ЛарисаР
Конспект занятия в подготовительной группе с ЗПР «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Приоритетная образовательная область «Речевое развитие»
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста пересказу литературного произведения
Задачи:
Образовательные:
Связная речь:
- Учить связному рассказыванию сказки, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе с ЗПР „Пересказ сказки В, Сутеева „Кораблик“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сутеев В.Г.
- «Кораблик», Сутеев
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Словарь и грамматика:
- Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.
- Упражнять в умении составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов.
Развивающие:
- Развивать у детей слуховое внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание выслушивать ответы товарищей, не перебивать их во время пересказа.
Методы и приемы.
Словесные: вопросы, поощрения, словесные инструкции, художественное слово
Наглядные: рассматривание картинок
Практические: упражнения, игра
Оборудование: демонстрационный материал (картинка «Кораблик», плакат с поговоркой «Один за всех, все за одного»)
Предварительная работа: объяснение значения слов: соломинка, ореховая скорлупка, захлебнулся, рассматривание иллюстраций, заучивание поговорок и пословиц о дружбе
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, игровая
Планируемые результаты: пересказывает литературное произведение без существенных пропусков. Использует средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе, собственном творческом рассказывании.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 часть – вводная
Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность
- Ребята, перед вами два листа бумаги. Что вы видите на них? Вам интересно знать, что находится на обратной стороне листов? Как вы думаете, что можно увидеть на обратной стороне? Чтобы вы смогли увидеть, что там находится, нужно придумать предложение о дружбе, а я их запишу.
Дети рассматривают чистые листы бумаги.
Дети думают, предполагают, что находится на обратной стороне листов.
Предполагаемые ответы: «Картинка», «Письмо», «Рисунок» и т. д.
Дети придумывают предложение, садятся.
Предполагаемые ответы: «Вместе весело дружить», «Дружные ребята играют» и т. д.
2 часть – основная
Цель: организация образовательной деятельности воспитателя с детьми через эффективное использование методов и приемов, способствующих активизации детской деятельности, развитию познавательных способностей и интересов воспитанников
- Переверните листы бумаги.
- Что вы видите на первом листе бумаги? Как вы думаете, для чего нам нужен этот рисунок?
- А теперь посмотрите, что на другом листе бумаги.
- Ваня, прочитай, пожалуйста, что здесь написано.
- Что означает эта поговорка? О чем она?
- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
- «Нет друга – ищи, а нашел – …» (береги).
- «Человек без друзей, что дерево без…» (корней).
- «Дружба, как стекло, разобьешь – не …» (сложишь).
- «Не имей сто рублей, а имей сто…» (друзей).
- Ребята, подумайте, нужна нам дружба?
- Для чего необходимо дружить?
- А теперь, послушайте сказку В. Сутеева. Подумайте, какое название вы могли бы дать этой сказке?
Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».
- Какое название можно дать этой сказке?
Беседа о прочитанном.
- О ком рассказывается в этой сказке?
- Что придумали друзья?
- Как они строили кораблик?
- Как заканчивается сказка? Какими словами?
- Каким показан лягушонок в этой сказке?
- А его друзья какие?
- Чем вам понравилась сказка? Что в ней больше всего запомнилось?
Динамическая пауза.
Мы ногами топ – топ.
Мы руками хлоп – хлоп.
Мы глазами миг – миг.
Мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали
Руки кверху мы подняли.
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора.
- Ребята, а вы хотели бы сами рассказать эту сказку.
- Лиза и Саша желают рассказать сказку «Кораблик». Тогда вам надо договориться, кто будет рассказывать сначала, а кто продолжит.
Рассказать сказку 2 – 3 раза.
- Ребята, посмотрите на эти картинки и подумайте, почему они стоят вместе, рядом.
- В сказке «Кораблик» про кого можно сказать - «Один за всех, все – за одного»?
- А к лягушонку подходит эта поговорка?
- Почему не подходит?
- Про кого из ваших товарищей можно сказать : «Один за всех, все – за одного»?
Игра «Замени слово».
- Ребята, я знаю, что вы любите играть в игру «Живые слова». А я хочу предложить вам игру, которая называется «Замени слово». В ней вы будете заменять одно слово другим. Для игры я хочу вам прочитать предложения о дружбе, которые вы составили.
- Вам всем понравилось предложение «Дружные дети играют»? Кто из вас желает быть «словами»? Договоритесь между собой, кто каким словом будет, и прочитайте предложение.
- А теперь, замените слово «играют».
- Посмотрите, ребята, сколько интересных предложений у вас получилось?
- О чем рассказывают эти предложения? Дети рассматривают лист бумаги, на котором нарисован кораблик. Отмечают, что их предположение о том, что на листе – рисунок сбылось.
Дети предполагают, что мы будем разговаривать о кораблике.
Дети рассматривают лист, на котором нарисованы дети, держащиеся за руки, и написана поговорка «Один за всех, все – за одного». Дети, умеющие читать, читают поговорку: «Один за всех, все – за одного».
Дети рассуждают, о чем эта поговорка.
Предполагаемые ответы: «Эта поговорка о дружбе», «Эта поговорка о помощи друг другу».
Дети вспоминают пословицы и поговорки о дружбе. («Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»)
Предполагаемые ответы: «Всем людям необходимо дружить, потому что это весело и интересно».
Дети слушают сказку, придумывают ей название.
Предполагаемые ответы: «Кораблик», «Друзья», «Дружба».
Дети отвечают на вопросы по содержанию сказки.
Дети выполняют движения, согласно тексту стихотворения.
Дети рассказывают сказку, договариваются о последовательности пересказа.
Дети сопоставляют картинку с изображением кораблика и сказку. Предполагаемые ответы: «В сказке «Кораблик» и в поговорке говорится о дружбе и помощи друг другу.
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Дети договариваются шепотом, каким «словом» они будут в предложении и затем проговаривают его.
Дети заменяют слово в предложении и читают его с новыми словами.
После того, как дети прочитают предложение, предложить заменить слово «играют» на другое и встать на его место.
Предполагаемые ответы: «Веселятся», «Рисуют» и т. д.
Игра продолжается с участием всех детей.
Предполагаемые ответы: «В предложениях говорится о дружных детях».
3 часть – заключительная
Осуществление обратной связи, выявление удовлетворенности детей совместной деятельностью
- Ребята, я сегодня узнала, сколько всего вы знаете о дружбе, друзьях.
- А вы, что интересного узнали сегодня?
- Что вам понравилось больше всего?
сколько всего?
- Что для вас было трудным?
- Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением веселых и грустных детей. Улыбающимся детям было интересно, а у грустных детей, наверно что-то не получилось. Они испытывали затруднения при выполнении заданий. Представьте себе, что вы - эти дети. Какую картинку вы выбрали бы себе: улыбающегося или грустного ребенка?
- А теперь, предлагаю вам нарисовать кораблик и подарить его своему другу.
Дети делятся впечатлениями о том, что им понравилось, в чем были трудности.
Предполагаемые ответы: «Трудно было рассказывать сказку», «Трудно было заменить слово в предложении» и т. д.
Дети думают, размышляют, выбирают подходящую картинку.