующее приемы:

Так на этапе работы с буквами, можно предложить детям следующие задания:

назвать буквы, написанные на карточках, правильно и зеркально;

выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их элементы;

ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов;

рисование букв по ассоциации, например, «П» ворота, перекладина, «Г» вешалка, «Ч» стул;

дермалексия узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе;

обведение букв по трафарету;

придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

На уровне слога обучающиеся:

придумывают слова, содержащие заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова);

составляют слоговые схемы;

составляют слоги по картинкам (например, при изображении кота и облачка слог образуется из первых звуков этих слов «ко»);

составляют слоги из букв разрезной азбуки;

изменяют порядок звуков в слоге (записывали получившийся слог);

выбирают из слогового ряда только тех слоги, которые начинаются на гласный звук или заканчивающих гласным звуком и т. д.

Работа со словами предполагает выполнение обучающимися следующих упражнений:

отгадывание ребусов и кроссвордов;

подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово);

деление слов на слоги с выделением ударного слога;

подбор слов к звуко-слоговым схемам;

подбор слов отличающихся только одним звуком к заданному слову (например, укор укол, шутки сутки, обращали внимание детей на смысловую сторону слов;

составление слова по начальным звукам других слов («овощи, черепаха, кит, игрушки» «очки») или по последним звукам («сом, осы, стол, окно» «мыло»);

чтение и записывание слов в обратном порядке («сон нос»);

составление из двух слов одного («пар и воз паровоз»);

образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (ик; ок; очек; ёнок и т. д. Например, лес лесок лесочек);

подбор синонимов и антонимов к заданному слову и т. д.

Работа со словосочетаниями строится таким образом:

дети подбирают прилагательные (признак предмета) к заданному слову (зебра полосатая); существительные к прилагательным (хитрая лиса);

проводят работу по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе;

подбирают глаголы к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» «Съесть, посадить, порезать, потереть, сварить);

изменяют глаголы по лицам (я ношу ты носишь);

подбирают существительное к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»);

подбирают нужный глагол в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала») и т. д.

Работа с предложением:

дети составляли предложения по схемам;

выделяют границы предложений в тексте;

соединяют разорванные части предложений;

составляют предложения с заданным количеством слов и т. д.

На этапе работы с текстами:

дети работают с деформированными текстами, в которых предложения с существительными заменены картинками или текст с «кляксами»;

с текстом, в котором нарушена последовательность изложения;

составляют два текста из набора предложений;

составляют и записывали рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам и т. д.

Весь речевой материал, предлагаемый детям на занятиях, должен быть насыщен изучаемыми звуками и буквами согласно перспективному планированию.

Использование данных методов и приемов в устранении нарушения письма в процессе коррекционной работы должно осуществляться в системе занятий, которая в свою очередь позволит более эффективно оказывать помощь детям с дисграфией.

Обобщая, сделаем вывод о том, что причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста множественны, и, как правило, сочетаются друг с другом, поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития, предполагать разностороннее воздействие на личность ребенка, что в свою очередь, дает построить коррекционную программу, создать оптимальную последовательность привлечения специальных средств, методов и различных упражнений по коррекции дисграфии или иных развивающих или коррекционных воздействий.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Конспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возраста Цель: продолжать формировать у детей представления о космосе. Задачи: Образовательные: выяснить, что дети знают о космосе; познакомить.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста Цель занятия: сконструировать робота из картона. Задачи: Образовательные: учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Сценарий ко Дню России для детей младшего школьного возрастаСценарий ко Дню России для детей младшего школьного возраста СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОССИИ в летней образовательной площадке «Радуга ТАЛАНТОВ» (возраст детей в отряде – 8-11 лет) Цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 31 января 2022 в 22:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД