Юлия Виноградова
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад №6 Красносельского района Санкт-Петербурга
План
по самообразованию воспитателя
Виноградовой Ю. В.
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Санкт-Петербург
Актуальность.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Работая над этой темой, я поставила перед собой
задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- обобщение знаний по данной теме.
Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе на 2016-2017 учебный год.
№ Название цель
Октябрь
1. "Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. " Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши-слышать, нос-дышать и определять запах, пальцы-определять форму, структуру поверхности, язык-вкус).
2. "Почему все звучит?" Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
3. "Прозрачная вода. " Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес.
4. "Волшебница вода. " Выявить, что вода принимает форму сосуда, растворяет некоторые вещества, может окрашиваться.
Ноябрь
5. "Какие предметы могут плавать?" Дать детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
6. "Подушка из пены. " Развить у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене.
7. "Воздух повсюду. " Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства: невидимость, невесомость.
8. «Воздух работает». Дать представления о том, что воздух может двигать предметы.
Декабрь
9. "Свет вокруг нас. " Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру.
10. "Свет и тень. " Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
11. «Замерзшая вода». Выявить, что лед-твёрдое вещество, плавает. Тает, состоит из воды.
12. «Пузырьки-спасатели». Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.
Январь
13. "Разноцветные шарики. " Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки.
14. "Всё увидим, всё узнаем. " Познакомить с прибором –помощником – лупой и её назначением.
15. "Льдинки" Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством воды.
Февраль
16. "Волшебная рукавичка. " Выявить свойства магнита притягивать некоторые предметы.
17. "Водяная мельница. " Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
18. «Звенящая вода». Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
19. «Угадайка». Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
Март
20. "Солнечные зайчики. " Понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить отражать свет зеркалом.
21. «Что отражается в зеркале?" Познакомить с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
22. «Волшебное сито». Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от примесей с помощью сита.
23. «Цветной песок». Познакомить детей со способом изготовления цветного песка, научить пользоваться тёркой.
Апрель
24. "Подводная лодка из винограда". Показать, как всплывают и поднимается подводная лодка, рыба.
25. "Что любят растения. " Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
26. «Проращивание семян». Выявить факторы, необходимые для прорастания семян.
27. «Что горит?» Уточнить знания детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности сжечь металл, воду, стекло.
Май
28. "Черное и белое" Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
29. "Упрямые предметы. " Познакомить с физическим свойством - энерцией.
30. «Путешествие капельки». Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.
31. «Песок и глина». Учить детей сравнивать песок и глину, выявлять их свойства
Формы работы Сроки Практический выход, примечание.
Создание детской лаборатории в группе и оснащение её оборудованием. В течение года
Изучение методической литературы В течение года Составление картотеки игр-экспериментов.
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Сентябрь. Перспективное планирование.
Распространение опыта. Вторая половина года. Открытые занятия.
Работа с родителями. В течение года Консультации, участие в проектах, стенгазеты, папки-передвижки, фотовыставки.