Лучший педагог года

Музыкально-ритмические упражнений, направленные на развитие речи у детей с кохлеарными имплантами

Александра Макарова
Музыкально-ритмические упражнений, направленные на развитие речи у детей с кохлеарными имплантами

В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Я. Росс, И. В. Королева, Е. А. Огородникова, С. П. Пак, Э. И. Столярова, Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Россия; Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия

Публикация «Музыкально-ритмические упражнений, направленные на развитие речи у детей с кохлеарными имплантами» размещена в разделах

Учеными представлены результаты исследования восприятия музыкальных сигналов (фрагменты народной музыки, звуки различных инструментов) русскоязычными пациентами с кохлеарными имплантами (КИ). Известно, что восприятие музыки с помощью КИ характеризуется сильными искажениями, а также низкой эффективностью реабилитации. Эти ограничения, прежде всего, определяются особенностями преобразования звуковых сигналов процессором КИ и, как следствие, нарушениями восприятия спектрально-временных характеристик акустических сигналов пациентом с КИ.

Обучение музыкально-ритмическим движениям направлено на формирование способности учащихся воспринимать музыку – ее характер, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм, тембр, звуковысотные отношения) и выражать эмоциональное содержание музыки в движениях.

Цель музыкально-ритмических занятий – приобщение глухих детей к различным видам деятельности, связанным с музыкой, и тем самым развитие их слухового восприятия, двигательной и эмоционально-волевой сфер, психических функций, произносительной стороны речи. На занятиях у детей целенаправленно развиваются умения взаимодействовать в коллективе сверстников, получать удовольствие от совместной деятельности, связанной с музыкой.

Упражнения носят общеразвивающий характер, направлены на укрепление, развитие и коррекцию движений учащихся. В занятия включены танцевальные движения, танцы, упражнения по ритмической гимнастике.

Важное значение на музыкально-ритмических занятиях придается развитию у обучающихся слухо-зрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей (с использованием фонетической ритмики и музыки). Ведется целенаправленная работа по развитию речевого дыхания, голоса, закреплению звукового состава речи, восприятия на слух и воспроизведения элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведения слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера (не менее 20 минут на каждом занятии). Обучение строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями: на индивидуальных занятиях формируются первичные произносительные умения, а их закрепление целенаправленно осуществляется как на индивидуальных, так и на музыкально-ритмических занятиях, фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и технике речи, фонетических зарядках, а также в ходе всего образовательно-коррекционного процесса в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды.

Упражнения на развитие чувства ритма и темпа

1. Движение под разнохарактерную музыку

Под марш дети ходят ритмично, высоко поднимая колени. Под веселую, быструю музыку выполняют произвольные танцевальные движения. С окончанием музыки дети должны остановиться.

Цель этого упражнения – научить детей определять начало и конец звука, определять ритм, темп, громкость и характер музыки.

2. Моделирование хлопками каждой доли такта в музыке двухдольного метра плясового характера.

Ученики слушают музыку и отвечают на вопросы учителя о ее характере, темпе, метрической структуре. Они говорят, что музыка веселая, в умеренном темпе, считать надо «раз-два».

При выполнении хлопков под музыку учитель постоянно напоминает детям, что звучит веселый танец. Ученики отрабатывают не только ритмичность движений под музыку, но и выразительность их выполнения. Этому способствует показ движений учителем и его соответствующие пояснения.

3. Дети учатся моделировать движениями простейшие ритмы, отхлопывая их.

Сначала учитель показывает детям таблички с записью ритмов и исполняет их на фортепиано (на одной клавише в первой октаве). Школьники учатся воспроизводить хлопками ритмы, ориентируясь на их графическое изображение на табличках и подражая учителю. После этого они упражняются в самостоятельном воспроизведении хлопками простых ритмов, ориентируясь на табличку и восприятие музыкальных звуков, исполняемых учителем на фортепиано. Затем дети воспроизводят ритм хлопками и речью (например, произнося слогосочетание па-па-па).

После того, как дети научатся воспринимать ритмы на слух, узнавать и воспроизводить их, ученики учатся узнавать на слух фрагмент детских и народных песен, народных прибауток с разным ритмическим рисунком.

4. Педагог исполняет на инструменте фрагменты мелодий и прибауток и поет: «Зайчик, мой зайчик», «Петушок, петушок». Ученики смотрят на педагога и слушают. После этого они учатся соотносить услышанный ритм каждой мелодии с его графическим изображением по табличке:

Зай-чик, мой зай-чик.

Пе-ту-шок, пе-ту-шок.

Ребята воспроизводят ритмический рисунок под музыку сначала хлопками и речью (на слог па, а затем проговаривают слова прибауток под музыку, стараясь точно передать в речи ритм данной мелодии.

5. Ученики входят под марш. Учитель изменяет темп музыки. Дети соответственно меняют темп своих движений. Ученики строятся в круг. Прежде всего они произносят изолированные гласные звуки [а], [о], [у], [и], [а], слоги па, по, пу, пи, пэ на одном выдохе. Затем учитель предлагает им следующий стихотворный текст с движениями:

Кричу в лесу: «А-у! А-у!» И мне в ответ: «А-у! А-у!»

В горах кричу: «А-у! А-у!» Гора в ответ: «А-у! А-у!»

Кричу – резко ударить кулачком левой руки от груди в сторону;

В лесу – опустить давящим движением руки ото рта вниз;

И мне – отвести руки от носа вперед (ладони от себя);

В ответ – бросить резко руки вниз, раскрыв сжатые кулачки;

В горах – соединить указательный и большой пальцы и вращать руками перед грудью;

Учитель произносит звуки [а], [у] в первой и третьей строчках низким голосом, во второй и четвертой – высоким.

Декламация песен под музыку

Обучение декламации песен под музыку является одним из средств совершенствования произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха, ее внятности, интонационной структуры.

При декламации сама мелодия, ее выразительные средства диктуют необходимость воспроизведения важнейших элементов речевой интонации: ритмической структуры, логического ударения, динамических оттенков, темповых изменений. Это важно, ибо развитие голосовых модуляций необходимо для более естественного звучания речи детей с нарушениями слуха [ Яхнина 2003: 224]. Также это метод способствует совершенствованию дикции: внятности и четкости воспроизведения слов песни; содействует развитию восприятия музыки; способствует развитию кругозора учеников за счет разнообразия тематики песен, обогащению их словарного запаса новой лексикой.

1. На начальном этапе у детей формируется умение исполнять под музыку мелодию хлопками и ритмично произносить слоги. Затем они учатся одновременному взятию дыхания и воспроизведению ритма голосом. Когда ученики достаточно будут знакомы с песней, они учатся выделять логическое ударение во фразе. Ученики прослушивают выразительное исполнение песни учителем, закрепляют свободное и эмоциональное исполнение выученного фрагмента.

Упражнения на развитие произносительной стороны речи

Важное значение придается развитию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи (слухового и слухо-зрительного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур) : слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий, базовые мелодические модуляции голоса – ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового диапазона); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударения во фразе, мелодическая структура фраз; темп речи (нормальный, быстрый, медленный). В процессе работы над ритмико-интонационной структурой речи детей применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение различению и опознаванию на слух ритмико-мелодических элементов речи, моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры фраз. Широко используются речевые упражнения под музыку. Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающиеся у учеников возможности восприятия элементарных музыкальных структур содействуют повышению слухового внимания к речевой интонации, более осознанному вслушиванию в ее структуры [ Яхнина 2003: 87].

1. «Сирена»

Это упражнение помогает выработать связь высоты звука с «положени-ем зевка». Нужно представить машину скорой помощи, которая мчится к месту катастрофы. Этот веющий звук то плавно «въезжает» вверх, то также плавно опускается вниз. Произнося звук [м] на низкой ноте и сомкнутых губах при слегка разжатых челюстях, нужно плавно, постепенно, как сирена, уводить его к более высоким нотам, разжимая одновременно челюсти и удерживая сомкнутыми губы. Затем так же, как сирена, постепенно звук [м] опускается вниз, и челюсти сближаются. При этом важно удерживать его прочно губами, успевая достаточно разжимать челюсти при движении вверх и сближать их при движении вниз. Подражание сирене хорошо связывается с мелодией. Сначала пропеваются два звука: нижний, как и в речи, воспроизводится плотно сомкнутыми губами при слегка разжатых челюстях и переводится «сиреной» к более высокому звуку с расширением формы [м]. Задержавшись на верхней ноте, звук «сиреной» опускается снова к первому звуку, при этом следует слегка сближать челюсти. Затем следует пауза и вдох, «сирена» идет со следующей ноты.

Также это упражнение хорошо выполнять на гласных звуках.

2. «Живая гамма»

Все ученики объявляются «живой гаммой». Слева направо, как на клавиатуре, участвующие пропевают звук [a]. Педагог как бы играет на этой «живой гамме», взмахом руки показывая вступление каждому.

3. «Налесной полянке» (слова П. Кагановой, музыка Б. Кравченко)

По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.

Утром рано на лесной поляне

Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та (3 раза).

Из берлоги вылез медвежонок,

Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ (3 раза).

Лягушата делают зарядку,

Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква (3 раза) и т. д.

Упражнения по изменению силы голоса

1. «Ветер»

Педагог предлагает детям изобразить ветер. Под быструю, громкую музыку ветер дует сильно. Дети раскачивают руками над головой и на долгом выдохе громко произносят звук [y]. Под спокойную музыку ученики плавно покачиваются из стороны в сторону. На выдохе тихо пропевают звук [y].

2. «Тихо-громко»

На одном звуке дети пропевают слоги (па, по, пу и т. д.) под музыкальное сопровождение. Педагог играет на одном звуке сначала громко, затем тихо.

3. «Дождик»

Под плавную музыку дети пропевают слог да-да-да тихим голосом, показывая плавные движения руками. Затем педагог играет «staccato» и дети произносят слог отрывисто и громко.

За счет использования музыкально-ритмических упражнений у детей с КИ улучшается острота слуха, расширятся частотный и динамический диапазон слухового восприятия. Это осуществляется в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, которое может существовать как самостоятельный вид деятельности и предшествовать или сопутствовать другой музыкальной деятельности детей; при обучении детей музыкально-ритмическим движениям, в исполнительской деятельности. При выполнении упражнений совершенствуется слухо-мышечная чувствительность, формируется различение неречевых ритмов. Выработка реакции на звучание повышенной громкости, умеренной громкости способствует формированию восприятия, определения динамических оттенков (громкая, тихая музыка). Обучение детей различать умеренный и быстрый темпы музыки посредством слухового восприятия способствует развитию восприятия темповой стороны звучания. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации – речи, неречевых звуков, музыки.

Только при комплексном учете задач, которые решаются на музыкально-ритмических занятиях, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для наиболее полноценного развития детей, приобщения их к духовной культуре общества, социальной адаптации [ Яхнина 2003: 81].

Публикации по теме:

Дидактические игры, направленные на развитие словаряДидактические игры, направленные на развитие словаря Уважаемые педагоги предлагаю вашему вниманию дидактические игры своими руками!Я работаю в логопедической группе, где очень важно развивать.

Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Березина Светлана.

Игры, направленные на развитие детейИгры, направленные на развитие детей Развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на речевое развитие детей. В своей работе с детьми во второй группе раннего возраста данную.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста Актуальность темы заключается в том, что в дошкольных учреждениях с каждым годом растет процент плохо говорящих детей, у которых есть трудности.

Игры, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников.Игры, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников. Чтобы научить ребёнка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та другая функции выполняются одними и теми же органами.

Методические рекомендации, направленные на развитие познавательного интереса у детей 6–7 лет к миру насекомых Методические рекомендации для педагогов ДОУ, направленные на развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет к миру насекомых. В целях.

Музыкально-дидактическая игра «Ритмические рыбки»Музыкально-дидактическая игра «Ритмические рыбки» Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, а также.

Музыкально ритмические игры для детей Эти простые музыкально - дидактические игры возможно возможно использовать на занятиях,вечерах развлечений,а также предложить родителям.

Отчёт по самообразованию: «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.» Тема моего самообразования – «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.», которую.

Развитие музыкально одаренных детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности бюджетное дошкольное образовательное учреждение Любинского муниципального района Омской области «Камышловский детский сад» Обобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-ритмические упражнений, направленные на развитие речи у детей с кохлеарными имплантами
Опубликовано: 29 октября 2017 в 21:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД