Лучший педагог года

Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ (7 фото)

Татьяна Пакулова
Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ

Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ

Цель инновационной деятельности заключается в теоретическом и практическом обосновании возможностей организации эффективной работы ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования.

Данная цель предполагает выделение трех групп задач, определяющих ее решение:

Психолого-педагогические задачи:

Публикация «Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ» размещена в разделах

1. Определить сущность и специфику проявления детских инициатив дошкольном возрасте.

2. Изучить современные модели организации дополнительного образования детей в ДОУ.

3. Обосновать современные подходы к поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования в условиях ДОУ.

Организационно-методические задачи:

1. Разработать программно-методическое обеспечение дополнительного образования дошкольников в условиях ДОУ, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития.

2. Обеспечить целенаправленную деятельность ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования.

3. Организовать мониторинг эффективности деятельности ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования.

Управленческие задачи:

1. Сформировать пакет нормативно-правовых документов и локальных нормативных актов, обеспечивающих реализацию инновационного проекта.

2. Разработать функциональные обязанности специалистов, обеспечивающих реализацию программ дополнительного образования дошкольников с учетом целей инновационного проекта.

3. Обеспечить оптимизацию предметно-развивающей среды ДОУ для осуществления целей и задач инновационного проекта.

4. Определить источники финансирования инновационного проекта.

Ключевая идея проекта состоит в том, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен проявлять инициативы, связанные с проявлением самостоятельности, познавательной активности, интереса к созидательной, творческой, коммуникативной деятельности. В связи с этим представляется актуальным поддержка детских инициатив, посредством включения детей в различные виды деятельности в рамках дополнительного образования. Это позволит обеспечить обогащение детского развития и создать благоприятную социальную ситуацию для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Дополнительное образование в ДОУ будет эффективным, если оно опирается на психолого-педагогические принципы поддержки детских инициатив и будет ориентировано на целенаправленное обогащение детского развития посредством создания дополнительных образовательных пространств, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, включения детей в культурные практики, организации сотрудничества детей и взрослых, приобщения детей к социокультурным нормам.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования инновационный проект позволит обеспечить:

сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала детей как субъектов отношений с людьми, миром и самим собой;

формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылок учебной деятельности;

вариативность и разнообразие содержания дошкольного образования и его организационных форм.

Отличительной стороной инновационного проекта является определение дополнительного образования в ДОУ как средства, обеспечивающего поддержку детских инициатив и амплификацию (обогащение) детского развития.

Результативность инновационного проекта определяется с трех позиций:

1. Сформированности пакета нормативной и программно-методической документации, диагностического инструментария для обеспечения дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития.

2. Организационная и функциональная оформленность в ДОУ модели дополнительного образования детей, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития.

3. Удовлетворенность родителей положительной динамикой индивидуально-личностного развития детей как следствия поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ.

В качестве возможных условий использования результатов реализации инновации выступают:

1. Диссеминация педагогического опыта посредством проблемных семинаров, конференций, профессиональных форумов, методические объединения районного и краевого значения, участия в конкурсах Всероссийского значения; публикации в периодических изданиях; представления материалов по инновационному проекту на интернет-сайте.

Организация стажировок педагогов и руководителей ДОУ на базе нашего образовательного учреждения

Критериями оценки результативности по первой позиции – сформированности пакета нормативной и программно-методической документации, диагностического инструментария для обеспечения дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития, выступают:

нормативный критерий: наличие пакета нормативно-правовых и локальных актов, регламентирующих реализацию дополнительного образования в ДОУ;

программно-методический критерий: наличие программно-методических материалов по обеспечению процесса дополнительного образования детей;

диагностический критерий: разработанность диагностического комплекса для обеспечения мониторинга удовлетворенности родителей положительной динамикой индивидуально-личностного развития детей как следствия поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ.

Критериями оценки результативности по второй позиции – организационная и функциональная оформленность в ДОУ модели дополнительного образования детей, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития, выступают:

организационный критерий: наличие в ДОУ организационных структур, обеспечивающих реализацию дополнительного образования детей, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития;

функциональный критерий: наличие необходимых кадровых ресурсов для дополнительного образования детей;

критерий оснащенности: наличие необходимого материально-технического оборудования, помещений для организации дополнительного образования детей, обогащение детского развития.

Критерием оценки результативности по третьей позиции – удовлетворенность родителей положительной динамикой индивидуально-личностного развития детей как следствия поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ, выступает:

эмоционально-оценочный критерий: отношение родителей к деятельности ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ.

Содержание инновационного проекта направлено на повышение эффективности дополнительного образования в ДОУ посредством его целенаправленной ориентации на учет инициатив детей и обогащение детского развития.

Реализация инновационного проекта является одним из направлений деятельности ДОУ, осуществляемых за рамками основной образовательной программы на бесплатной и платной основе для воспитанников старшего дошкольного возраста в форме кружковой, студийной работы. Дополнительное образование в дошкольном образовательном учреждении осуществляется с учетом: приоритетных направлений ДОУ (художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное); запросов родителей (законных представителей) воспитанников; индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Основанием включения дошкольника в деятельность по освоению дополнительных образовательных программ являются результаты индивидуального наблюдения за ребенком, экспертных заключений родителей, педагогов о предпочтениях и инициативах дошкольника в участии в определенных видах деятельности, потребности в познании отдельных областей знания, экспериментировании и др. По результатам индивидуального наблюдения составляется индивидуальная «карта инициатив ребенка» в которой фиксируются задатки и предрасположенности, интересы, склонности ребенка к определенным видам деятельности. Данная карта обсуждается с родителями и педагогами (воспитатель, психолог, педагоги дополнительного образования) и на ее основе проектируется индивидуальный вариант образовательной траектории дошкольника посредством обогащения детского развития. Наличие или отсутствие особых, повышенных способностей к определенному виду деятельности не всегда является основанием включения ребенка в определенный кружок или студию, важным является собственная инициатива и интерес дошкольника.

Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется по желанию родителей (их законных представителей) на основе заявления. Периодичность и продолжительность дополнительного образования определена действующим СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т. д. (СП 2.4.3648-20)

Реализация дополнительных программ дошкольного образования основано на использовании новых гибких форм организации жизнедеятельности детей в творческих студиях, кружках, секциях организуемых в дошкольном учреждении. С этой целью в ДОУ будут созданы и содержательно наполнены дополнительные образовательные пространства для формирования и удовлетворения познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, включения детей в культурные практики, организации сотрудничества детей и взрослых, приобщения детей к социокультурным нормам.

Основными элементами педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования в ДОУ для поддержки детских инициатив и обогащения детского развития, выступают: деятельностный подход; формирование внутренней мотивации; предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития; возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление; соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т. д., которые создают благоприятный морально-психологический климат; интегративный подход; проектная деятельность; инновационные компьютерные технологии.

Содержательное обогащение детского развития посредством дополнительного образования в нашем ДОУ обеспечивается в рамках деятельности:

студий: хореографической «В мире танца», изостудия «Веселая кисточка»;

кружков: кружок английского языка «Say! Hello!», кружок дошкольной подготовки «Словолодочки», кружок логопедический «Говорушки», кружок тестопластики «Забайкальские мотивы», кружок «Ступеньки к творчеству», кружок рисования «Карандашик», музыкальный кружок «Соловушки», кружок лепки из глины «Чудо-глина», кружок пластилинографии «Радуга», кружок фольклорный «Печки-лавочки», кружок театральный «Сказка» и др.

Перечень студий и кружков, ежегодно может дополняться и изменяться в соответствии с инициативами детей и пожеланиями родителей.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить поддержку детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования. Развитие творческой активности каждого ребенка, его самореализации в различных видах деятельности представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом. При этом значимой является идея амплификации (обогащения) детского развития, положенная в основу ФГОС ДО.

Согласно идее амплификации необходимо целенаправленно обеспечивать не интенсификацию, а содержательное и системно-деятельностное обогащение детского развития, расширяя тем самым границы развития дошкольника и варианты построения его индивидуальной траектории развития и социализации.

В основе данной идеи лежит понимание того, что дошкольник очень пластичен, сенсибелен, легко обучаем. Он многое может. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания раннего воспитания и обучения при строгом учете возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Данное положение указывает на актуальность разработки проблемы научно-практического обоснования и поиска современных подходов к организации дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития. Данная проблема была положена в основу инновационной деятельности нашего ДОУ.

Новизна инновационного опыта состоит в том, что в результате инновационной деятельности будут определены психолого-педагогические подходы к поддержке детских инициатив и обогащению детского развития посредством реализации комплекса программ дополнительного образования дошкольников и вариативных форм и моделей его осуществления.

Практическая значимость результатов инновационного проекта состоит:

• в создании пакета нормативной и программно-методической документации, диагностического инструментария для обеспечения дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития;

• в создании в ДОУ вариативной модели дополнительного образования как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития;

в достижении положительной динамики индивидуально-личностного развития детей как следствия целенаправленной поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования.

Срок реализации инновационного проекта: 2021-2026 г.

Этапы работы.

1. Проблемно-прогностический этап (сентябрь - декабрь 2021 г.) : разработка программы инновационного проекта:

2. Организационный этап (январь 2021 г. – август 2022 г) : создание необходимых условий для обеспечения, разработки и реализации программы инновационного проекта.

3. Основной этап (экспериментальный) (сентябрь 2022г. - май 2026г.) : реализация и обогащение детских инициатив средствами дополнительного образования

4. Обобщающий этап (июнь - август 2026 г.) : обработка данных, соотнесение результатов проекта с поставленными целями и задачами, определение перспектив.

В настоящее время коллектив МДОУ «Сказка» находится на третьем - основном этапе, который подразумевает реализацию инновационного проекта.

На данный момент (на начало экспериментального этапа) созданы программы кружков и студий по запросам родителей и инициатив ребенка, которые начали работу с октября 2021 г.

Разработана карта инициатив ребенка и проведено наблюдение родителей и воспитателей за детьми с целью выявления способностей и наклонностей каждого ребенка индивидуально.

Разработана нормативная документация.

ДОУ располагает помещениями для реализации программ дополнительного образования : спортивный и музыкальный залы, кабинет для творчества, кабинет логопеда, спортивная площадка, юниор-комплексы, предметно-развивающая среда в группах и др.

В ДОУ работают специалисты: психолог, логопед-дефектолог, специалист по работе с родителями. Работают педагоги дополнительного образования : художник, хореограф, руководитель физического воспитания, преподаватель английского языка, учитель начальных классов.

Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ
Поддержка детских инициатив и обогащение детского Развитие ребенка Дополнительное образование Развитие ребенка Материалы для педагогов Темочки Определить сущность и специфику проявления детских инициатив дошкольном возрасте Изучить современные модели организации дополнительного образования детей в ДОУ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Обогащение предметной среды средствами мини-музеевОбогащение предметной среды средствами мини-музеев Здравствуйте уважаемые коллеги! Наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными партнерами. Одним из таких соц.

Фотоотчет ко Дню российской науки о работе детского объединения дополнительного образования «Юные экобиологи»Фотоотчет ко Дню российской науки о работе детского объединения дополнительного образования «Юные экобиологи» Фотоотчет о работе детского объединения дополнительного образования "Юные ЭКОбиологи" (ко Дню российской науки). Автор: Седова Наталья Владимировна,.

Стенгазета-фотоотчет по сотрудничеству с учреждением дополнительного образованияСтенгазета-фотоотчет по сотрудничеству с учреждением дополнительного образования В нашей группе уже стало традицией выпускать газету к какому нибудь событию. Это и праздники (День Матери, 8 марта, 23 февраля, Новый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ
Опубликовано: 2 апреля 2024 в 05:50
+241Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД