МААМ-картинки

Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ (7 фото)

Татьяна Пакулова
Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ

Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ

Цель инновационной деятельности заключается в теоретическом и практическом обосновании возможностей организации эффективной работы ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования.

Данная цель предполагает выделение трех групп задач, определяющих ее решение:

Психолого-педагогические задачи:

Публикация «Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ» размещена в разделах

1. Определить сущность и специфику проявления детских инициатив дошкольном возрасте.

2. Изучить современные модели организации дополнительного образования детей в ДОУ.

3. Обосновать современные подходы к поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования в условиях ДОУ.

Организационно-методические задачи:

1. Разработать программно-методическое обеспечение дополнительного образования дошкольников в условиях ДОУ, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития.

2. Обеспечить целенаправленную деятельность ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования.

3. Организовать мониторинг эффективности деятельности ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования.

Управленческие задачи:

1. Сформировать пакет нормативно-правовых документов и локальных нормативных актов, обеспечивающих реализацию инновационного проекта.

2. Разработать функциональные обязанности специалистов, обеспечивающих реализацию программ дополнительного образования дошкольников с учетом целей инновационного проекта.

3. Обеспечить оптимизацию предметно-развивающей среды ДОУ для осуществления целей и задач инновационного проекта.

4. Определить источники финансирования инновационного проекта.

Ключевая идея проекта состоит в том, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен проявлять инициативы, связанные с проявлением самостоятельности, познавательной активности, интереса к созидательной, творческой, коммуникативной деятельности. В связи с этим представляется актуальным поддержка детских инициатив, посредством включения детей в различные виды деятельности в рамках дополнительного образования. Это позволит обеспечить обогащение детского развития и создать благоприятную социальную ситуацию для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Дополнительное образование в ДОУ будет эффективным, если оно опирается на психолого-педагогические принципы поддержки детских инициатив и будет ориентировано на целенаправленное обогащение детского развития посредством создания дополнительных образовательных пространств, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, включения детей в культурные практики, организации сотрудничества детей и взрослых, приобщения детей к социокультурным нормам.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования инновационный проект позволит обеспечить:

сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала детей как субъектов отношений с людьми, миром и самим собой;

формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылок учебной деятельности;

вариативность и разнообразие содержания дошкольного образования и его организационных форм.

Отличительной стороной инновационного проекта является определение дополнительного образования в ДОУ как средства, обеспечивающего поддержку детских инициатив и амплификацию (обогащение) детского развития.

Результативность инновационного проекта определяется с трех позиций:

1. Сформированности пакета нормативной и программно-методической документации, диагностического инструментария для обеспечения дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития.

2. Организационная и функциональная оформленность в ДОУ модели дополнительного образования детей, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития.

3. Удовлетворенность родителей положительной динамикой индивидуально-личностного развития детей как следствия поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ.

В качестве возможных условий использования результатов реализации инновации выступают:

1. Диссеминация педагогического опыта посредством проблемных семинаров, конференций, профессиональных форумов, методические объединения районного и краевого значения, участия в конкурсах Всероссийского значения; публикации в периодических изданиях; представления материалов по инновационному проекту на интернет-сайте.

Организация стажировок педагогов и руководителей ДОУ на базе нашего образовательного учреждения

Критериями оценки результативности по первой позиции – сформированности пакета нормативной и программно-методической документации, диагностического инструментария для обеспечения дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития, выступают:

нормативный критерий: наличие пакета нормативно-правовых и локальных актов, регламентирующих реализацию дополнительного образования в ДОУ;

программно-методический критерий: наличие программно-методических материалов по обеспечению процесса дополнительного образования детей;

диагностический критерий: разработанность диагностического комплекса для обеспечения мониторинга удовлетворенности родителей положительной динамикой индивидуально-личностного развития детей как следствия поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ.

Критериями оценки результативности по второй позиции – организационная и функциональная оформленность в ДОУ модели дополнительного образования детей, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития, выступают:

организационный критерий: наличие в ДОУ организационных структур, обеспечивающих реализацию дополнительного образования детей, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития;

функциональный критерий: наличие необходимых кадровых ресурсов для дополнительного образования детей;

критерий оснащенности: наличие необходимого материально-технического оборудования, помещений для организации дополнительного образования детей, обогащение детского развития.

Критерием оценки результативности по третьей позиции – удовлетворенность родителей положительной динамикой индивидуально-личностного развития детей как следствия поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ, выступает:

эмоционально-оценочный критерий: отношение родителей к деятельности ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ.

Содержание инновационного проекта направлено на повышение эффективности дополнительного образования в ДОУ посредством его целенаправленной ориентации на учет инициатив детей и обогащение детского развития.

Реализация инновационного проекта является одним из направлений деятельности ДОУ, осуществляемых за рамками основной образовательной программы на бесплатной и платной основе для воспитанников старшего дошкольного возраста в форме кружковой, студийной работы. Дополнительное образование в дошкольном образовательном учреждении осуществляется с учетом: приоритетных направлений ДОУ (художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное); запросов родителей (законных представителей) воспитанников; индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Основанием включения дошкольника в деятельность по освоению дополнительных образовательных программ являются результаты индивидуального наблюдения за ребенком, экспертных заключений родителей, педагогов о предпочтениях и инициативах дошкольника в участии в определенных видах деятельности, потребности в познании отдельных областей знания, экспериментировании и др. По результатам индивидуального наблюдения составляется индивидуальная «карта инициатив ребенка» в которой фиксируются задатки и предрасположенности, интересы, склонности ребенка к определенным видам деятельности. Данная карта обсуждается с родителями и педагогами (воспитатель, психолог, педагоги дополнительного образования) и на ее основе проектируется индивидуальный вариант образовательной траектории дошкольника посредством обогащения детского развития. Наличие или отсутствие особых, повышенных способностей к определенному виду деятельности не всегда является основанием включения ребенка в определенный кружок или студию, важным является собственная инициатива и интерес дошкольника.

Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется по желанию родителей (их законных представителей) на основе заявления. Периодичность и продолжительность дополнительного образования определена действующим СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т. д. (СП 2.4.3648-20)

Реализация дополнительных программ дошкольного образования основано на использовании новых гибких форм организации жизнедеятельности детей в творческих студиях, кружках, секциях организуемых в дошкольном учреждении. С этой целью в ДОУ будут созданы и содержательно наполнены дополнительные образовательные пространства для формирования и удовлетворения познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, включения детей в культурные практики, организации сотрудничества детей и взрослых, приобщения детей к социокультурным нормам.

Основными элементами педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования в ДОУ для поддержки детских инициатив и обогащения детского развития, выступают: деятельностный подход; формирование внутренней мотивации; предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития; возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление; соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т. д., которые создают благоприятный морально-психологический климат; интегративный подход; проектная деятельность; инновационные компьютерные технологии.

Содержательное обогащение детского развития посредством дополнительного образования в нашем ДОУ обеспечивается в рамках деятельности:

студий: хореографической «В мире танца», изостудия «Веселая кисточка»;

кружков: кружок английского языка «Say! Hello!», кружок дошкольной подготовки «Словолодочки», кружок логопедический «Говорушки», кружок тестопластики «Забайкальские мотивы», кружок «Ступеньки к творчеству», кружок рисования «Карандашик», музыкальный кружок «Соловушки», кружок лепки из глины «Чудо-глина», кружок пластилинографии «Радуга», кружок фольклорный «Печки-лавочки», кружок театральный «Сказка» и др.

Перечень студий и кружков, ежегодно может дополняться и изменяться в соответствии с инициативами детей и пожеланиями родителей.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить поддержку детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования. Развитие творческой активности каждого ребенка, его самореализации в различных видах деятельности представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом. При этом значимой является идея амплификации (обогащения) детского развития, положенная в основу ФГОС ДО.

Согласно идее амплификации необходимо целенаправленно обеспечивать не интенсификацию, а содержательное и системно-деятельностное обогащение детского развития, расширяя тем самым границы развития дошкольника и варианты построения его индивидуальной траектории развития и социализации.

В основе данной идеи лежит понимание того, что дошкольник очень пластичен, сенсибелен, легко обучаем. Он многое может. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания раннего воспитания и обучения при строгом учете возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Данное положение указывает на актуальность разработки проблемы научно-практического обоснования и поиска современных подходов к организации дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития. Данная проблема была положена в основу инновационной деятельности нашего ДОУ.

Новизна инновационного опыта состоит в том, что в результате инновационной деятельности будут определены психолого-педагогические подходы к поддержке детских инициатив и обогащению детского развития посредством реализации комплекса программ дополнительного образования дошкольников и вариативных форм и моделей его осуществления.

Практическая значимость результатов инновационного проекта состоит:

• в создании пакета нормативной и программно-методической документации, диагностического инструментария для обеспечения дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития;

• в создании в ДОУ вариативной модели дополнительного образования как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития;

в достижении положительной динамики индивидуально-личностного развития детей как следствия целенаправленной поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования.

Срок реализации инновационного проекта: 2021-2026 г.

Этапы работы.

1. Проблемно-прогностический этап (сентябрь - декабрь 2021 г.) : разработка программы инновационного проекта:

2. Организационный этап (январь 2021 г. – август 2022 г) : создание необходимых условий для обеспечения, разработки и реализации программы инновационного проекта.

3. Основной этап (экспериментальный) (сентябрь 2022г. - май 2026г.) : реализация и обогащение детских инициатив средствами дополнительного образования

4. Обобщающий этап (июнь - август 2026 г.) : обработка данных, соотнесение результатов проекта с поставленными целями и задачами, определение перспектив.

В настоящее время коллектив МДОУ «Сказка» находится на третьем - основном этапе, который подразумевает реализацию инновационного проекта.

На данный момент (на начало экспериментального этапа) созданы программы кружков и студий по запросам родителей и инициатив ребенка, которые начали работу с октября 2021 г.

Разработана карта инициатив ребенка и проведено наблюдение родителей и воспитателей за детьми с целью выявления способностей и наклонностей каждого ребенка индивидуально.

Разработана нормативная документация.

ДОУ располагает помещениями для реализации программ дополнительного образования : спортивный и музыкальный залы, кабинет для творчества, кабинет логопеда, спортивная площадка, юниор-комплексы, предметно-развивающая среда в группах и др.

В ДОУ работают специалисты: психолог, логопед-дефектолог, специалист по работе с родителями. Работают педагоги дополнительного образования : художник, хореограф, руководитель физического воспитания, преподаватель английского языка, учитель начальных классов.

Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ
Поддержка детских инициатив и обогащение детского Развитие ребенка Дополнительное образование Развитие ребенка Материалы для педагогов Темочки Определить сущность и специфику проявления детских инициатив дошкольном возрасте Изучить современные модели организации дополнительного образования детей в ДОУ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Обогащение предметной среды средствами мини-музеевОбогащение предметной среды средствами мини-музеев Здравствуйте уважаемые коллеги! Наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными партнерами. Одним из таких соц.

Фотоотчет ко Дню российской науки о работе детского объединения дополнительного образования «Юные экобиологи»Фотоотчет ко Дню российской науки о работе детского объединения дополнительного образования «Юные экобиологи» Фотоотчет о работе детского объединения дополнительного образования "Юные ЭКОбиологи" (ко Дню российской науки). Автор: Седова Наталья Владимировна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ
Опубликовано: 2 апреля 2024 в 05:50
+241Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День грибов. Передвижка «Осторожно, грибы!»

Сбор грибов – увлекательное занятие, но нельзя забывать об осторожности. Надо отличать съедобные грибы от их ядовитых сородичей, чтобы в корзину не попали такие представители грибного царства, как...

16 апреля. День голоса. Передвижка «Охрана детского голоса»

Все дети любят петь, но нужно делать это правильно. Детский организм постоянно растет, голосовой аппарат только развивается, потому важно беречь голос у детей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД