Папки-передвижки

Педагогический проект «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Наталья Бармина
Педагогический проект «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Паспорт проекта

Название проекта: Учимся ориентироваться в пространстве

Тип проекта: Практико-ориентированный

По количеству участников: Групповой

По продолжительности: Долгосрочный

Сроки реализации проекта: С сентября 2015г. по май 2016г.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (13 человек).

Публикация «Педагогический проект „Учимся ориентироваться в пространстве“ для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Цель проекта: Создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Этапы и сроки реализации:

1 этап: Подготовительный (сентябрь 2015 г.)

2 этап: Основной (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)

3 этап: Заключительный (май 2016 г.)

Ожидаемый конечный результат: Сформированы умения ориентироваться в пространстве у дошкольников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Автор проекта: Учитель-дефектолог Бармина Н. В.

Аннотация проекта.

Проект «Учимся ориентироваться в пространстве» направлен на создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В проекте обоснована актуальность, раскрыты основные задачи формирования пространственных представлений, описаны ожидаемые результаты, представлены этапы проведения проекта.

Актуальность.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с задержкой психического развития к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.

Практика работы показывает, что у детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в овладении пространственными представлениями. Эти дошкольники плохо ориентируются в схеме тела, испытывают затруднения при анализе структуры предмета, восприятии графических образов, понимании и воспроизведении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения. Поэтому, детям с задержкой психического развития необходима своевременная коррекционная помощь по устранению недостатков пространственного ориентирования.

В связи с этим, формирование пространственных представлений рассматривается как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования пространственных представлений понимается как универсальная способность, активизирующая познавательную деятельность в процессе восприятия.

Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Отсутствует научно обоснованная методика, которая обеспечила бы формирование у детей с ЗПР способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сензитивный дошкольный период. В тоже время владение пространственными представлениями играет исключительную роль в построении ребенком целостной картины мира и осознании своего места в нем.

Учитывая это, возникает потребность в создании модели формирования пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, исходя из их индивидуальных особенностей и адаптационных возможностей.

Таким образом, значимость проблемы, недостаточная разработанность научно обоснованных методических рекомендаций по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, позволяет считать тему актуальной.

Цель проекта: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные:

1. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных представлений: вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом, с, около.

2. Формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения: вперед, назад, налево, направо.

3. Формировать умение определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.

4. Формировать умение обозначать в речи взаимное расположение предметов.

5. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку.

2. Развивать внимание и память.

3. Развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (13 человек).

Сроки реализации проекта: с сентября 2015 года по май 2016 года.

Этапы проведения проекта:

1 этап: Подготовительный (сентябрь 2015 г.)

• Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

• Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

• Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию пространственных представлений, картотек дидактических, развивающих, подвижных игр с детьми.

• Обновление развивающей среды согласно возрасту детей.

2 этап: Основной (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)

• Реализация перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

3 этап: Заключительный (май 2016 г.)

• Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов.

• Проведение открытого занятия: «Волшебное путешествие».

Ожидаемые результаты:

- сформировано умение ориентироваться в окружающем пространстве, умение двигаться в заданном направлении;

- правильно определяет правую – левую руку;

- правильно обозначает словом свое местонахождение среди людей и предметов, а также положение одного предмета по отношению к другому;

- ориентируется на листе бумаги;

- умеет переносить полученные знания и умения в другие виды деятельности.

Социальный эффект проекта:

- дети умеют в повседневной жизни самостоятельно ориентироваться как в пространстве (повороты налево, направо, кругом; при переходе проезжей части дороги посмотреть сначала налево, затем направо и т. д., так и на плоскости (при сервировке стола расположение столовых приборов относительно тарелки и т. д.);

- сформирован интерес к играм, развивающим пространственные представления детей;

- сформированы представления о пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Литература:

1. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ Под общей ред. С. Г. Шевченко. — М. : Школьная Пресса, 2003. — 96 с.

3. Градова Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд. пед. наук: Г. Н. Градова. – СПб., 2010.

4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с.

5. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина - Брест: Издательство БрГУ, 2006.

6. Помораева И. А, Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Помоги ребенку ориентироваться в пространстве» По сравнению с нормально видящими детьми детям с нарушениями зрения труднее ориентироваться в пространстве. Что бы помочь детям подготовиться.

Педагогическая копилка «Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу особенностей пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Раскрыть.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «70 лет Ростовской области» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта: «70 лет Ростовской области» Актуальность проекта. Очень важно.

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем» Введение Планета Земля - наш общий дом для каждого человека, живущего в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Героев Отечества» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта: «Праздник Героев Отечества» Актуальность проекта. На современном.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Птичья столовая» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта: «Птичья столовая» Актуальность проекта. Очень важно привить.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Сохраним природу нашу» Название проекта: «Сохраним природу нашу» Тип проекта: познавательно-исследовательский Возраст детей: старший дошкольный Период выполнения:.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто» Педагогический проект для старшего дошкольного возраста на тему: «Никто не забыт, Ничто не забыто». Выполнила: воспитатель детского сада.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы-обереги» Педагогический проект Для детей старшего Дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы- обереги». МАДОУ № 57 «Дюймовочка» Воспитатель:.

Педагогический проект «Родной свой край люби и знай» для детей старшего дошкольного возраста Цель:знакомство детей с различными природными зонами, климатом нашей страны и области; с природой нашего края; с творчеством воронежских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 28 января 2016 в 13:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД