Лучший педагог года

Педагогические условия развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста

Лепенко Юлия
Педагогические условия развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Педагогические условия развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время культуре общения детей уделяется большое внимание, но, не смотря на это, проблема воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной. В современном мире выдвигаются все новые и новые методы воспитания детей дошкольного возраста, и, конечно же, огромное значение занимает воспитание культуры общения у детей, главным в которой является формирование коммуникативных функций речи, как основное звено развития.

Культура речи выделена как отдельная языковедческая культура, направленная на изучение и совершенствование норм литературного языка, как хранителя национальной культуры. Культуру речи можно рассмотреть как систему коммуникативных качеств речи, которые способствуют рациональному и целесообразному использованию речевого общения для межличностной коммуникации людей.

Культура речи является многогранным явлением, главным результатом которого считается умение говорить в соответствии с языковыми нормами. Это понятие включает в себя множество составляющих, способствующих точной передаче мыслей и чувств, в процессе межличностного общения, главными ступенями которого является полнота и четкость передаваемых мыслей.

В настоящее время про человека, который обладает высоким уровнем развития речевой культуры, говорят, что у него хорошая речь. Значит, богата лексически, точна и выразительна. Хорошая речь предполагает большой объем активного словаря, умение понять и употребить слова и словосочетания, уместные именно в этом разговоре, которые лучше всего передают содержание высказываний и главную мысль говорящего, помогают все логически оформить. Человек должен знать все стилистические окраски слова, различать его смысловые оттенки.

Речь для старших дошкольников служит средством установления контакта с окружающими, привлечения внимания других людей к своим чувствам и переживаниям и составляет две взаимосвязанные составляющие: обучение родному языку и нахождение способов применения языка для познавательного психического развития. Речь на этапе старшего дошкольного возраста является средством для удовлетворения личностных познавательных потребностей ребёнка, удовлетворения деловых познавательных потребностей ребенка

Известный современный лингвист Е. Н. Ширяев дал следующее определение культуре речи : «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».

Человек, владеющий высоким уровнем культуры говорения, достигает больших успехов во всех сферах жизнедеятельности. Это обуславливается, прежде всего, самой природой общения. Высокий уровень речевой культуры оказывает влияние на позитивную адаптацию человека в любой социальной среде. Владение богатством литературного языка, языковыми и речевыми средствами, умелое использование их в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры. При этом в настоящее время в речевом общении современного человека нередко прослеживается утрата лучших речевых традиций, снижение уровня общей культуры. В речевой коммуникации это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, использовании вульгаризмов и жаргонизмов. В связи с этим, в современной системе дошкольного образования особую актуальность приобретает проблема развития речевой культуры у детей в целом, поскольку в период дошкольного детства закладывается фундамент нравственной культуры, развивается коммуникативная и эмоционально-волевая сфера личности, происходит активный процесс приобщения ребенка к общечеловеческим культурным ценностям.

Согласно ФГОС ДО «речевое развитие дошкольников включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха».

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т. е. говорить связно.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.

Таким образом, культура речи детей дошкольного возраста рассматривается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собственной речи;

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского и др.

Аспектами речевого развития дошкольников занимались Ю. Г. Илларионова, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич, С. С. Бухвостова, О. С. Ушакова, А. П. Усова, А. Я. Мацкевич, И. В. Черная, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, Е. Н. Водовозова, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, Н. В. Шайдурова, О. И. Давыдова, Н. В. Казюк и др.

Таким образом, возникает противоречие между необходиомстью развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью теоретико-методологического обеспечения этого процесса.

Выделенное противоречие указывает на проблему исследования: каковы педагогические условия развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста?

Решение данной проблемы определило тему исследования: «Педагогические условия развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования – теоретически обосновать, определить и экспериментально апробировать педагогические условия по развитию культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –условия развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если реализовать следующие педагогические условия :

- педагог демонстрирует образцы правильной литературной речи;

-в речь педагога включены разнообразные образцы речевого этикета;

- создана атмосфера постоянного внимания к языку и речи.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Представить характеристику речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Описать развитие культуры речи детей старшего дошкольного возраста как педагогическую проблему.

3. Выявить педагогические условия развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование педагогических условий развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев и др.)

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез философской, психолого-педагогической, социологической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение, систематизация, изучение продуктов деятельности детей старшего дошкольного возраста, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в подборке комплекса игр, направленных на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № 31 г. Михайловска. В исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы: «Изучение навыков культуры общения» (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, методика «Изучение диалогического взаимодействия (речевой этикет)» (авторы Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук, которая включала в себя обследование состояния речи детей по следующим разделам:

- словарь;

- грамматический строй речи;

Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента, свидетельствует о преобладании среднего и низкого уровней развития культуры речевого общения детей старшего возраста, что подчеркивает необходимость разработки мероприятий, направленных на развитие культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игровой деятельности.

По результатам констатирующего этапа эксперимента на формирующем этапе нами был разработан комплекс игр, направленных на формирование культуры речевого общения. Игры применялись в режимных моментах, в различных видах деятельности: в регламентированной деятельности: проигрывание проблемных ситуаций, игры-тренинги; в совместной деятельности педагога с детьми : дидактические игры, игры-драматизации; в самостоятельной деятельности детей : игры парами, ролевые игры, игры-драматизации.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 23:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД