Градиленко Ольга
Перспективное планирование по обучению детей дошкольного возраста с ОНР пересказу литературных произведений по опорным схемам
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование
по обучению детей дошкольного возраста с ОНР пересказу литературных произведений с использованием опорных схем.
Перспективный план работы по формированию навыков
пересказа литературных произведений у дошкольников с ОНР
Старшая группа (2019-2020 уч. год)
Месяц Образовательная деятельность Система целей и задач
Сентябрь
Публикация «Перспективное планирование по обучению детей дошкольного возраста с ОНР пересказу литературных произведений по опорным схемам» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Обследование детей
Д/И «Где начало рассказа?».
Д/И «Подскажи словечко».
Д/И «Я начну, а ты закончи». Подбор и изучение художественных произведений и иллюстраций к ним, дидактических игр.
Изготовление графических схем и сюжетных картинок для обучения последовательному пересказу с наглядной опорой.
Октябрь Чтение коротких рассказов.
Д/И «Подбери картинки»,
Д/И «Речевая дорожка»,
Д/И «Найди ошибку» - Подготовить детей к восприятию литературных текстов (умение отвечать на вопросы, понимать основную идею при чтении текста воспитателем);
- Развитие слухового внимания;
- Умение устанавливать логику событий читаемого воспитателем текста.
- Обогащение словарного запаса.
- Упражнение детей в выборе предметных и сюжетных картинок к коротким рассказам.
Ноябрь Пересказ рассказа «Ёж»
(по Е. Чарушину). Презентация.
Д/И. «Сложи по порядку»
Д/И. «Расколдуй картинки»
+ ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием опорной схемы (предметные картинки).
- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов.
- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.
- Развитие слухового и зрительного внимания детей.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
Декабрь
Пересказ рассказа «Лиса»
(по Е. Чарушину).
Работа с альбомом «Дикие животные».
Придумывание символов к рассказу. - Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем (мнемокартинки).
- Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
- Обогащение представления детей об образе диких животных (лисицы).
- Активизация и обогащение словарного запаса.
- Развитие умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
Январь Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки»
(по К. Д. Ушинскому).
П. И. «Кот Васька»
Д. /и «Подбери слова» (противоположности). - Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на опорную схему (предметные картинки).
- Формирование навыка пересказа текста рассказа с помощью опорных картинок.
- Формирование простейших навыков грамматического согласования слов.
- Развитие интонационной выразительности речи.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения и подражательности.
Февраль Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал»
(по Н. Сладкову).
Рассматривание альбома Дикие животные»,
Д. И. «Разложи картинки по-порядку» - Формирование навыков пересказа с наглядной опорой в виде графических схем и опорных картинок.
- Формирование у детей активного зрительного и слухового контроля правильности составления пересказа.
- Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
- Активизация и обогащение словарного запаса.
- Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
- Воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к животным.
Март Пересказ рассказа «Купание медвежат»
(по В. Бианки).
Работа с лэпбуком «Творчество В. Бианки». - Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
- Продолжать учить образовывать существительные с суффиксами –енок; онок.
- Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
- Расширять представления детей о диких животных.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
Апрель
Пересказ рассказа «Пришла весна»
(по Л. Н. Толстому)
Рассматривание репродукций по лексической теме «Весна». - Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
- Совершенствовать умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Май Пересказ рассказа «Поющий букет»
(по В. Бирюкову). - Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
- Развитие навыков диалогической формы речи, умение передавать диалог действующих лиц.
- Активизация и обогащение словаря по теме «Насекомые», «Цветы».
- Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.
- Воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к насекомым.
Перспективный план работы по формированию навыков
пересказа литературных произведений у дошкольников с ОНР
Подготовительная группа (2020-2021уч. год)
Сентябрь Пересказ рассказа «Лесной голосок»
(по Г. Скребицкому)
Наблюдение в природе. Загадки о птицах. - Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
- Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
- Активизация и обогащение словарного запаса.
- Воспитывать бережное отношение к птицам
Октябрь Пересказ рассказа «По грибы» («По ягоды») Я. Тайца
Д/и «Скажи ласково».
Пересказ рассказа Я. Тайца
+_ ПРЕЗЕНТАЦИЯ. -Продолжать учить детей пересказывать рассказ, опорные картинки;
- Учить передавать диалог персонажей.
- Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- Активизировать словарь по теме;
- Развивать умение согласовывать слова в предложениях.
- Воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.
Ноябрь Пересказ рассказа «Кот-ворюга» К. Паустовского (адаптированный текст).
Работа по лексической теме «Домашние животные»
+ ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ЛЭПБУК. - Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ.
- Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
- Развивать речевой слух.
- Прививать интерес к литературе.
- Воспитывать заботу о животных
Декабрь Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову-Микитову)
Д/И по теме «Зимующие птицы» («Парочки», «Лото», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», - Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.
- Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.
- Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
- Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»
Январь Пересказ рассказа «Четыре художник. Зима» (по. Г. Скребицкому)
Рассматривание иллюстраций о природе.
Отгадывание загадок о временах года. .- Формирование навыков пересказа с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- Развитие навыков планирования пересказа.
- Формирование связной монологической речи.
- Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
Февраль Пересказ рассказа Пересказ рассказа «Пушок»
(по Г. Скребицкому).
Д/и «Дополни предложение»
Д/ и «Подскажи словечко»
- Формирование навыков пересказа достаточно большого по объему текста с наглядной опорой в виде графических схем.
- Усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка.
- Воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к животным
Март Пересказ рассказа «Первая охота» В. Бианки
Изучение лексической темы «Насекомые».
Рассматривание альбома «Насекомые». -Формирование умения последовательно пересказывать текст с опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий.
- Формирование восприятия текста.
- Развитие навыков планирования пересказа текста.
-Формирование активного зрительного и слухового контроля правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.
-Активизация и обогащение словаря.
Апрель Пересказ рассказа «Пчелки на разведках»
(по К. Д. Ушинскому).
Рисование символов к рассказу. - Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- Развитие навыков диалогической формы речи, умение передавать диалог действующих лиц.
- Активизация и обогащение словаря по теме «Насекомые», «Цветы».
- Закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
- Воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к насекомым.
Май
Пересказ рассказа «Домашний воробей» (по М. Богданову)
Повторение лексической темы «ПтицыДидактические игры: «Угадай, кто это?», «Кто больше подберет действий (признаков?»
- Закреплять умение связно, последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- Формирование активного зрительного контроля правильности составления пересказа.
- Развитие связной монологической речи.
- Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.