МААМ-картинки

План проекта для детей группы с ЗПР «Развитие графомоторных навыков»

Светлана Глущенко
План проекта для детей группы с ЗПР «Развитие графомоторных навыков»

Название проекта«Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР».

Тип  проекта :

- информационный;

- речевой;

- познавательный;

- долгосрочный.

Участники проекта :

- учитель-логопед;

- учитель-дефектолог;

- воспитатели группы;

- дети старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик»;

Публикация «План проекта для детей группы с ЗПР „Развитие графомоторных навыков“» размещена в разделах

-родители воспитанников группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик».

Сроки реализации проекта : 1ноября – 23 мая 2022 - 2023 учебного года.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель проекта : развивать у детей старшего возраста с ЗПР графомоторные навыки.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Для детей :

Образовательные: формировать зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве; формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

Развивающие : развивать у детей умение правильно держать в руке карандаш; развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, мышление, зрительное, слуховое восприятие; развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, стремление доводить начатое до конца.

Для педагогов: повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах развития графомоторных умений детей с ЗПР старшего возраста. Создать в группе развивающую среду необходимую для реализации данного проекта.

Для родителей: вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения различных приемов, направленных на развитие графомоторных умений детей с ЗПР.

Актуальность проекта :

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной – волевой сфере ребенка. Если у детей недостаточный уровень развития графического навыка, то это ведет к целому ряду трудностей в обучении письму, таким как: низкий темп письма; быстрая утомляемость при письме; неровная, «дрожащая» линия; лишком сильный нажим; трудности в воспроизведении формы графических элементов; несоблюдение размера графических элементов; большое количество помарок и исправлений.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.

Многие ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие графомоторных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведение контуров. Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма.

Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен: техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому работа по развитию графомоторных навыков должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, таким образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Проблема формирования графических навыков у детей требует

постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а

сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается

совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового,

зрительного, кинетического и кинестетического. А у детей с ЗПР проблема формирования графических навыков встает острее, так как у них отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе

У детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдается широкий спектр психических и моторных нарушений. Ведущей причиной этих нарушений является органическая недостаточность центральной нервной системы, и, как следствие, тонические нарушения, задержка формирования тонкой моторики, зрительно-моторной координации и т. д. Это значительно усложняет задачи по формированию графомоторных навыков, поэтому для решения данной проблемы следует использовать нестандартные пути обучения данной категории детей и учитывать психофизиологию ребенка.

Поэтому, для формирования графомоторных навыков у детей

с отклонениями в развитии необходимо обязательно развивать :

-общую моторику, которая имеет благоприятное влияние на физическое

развитие ребенка в целом, на мелкую моторику, серийную организацию

движений и зрительно-пространственную координацию, что является

частью функциональной базы графомоторных навыков

-тонкую моторику, влияющую непосредственно на развитие внимания,

мышления, памяти, зрительного, слухового восприятия и речи ребенка

-функциональную базу графомоторных навыков.

Доказано, что период с 4 до 7 лет у детей является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая. Поэтому следует именно в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости

от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки.

Мелкая моторика – важный показатель физического и нервно-психического

развития дошкольника. Тонкие движения руки способствуют развитию

внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При

выполнении различных действий с предметами решается большая часть

мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя

их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные

интегрированные образы и представления. Чем больше запас проб и

действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более

высокому уровню развития мышления. В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА

• Совместная деятельность детей и учителя-логопеда.

• Совместная деятельность воспитателя и детей.

• Совместная деятельность детей и учителя-дефектолога.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Совместная деятельность учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.

• Совместная деятельность родителей и детей.

Обеспечение проекта :

аудио, видео системы, фотоаппаратура, ноутбук;

материалы для продуктивной и игровой деятельности по данной теме;

создание и пополнение развивающей среды играми, пособиями для обучения детей чтению;

создание информационных буклетов, памяток для родителей;

методическая литература по данной теме;

мультимедийные презентации для работы с родителями.

Принципы работы учителя-логопеда и воспитателей с детьми:

принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы;

принцип природосообразности, т. е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

принцип постепенности подачи учебного материала;

принцип обеспечения активной языковой практики;

принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

В ходе реализации проекта мы предполагаем, что дети научатся:

штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку или в линию;

передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей

копировать простейшие рисунки.

копировать фразы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап – Подготовительный (организационный).

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

Содержание первого этапа:

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Анкетирование родителей воспитанников группы с целью выявления знаний родителей по вопросам формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Диагностика уровня развития графомоторных навыков у детей групп для индивидуального подхода при реализации проекта.

Анализ уровня педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Подбор пособий и методической литературы по данной теме.

2 этап – Основной (практический).

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

Содержание второго этапа:

Проведение целенаправленной работы с детьми по развитию графомоторных навыков в различных видах деятельности.

Проведение консультации для родителей по теме: «Развитие графических навыков и мелкой моторики у детей».

Проведение групповой консультации для родителей по теме: «Значимость систематической работы по формированию графомоторных навыков у ребенка в семье».

Организация выставок методической литературы и пособий для родителей по данной теме.

Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости).

Создание буклетов, памяток, рекомендаций для родителей по данной теме.

3 этап – Заключительный (итоговый).

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Содержание третьего этапа:

Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Экспресс-диагностика детей по развитию у детей с ЗПР графомоторных навыков.

Анализ эффективности проделанной работы со стороны родителей и со стороны педагогов.

Творческий отчет о проекте на педсовете ДОУ и РМО учителей-логопедов.

Публикации по теме:

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План проекта для детей группы с ЗПР «Развитие графомоторных навыков»
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 08:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД