МААМ-картинки

Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Ирина Банникова
Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

В настоящее время одной из самых важных проблем современного общества является состояние здоровья народонаселения страны. Под ним подразумевается комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей : их физическое и психическое здоровье, уровень интеллектуального развития, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества.

Основные пути решения этой проблемы можно представить следующим образом :

Публикация «Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» размещена в разделах

• воспитание с раннего детства разумного отношения к своему здоровью, создание правильного режима жизни, труда и отдыха;

• рациональное, сбалансированное по основным ингредиентам питание;

• оптимальная двигательная активность, развитие физической культуры;

• закаливание и профилактика организма;

• использование здоровьесберегающих технологий и проведение общеоздоровительных мероприятий.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. представляет одну из задач реализации основной образовательной программы как «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».

В условиях ДОУ компенсированного вида для детей с нарушением речи проблема здоровьесбережения наиболее актуальна : помимо речевого дефекта у них имеются хронические заболевания различных систем организма.

Поэтому в нашем МКДОУ № 9 приоритетными задачами в педагогической работе в реализации направления физического развития становится создание условий, при которых дети могут научиться:

• понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;

• осознавать особенности функционирования своего организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;

• взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна (жилище, улица);

• научиться приёмам самомассажа, различным оздоровительным гимнастикам;

• усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья; правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

Работа по сохранению психофизического здоровья у дошкольников осуществляется в соответствии с общедидактическими принципами, разработанными в отечественной педагогике. Это является основополагающим фактором в осуществлении правильного подхода к реализации направления «Физическое развитие детей» содержательного раздела основной образовательной программы, грамотной её организации, что определяет эффективность и успешность деятельности педагогов.

Основные направления в работе :

• вооружить детей старшего дошкольного возраста знаниями по вопросам физической культуры здоровья, воспитывать желание вести здоровый образ жизни;

• осуществлять вместе с медицинскими работниками и родителями закаливание организма детей, повышая его адаптационные возможности;

• развивать у детей двигательные качества и выносливость;

• способствовать психо-эмоциональному развитию каждого ребёнка;

формировать творческое взаимодействие с педагогами, способствовать развитию нестандартного мышления;

• привлечь особое внимание родителей к проблеме физического воспитания и оздоровления детей, ориентировать их самих на ведение здорового образа жизни.

Для реализации этих задач в МКДОУ № 9 создаются определённые условия :

• интеграция здоровьесберегающих технологий с содержанием основной образовательной программы ДОУ;

• наличие теоретических и практических знаний у педагогов;

• накопление и систематизация знаний по здоровьесберегающим технологиям и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ;

• активное сотрудничество с семьёй и социумом.

Основные методики, используемые педагогами ДОУ:

- оздоровление и воспитание ослабленных детей Е. А. Аркина;

- формирование двигательных навыков и умений М. А. Васильевой;

- оздоровительно-воспитательная работа в детском саду Ю. Ф. Змановского;

- включение родителей в процесс воспитания, оздоровления, образования

детей Т. Д. Дороновой, Е. В. Соловьёвой, А. Е. Жигиной, С. И. Мусненко;

- пальчикового массажа В. И,Дубровской;

- школы малого мяча Е. Н. Вавиловой, В. Г. Гришиной;

- сюжетно-ритмической гимнастики Н. А. Фимина.

Концепция коррекционно-оздоровительной работы строится на интеграции следующих направлений - физическое развитие, оздоровительная и коррекционная работа, воспитательная работа, основной целью которой является формирование у детей потребности быть здоровыми. Цель конкретизируется в оздоровительных, образовательных и воспитательных задачах.

Ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста, снижение уровня их физической и двигательной активности создаёт необходимость коренного изменения физического воспитания детей на основе переосмысления некоторых аспектов построения педагогического процесса и определение перспектив развития современной системы физического воспитания и формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, её основных составляющих и главных ориентиров по совершенствованию.

Формы организации и содержания работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников (далее ЗОЖ).

Суть инициативы состоит в воспитании здорового ребёнка. Значимость заключается в актуализации задач воспитания положительного отношения к ЗОЖ, на стабилизацию уровня физического и психического здоровья детей через взаимодействие «педагог - ребёнок – родитель». Ожидаемые результаты: снижение заболеваемости детей, повышение уровня физической подготовленности, формирование у детей и их родителей желания заботиться о своём здоровье.

Поэтому задачами перспективного проектирования деятельности по озвученной проблеме можно считать:

- вооружение детей теоретическими сведениями по вопросам здоровья, физической культуры, основ гигиены и правил психологического сосуществования, воспитывать желание вести ЗОЖ;

- закаливание детей, психо-эмоциональное развитие каждого ребёнка;

- привлечение родителей к вопросам физического воспитания и формирования здоровья дошкольников, приобщение их к ЗОЖ.

Для реализации поставленных целей в ДОУ создаются определённые условия :

- интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием основной образовательной программы ДОУ;

- наличие теоретических и практических знаний у педагогов ДОУ;

- накопление и систематизация методических материалов и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ;

- активное сотрудничество с семьёй и социумом.

Содержание системной работы :

- анкетирование педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и на предмет представлений их о здоровье детей и ЗОЖ;

- диагностика представлений детей о ЗОЖ;

- рациональная организация деятельности по формированию ценности здорового образа жизни, её место в нагрузке и режиме дня, формы и методы реализации;

- планирование мероприятий совместно с другими педагогами ДОУ;

- работа с родителями.

В соответствии с письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения от 14.03.2000г. №65/23-16» учебно-воспитательная работа выглядит следующим образом :

- беседы, игры, экскурсии и походы, валеологические досуги;

- беседы о правильном питании;

- мероприятия по предупреждению травматизма;

- интегрированная образовательная деятельность.

Модель работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о здоровом образе жизни включает в себя три этапа – подготовительный (диагностическое и организационное направление, внедренческий (внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в педагогический процесс, контрольно-оценочный (итоги, перспектива).

Взаимодействие детского сада и семьи осуществляется посредством:

- анкетирования, наблюдения, тестирования, бесед;

- наглядной агитации по формированию представлений о ЗОЖ;

- встречи со специалистами ДОУ, родительские консультации, собрания,

Дни открытых дверей, досуги и праздники, индивидуальный запрос;

- знакомство с опытом семейного воспитания (газета, детское портфолио).

Комплексная система физического воспитания в ДОУ:

- занятия физической культурой в зале и на воздухе;

- ежедневная утренняя гимнастика, коррегирующая гимнастика, гимнастика пробуждения после дневного сна, закаливающие мероприятия первого уровня;

- музыкально-ритмическая активность, динамические паузы и физкультминутки;

- пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика;

- релаксационные упражнения;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- физкультурные и валеологические праздники, развлечения, досуги;

-образовательная деятельность в направлении «Физическое развитие».

Гигиена, режим, питание:

- подбор мебели согласно ростовым показателям;

- закаливающие мероприятия второго порядка с медперсоналом;

- поддержание температурно-воздушного режима;

- контроль за качеством приготовления пищи с учётом пожеланий детей и родителей;

-щадящий режим в группах на период адаптации;

- гигиенические и водные процедуры;

- медико-психологические услуги;

-аэроаквагенерация (пузырьковые ванны для ног, плавание в бассейне, гидромассаж, общеукрепляющий ручной массаж.

Физкультурно-оздоровительная досуговая деятельность способствует совершенствованию детского организма, формирует положительную самооценку детей, воспитывает потребность в здоровом образе жизни. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления, одно только ожидание праздника может вызвать у ребёнка позитивные эмоции. Организованный досуг является незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств, решаются различные виды оздоровительных задач – закрепление навыков диафрагмального речевого дыхания, развитие координационных способностей, кистевого праксиса, чувства ритма и темпа, формируется навык правильной осанки, оптико-пространственный праксис, речевые навыки, воспитывается адекватная оценка и позитивное мировосприятие.

Таким образом, из вышесказанного хочется сделать вывод о том, что задача нашего детского сада – не только сохранить здоровье малышей, но и укрепить его, научить детей самих заботиться о своём здоровье – успешно решается на протяжении многих лет и в дальнейшем вся деятельность ориентирована на развитие и многообразие применения различных методик и технологий здоровье сбережения.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения.

«Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» Пример аналитической справки по итогам тематического контроля В ДОУ «___» в период с ___ по ___ год был проведен тематический контроль по теме: «Формирование у детей представлений.

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию потребности в здоровом образе жизни» Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию потребности в здоровом образе жизни. Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста 1 слайд. Актуальность темы определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей шестого года жизни с ОНРКонспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей шестого года жизни с ОНР тема «Путешествие в страну Математика"ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Упражнять составлять арифметические задачи. Совершенствовать умение ориентироваться.

Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни «Путешествие в страну «Здоровей-ка» Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка». Цель:.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в кружковой работе Выступление на тему «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через работу кружка.

Опыт работыТема опыта: «Формирование представлений о здорово образе жизни у старших дошкольников». Опыт работы Тема опыта: «Формирование представлений о здорово образе жизни у старших дошкольников». Условия возникновения опыта В настоящее.

Сказки о здоровом образе жизни Сказка про то, как белка всех зверей приучила к зарядке. В одном большом и красивом лесу жили звери. Все они были заняты своими делами:.

Сообщение «Развитие мелкой моторики и речи детей при формировании представлений о здоровом образе жизни» Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2015 в 19:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД