Забудская Кирьяна
План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Воспитатель Забудская К. А.
Цель: продолжить повышать уровень своего педагогического, профессионального мастерства и компетентности.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах и способах их использования. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер.
Публикация «План по самообразованию на тему „Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольников необходимо продолжать знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают о возможности получения некоторых цветов путём смешения других. Вводятся новые виды заданий, при выполнении которых дети овладевают некоторыми техническими приёмами, учатся смешивать краски на палитре.
Знакомство с формой в этом возрасте предполагает введение дополнительно к 5 уже известным фигурам двух новых фигур, усвоение представлений о разновидностях треугольников и овалов. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы.
В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины.
Задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста».
2. Создать предметно-пространственной развивающей среды
3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
4. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
5. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
План работы над самообразоваием :
Сбор и анализ информации по данной теме;
Изучение методической литературы;
Посещение НОД других воспитателей для получения опыта;
Приобретение и создание дидактических игр и пособий
Публикация материала из личного опыта в педагогическом интернет-сообществе
Создание картотеки игр
Консультации для родителей
Анализ проведенной работы.
Сентябрь.
Совершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше, поровну (д/и «Найди пару», «Найди отличия»)
Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше (д/и «Матрешки», «Сравни ленты»)
Развивать вкусовые и тактильные ощущения (д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты)
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Закрепить умение различать и называть части суток («Что сначала- что потом»)
Работа с родителями. Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».
Октябрь.
Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения (д/и «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками)
Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность (д/и «Что где находится?», «Найди такой же»)
Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет» (д/и «Тонет-не тонет)
Работа с родителями. Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Ноябрь.
Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках (д/и «Где встречается этот цвет?», «Цветовое лото», «Подбери к букету вазу», «Волшебный волчок», «Радуга», «Палитра осени». Игра «Красим воду».
Упражнять в умении классифицировать предметы по общему признаку (д/и «Четвертый лишний»)
Продолжать учить ориентировке в пространстве.
Работа с родителями. Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».
Декабрь.
Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке»)
Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине (д/и «Подбери по форме»)
Закрепить представления о последовательности частей суток (п/и «День-Ночь»)
Работа с родителями. Консультация для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».
Январь.
Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку (д/и «Четвертый лишний»)
Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет (д/и «Что может быть круглым» (квадратным, овальным, «Что может быть красным…»)
Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами (д/и «По росту становись», «Матрешки»)
Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Работа с родителями. Консультация «Роль развивающих игр для детей».
Февраль.
Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку (д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?»)
Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине (д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол»)
Работа с родителями. Консультация «Тренируем руки – развиваем речь».
Март.
Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей (д/и «Из чего сделано?»)
Работа с родителями. Привлечь родителей к изготовлению д/и
Апрель.
Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия (д/и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки»)
Работа с родителями. Консультация для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».
Май.
Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Мониторинг усвоенного материала на конец года (д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Цветовое лото»)
Работа с родителями. Консультация: «Игры с водой и песком».