Папки-передвижки

Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес»

Ксения Касаткина
Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес»

"Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием предметно-пространственной развивающей среды "Фиолетовый лес".

В современной образовательной ситуации одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, ведущая форма деятельности в детском саду – игра, познавательная и исследовательская деятельность (п. 1.2. ФГОС ДО). Играя, педагог создает условия для развития ребенка во всех образовательных областях: «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно–эстетическое развитие» и «речевое развитие».

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием предметно-пространственной развивающей среды „Фиолетовый лес“» размещена в разделах

Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и «долгоиграющим»? Так важно становится для нас сейчас создать для ребенка развивающую среду, увлечь его развивающими играми, стимулировать его воображение, научить его составлять целостные образы.

Задача педагогов – подобрать игры, лишенные излишнего дидактизма, игры, которые были бы ему «по уму и по сердцу», в которых ребенок не только получал бы удовольствие, но и овладел определенными компетенциями, которые понадобятся ему в жизни.

В этом плане большой интерес представляют развивающие игры В. В. Воскобовича. Эти игры нацелены на развитие творческого начала и мышления ребенка. Самостоятельно выполняя разнообразные задания, ребенок делает много открытий и приучается мыслить креативно. Кроме этого, игры способствуют развитию пространственных представлений, навыков конструирования, математических способностей.

Однако сейчас недостаточно просто предложить детям игры, познакомить с технологией, необходимо увлечь играми, научить работать с ними, чтобы затем самому придумывать образы и создавать их. Ребенок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения. Об этом очень емко высказалась М. И. Чистякова: «Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение».

Организация предметно–пространственной среды в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО также является одним из ключевых умений современного педагога (п. 3.3.1. ФГОС ДО).

Изучая различные технологии развития детей, я познакомилась с развивающими играми для дошкольников В. В. Воскобовича. Все развивающие игры автор разделил на несколько групп и объединил одним названием «Сказочные лабиринты игры».

Знакомясь с любой развивающей игрой В. В. Воскобовича, ребенок попадает в сказку, страну – Фиолетовый лес. В этой стране каждая игра имеет своего героя. Дети, слушая сказку, становятся действующими лицами событий, «переживают» таинственные приключения, добиваются успеха, решают интеллектуальные задачи, выполняют творческие задания.

С помощью игр ребенок незаметно для себя осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет и форму, учится считать и читать. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата, что в свою очередь развивает невербальный интеллект, а именно процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкую моторику, память.

Заинтересовавшись этой технологией, я начала использовать её в работе с детьми. Эту игровую технологию в работе с детьми по речевому развитию я использую четвертый год.

Тема моего опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».

Целью моих занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича является: развитие речевых умений у детей дошкольного возраста через сенсомоторную зону «Фиолетовый лес».

Игровая технология «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича, способствует реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации и помогает реализовать мне задачи по речевому развитию детей:

1. Содействует появлению и развитию потребности в речевом общении;

2. Формирует условия для восприятия на слух художественного слова (авторских и народных сказок);

3. Создает возможность для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи;

4. Развивает умение логично и связно выражать свои мысли.

5. Развивает монологическую речь.

Во второй младшей группе, я предлагала детям обследовать развивающее пространство «Фиолетовый лес» и начать игру с простого манипулирования предметами. Строила педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому развитию детей в игре, усложняла приемы подачи материала за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений: «Осеннее дерево», «Разложи воздушные шарики», «Поможем ёжикам», «Найди лишние яблоки», «Кто быстрее», «У кого выше?», «Кто больше собрал снежинок», «Узор», «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Следы на песке». Эти упражнения всесторонне развивают детей и помогают решать большое количество развивающих и образовательных задач.

Придумывала небольшие сюжеты и определяла содержательную направленность работы с детьми с применением игровых ситуаций: «В гости к веселым гномам», «Кто кто в теремочке живет», «Лопушок и гусеница Фифа на прогулке», «Как гномы встречали Новый Год», «Теремок», Что покажет язычок?», «Мышка и ежик», «Расколдуй слова», «Кто, где спрятался?», так дети учились развитию навыков связной диалогической речи, отработке произношений звуков, развивали артикуляционную моторику, учились самостоятельно употреблять в речи прилагательные и глаголы в зависимости от местоимения, развивали слуховое внимание.

В средней группе продолжали придумывать небольшие сюжеты, сказки, истории, где дети уже сами учились общаться с персонажами «Фиолетового леса», отвечать на вопросы, решать проблемные ситуации: «Как Эник рассказывал историю об осени», «Здравствуй, ёжик», «Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю ёлку», «Веселая история», «Мамин праздник в Фиолетовом лесу». Во время игры «Назови три предмета» пополняли и активизировали словарь, формировали правильное звукопроизношение, связную речь. Со второго полугодия начали знакомство с гласными звуками. В игре «Подбери слово» активизировали глагольную лексику, развивали словесно-логическое мышление. Вместе с героем Эником учились правильно рассказывать истории, выделять главную мысль. Учились сравнивать сказки, выразительно передавать разговор персонажей, упражнялись в употреблении разных интонаций. В игре «Праздник в Фиолетовом лесу» закрепляли представления о праздновании 8 Марта. Развивали словесно-логическое мышление, учились устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Учились образовывать существительные во множественном числе.

В конце учебного года отправились в путешествие по играм В. В. Воскобовича, где закрепили знания об играх, умение правильно пользоваться ими, чтобы в дальнейшем оставить у детей положительный эмоциональный настрой.

В старшей группе начали знакомство с буквами, звуками, слогами и словами через игры: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках 1 – 2», игры – эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы: «Шнур- малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх мы решаем логические задачи с буквами, составляем слоги, слова, занимаемся словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа:

Первый этап: знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Второй этап: знакомство со слогами. Слияние букв.

Третий этап: слоговое чтение. Чтение простых слов.

Каждая игра обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.

В подготовительной группе мы начали использовать Коврограф Ларчик. Набор букв и серия картинок «Буквоцирк» помогли увлекательно и доступно ввести детей в незнакомый мир букв. Появилась возможность моделировать буквы с помощью разноцветных верёвочек. Учить составлять и читать слоги, слова и словосочетания.

Развивающую среду «Фиолетовый лес» использую постоянно на занятиях не только по развитию речи, но и на занятиях по: познавательному развитию, физическому развитию, художественно-эстетическому развитию.

На занятиях по познавательному развитию по теме: «Что нам осень принесла» дети прикладывали на ковер овощи и фрукты. На занятиях по ФЭМП «Фиолетовый лес» помог нам освоить счет в пределах 5, закрепить понятия «право-лево, впереди-сзади».

На занятиях по физическому развитию игра «Следы» научила различать детей следы правой и левой ноги. По социально-коммуникативному развитию в игре «Наш зоопарк» дети искали животных в «Фиолетовом лесу», рассказывали о деревьях.

Технология «Вечерний круг» помогла детям рассказать Малышу Гео, как они провели день в детском саду. Дети учатся умению слушать и понимать друг друга. На занятиях по художественно-эстетическому развитию перед рисованием деревьев, цветов, дети рассматривали красоту яблонь, цветов, деревьев в «Фиолетовом лесу».

Так как игры Воскобовича отличаются статичностью, в связи с этим устраиваю небольшие перерывы, выполняю с детьми физкультминутки и пальчиковые гимнастики.

Использую такие формы организации детей на занятии, как фронтальная, подгрупповая и индивидуальная, а также помогаю организовывать самостоятельную деятельность детей с играми (по циклограмме).

Свой опыт работы обобщала на учрежденческом уровне, на педагогическом совете с мастер-классом на тему «Использование предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками» - на муниципальном уровне. Межмуниципальные педагогические чтения 2020 – выступила с сообщением на тему «Использование предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» в развитии речи детей дошкольного возраста». На районном методическом объединении выступила с мастер-классом на тему: «Использование предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками».

Часто родители воспитанников обращаются ко мне с вопросом: «Как организовать совместные игры и занятия с ребёнком, чтобы они были интересны, приносили радость, развивали его?» Что посоветовать родителям? Я много размышляла над этой проблемой и пришла к выводу, что работа должна вестись сразу в двух направлениях – с родителями с одной стороны и с детьми, с другой.

Сделать так, чтобы ребенок играл, развивался, обучался одновременно – задача очень сложная, и организовать этот процесс нелегко даже нам, педагогам. В разговоре с родителями я интересуюсь: «В какие игры вы играете со своим малышом?» Многие отвечают, что отдают предпочтение настольно – печатным играм, другие – знакомят детей с компьютерными играми и упражнениями, и, лишь небольшая группа родителей фантазирует вместе с малышом, придумывая сюжет игры, делая постройки для героев, обыгрывая их.

На одном из собраний я предложила родителям на короткое время побыть в роли детей и поиграть в игры, которые затем можно предложить ребенку дома.

Наблюдая за взрослыми во время игры, я поняла, почему их волнует вопрос об организации игр со своим малышом. Дело в том, что папы и мамы не умеют играть.

Изучив различные технологии развития детей, я предложила родителям познакомиться с развивающими играми для дошкольников В. В. Воскобовича – инженера – физика из Санкт – Петербурга, который в начале 90х годов разработал методику развивающего обучения для детей дошкольного возраста. Я рассказала, что все развивающие игры автор разделил на несколько групп и объединил одним названием «Сказочные лабиринты игры».

Продемонстрировав всё разнообразие развивающих игр В. В. Воскобовича, рассказав об их особенностях, я предложила родителям поиграть в любую понравившуюся им игру и затем высказать свое мнение. Так прошёл наш первый семинар – практикум, который положил начало плодотворной работе педагогов и родителей по реализации творческого проекта «Сказки Фиолетового леса для пап и мам», целью которого стало расширение и углубление знаний родителей по организации совместных игр с детьми дома, а также единение семьи.

Итак, решение принято. В нашей группе должна поселиться сказка, а, точнее, нам предстоит создать некое пространство – Фиолетовый лес, населенный удивительными персонажами.

Вскоре начала работу мастерская «Моя дружная семейка». Мамы кроили, шили, вязали, рисовали, делали аппликации, а папы выпиливали из фанеры, красили, крепили готовые макеты.

Шаг за шагом создавалось сказочное пространство – Фиолетовый лес. Работа в творческой мастерской сдружила родителей, выявила общие интересы, появились новые вопросы, на которые мы сообща искали ответы.

Знакомясь со сказками Фиолетового леса, развивающими играми В. В. Воскобовича, овладевая умением играть в них, создавая своими руками сказочное пространство – Фиолетовый лес и его персонажей родители постепенно подходили к ответу на вопрос об организации игр с малышами дома. Идея создания сказочной страны увлекала их, заставила взглянуть на общение с ребенком по-другому. Помогла пополнить родительскую копилку интересными знаниями и умениями, позволила включиться в процесс образования ребёнка, и, самое главное, изменить самих себя – стать более коммуникабельными, раскрепощёнными, творческими личностями. Во время создания развивающего пространства родителям были предложены различные варианты игр с использованием развивающих пособий В. В. Воскобовича. Взрослые погостили в городе Говорящих Попугаев. Братья Эник и Бэник разучивали с родителями словесные игры, пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением.

Наблюдая за взрослыми во время игры, я увидела уверенных, жизнерадостных людей, умеющих работать в команде, завлечь, поддержать, создать радостное настроение. Совместная работа над проектом «Сказки Фиолетового леса для пап и мам» дала положительные результаты.

Ещё хочу отметить, что участие в семинарах обоих родителей способствует единению семьи, сплочению её, а, значит, уменьшает риск скандалов и семейных неурядиц. Доброта, поселившаяся в доме, делает малыша счастливым, а занятия с мамой или папой приносят радость и развивают его.

Работа велась на протяжении 3-х лет и 8 месяцев, и была она систематической и планомерной. Разрабатывала перспективные планы, конспекты игр и технологические карты.

Для оценки уровня речевого развития детей провожу мониторинг два раза в год - в начале учебного года и в конце. Эти данные оформляю в таблицу.

Использование технологии «Фиолетовый лес» помогли мне развить: потребность в речевом общении у детей, сформировать условия для восприятия на слух художественного слова, научить детей логично и связно выражать свои мысли, развить монологическую речь.

«Фиолетовый лес» - это больше не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возрастаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес»
Опубликовано: 22 января 2022 в 10:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД