МААМ-картинки

Портфолио как инструмент взаимодействия ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС

Мария Петрищева
Портфолио как инструмент взаимодействия ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС

Пребывание ребенка в детском саду является важной вехой в жизни не только детей, но и их родителей. От того, как будет протекать этот отрывок времени, как сложатся взаимоотношения родителей и коллектива дошкольного учреждения, зависит будущее ребенка, его физическое и психическое здоровье, его полноценное развитие.

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Публикация «Портфолио как инструмент взаимодействия ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС» размещена в разделах

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей : от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.

При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.

В своей работе мы используем традиционные, и нетрадиционные формы и методы работы с родителями, стараемся изучать и внедрять инновационные технологии и разработки.

Нет ничего лучше для развития сотрудничества между педагогами, детьми и родителями, чем совместная творческая и исследовательская работа. Совместное творчество сближает, улучшает взаимопонимание между малышами и их родителями. В процессе творчества родители начинают понимать, что потраченная на совместную деятельность минута обернется часами радости, хорошего настроения и близкого общения. Втягиваясь в творческую исследовательскую работу, родители проявляют интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, к их желаниям и настроению.

В качестве такой творческой деятельности дошкольников, родителей и педагогов мы используем технологию портфолио. В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога, так и коллектива в целом (группы).

Термин портфолио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио – «показать все, на что ты способен».

Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает высокий уровень адаптивности в каждом ребенке. А с помощью портфолио очень легко фиксировать все интересные и положительные моменты жизни ребенка в детском саду.

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий, таких как добровольность и заинтересованность: автор портфолио должен быть заинтересован в его создании. Отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен размещать какой-либо материал в папке портфолио, то делать этого не нужно. Ребенок должен чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать. Структуру и содержание портфолио определяет либо педагог, либо члены семьи (не забывайте обязательно учитывать мнение ребёнка). Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно быть ярким и красочным, чтобы привлекать, заинтересовывать, вызывать желание рассматривать и читать его. Вместе с тем, страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было все понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Портфолио могут быть самыми разнообразными. По своей принадлежности они подразделяются на портфолио дошкольника, педагога, любого коллектива (группы, детского сада. Мы же сегодня расскажем про портфолио дошкольника МДОБУ «Сказка» с. Изобильное.

При разработке портфолио дошкольника мы работали по принципу совместного общения взрослого и ребенка. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно становится средством воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого и дарит огромную радость обоим. Основой такого общения становятся не нотации, замечания, нравоучения, а совместное переживание минут радости, огорчений, открытий. Особая атмосфера такого тесного взаимодействия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.

Приступая к реализации технологии портфолио, мы определили цель его создания: сбор, систематизация, фиксация результатов развития дошкольника, достижений в различных областях, демонстрация способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

создавать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

поддерживать интерес воспитанника к определенному виду деятельности;

поощрять активность и самостоятельность воспитанника;

содействовать индивидуализации воспитания и образования;

закладывать предпосылки и возможности для успешной социализации воспитанника;

выявлять детей, имеющих способности к определенному виду

деятельности, содействовать их дальнейшему развитию;

укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать

заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с МДОБУ.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому сначала стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходимо продумать систему помощи родителям: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Мы просим родителей быть наблюдательными и стараться замечать все новое и интересное в жизни их детей и непременно фиксировать, записывать все интересные моменты. С помощью портфолио родители могут видеть своего ребенка со стороны, узнают его желания, интересы.

Период формирования Портфолио проходит с момента зачисления ребенка в МДОБУ до выпуска в школу или перевода в другое МДОБУ. Наполнение Портфолио содержанием производится воспитателями группы и родителями (законными представителями) воспитанника совместно с ребенком в течение учебного года. Материалы Портфолио пересматриваются и дополняются не реже трех раз в год (октябрь, январь – промежуточное оформление, май – итоговое). Портфолио оформляется в соответствии с разделами, определенными структурой Портфолио. Ответственность за формирование Портфолио, систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателей группы. Портфолио хранится в свободном доступе для родителей (законных представителей) в группе МДОБУ в течение всего времени пребывания ребенка. При переводе ребенка в другое МДОБУ Портфолио выдается на руки родителям (законным представителям). При выпуске ребенка из МДОБУ Портфолио вручается воспитаннику и по усмотрению родителей (законных представителей) может быть использовано при поступлении ребенка в школу.

Предлагаем вашему вниманию структуру Портфолио дошкольника МДОБУ «Сказка» с. Изобильное.

1. Раздел «Давайте познакомимся» (титульный лист) - оформляется

воспитателем, включает в себя.

Обязательные сведения:

- фамилия, имя, отчество воспитанника; - дата начала и окончания ведения Портфолио.

2. Раздел «Обо мне» включает в себя.

Обязательные сведения:- фотографию ребенка; дату его рождения; место жительство; рост и вес ребенка; моя семья; мои друзья; мой режим дня;

Обязательные сведения:

- сочинение родителей о своем ребенке «Какой наш ребенок?» - пишется родителями (законными представителями) при поступлении воспитанника в МДОБУ и ежегодно обновляется по желанию;

- сочинение воспитанника о себе «Кто я?», записывается родителями (законными представителями) со слов ребенка перед выпуском в школу.

Сведения, включаемые по желанию родителей (законных представителей) : «Мои друзья обо мне» - записывается воспитателем со слов воспитанников группы; «О чем я мечтаю»; «Что я люблю» и т. д.

3. Раздел «Я расту» включает в себя.

Обязательные сведения:

- «Паспорт здоровья» – заполняется медицинской сестрой и инструктором по физической культуре;

Сведения, включаемые по желанию родителей (законных представителей) : отпечатки ладошки, ножки ребенка в разном возрасте; рубрики «Мой режим дня»; «Я гуляю»; различные фоторепортажи о физкультурно-оздоровительных мероприятиях дома и т. д.

4. Раздел «Вот, что я могу» включает в себя:

Обязательные сведения:

- «Мои дошкольные достижения» - заполняется воспитателями МДОБУ совместно с воспитанником в конце учебного года ;«Мои увлечения» - заполняется родителями (законными представителями) совместно с ребенком ; информацию о посещении воспитанником учреждений дополнительного образования с приложением фотографий.

Сведения, включаемые по желанию родителей, воспитателей, специалистов МДОБУ (законных представителей) : отзывы педагогов учреждений дополнительного образования (если ребенок посещает эти учреждения); фоторепортажи о различных культурно-массовых мероприятиях с участием ребенка, важных событиях из жизни ребенка; рисунки, поделки, рассказы ребенка и т. д.

5. Раздел «Мои успехи» заполняется родителями (законными представителями, воспитателями, специалистами МДОБУ и включает в себя:

Обязательные сведения:

- фотографии работ или сами работы, победившие в различных конкурсах;копии или оригиналы грамот, дипломов, благодарственных писем.

Полученные награды фиксируются воспитателями в «Листе успехов и достижений», который ведется на протяжении всего пребывания воспитанника в ДОУ.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников:

родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, мы отметили, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений не только в группе детского сада, но и в семье.

Такая организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на тесном сотрудничестве, помогла нашему детскому саду стать более открытым для родителей и детей, сблизила педагогов с родителями, помогла выработать единую линию взаимодействия в воспитании и полноценном развитии ребенка, помогла определить реальные перспективы для успешного и интересного сотрудничества.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель: воспитать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать свою страну, свою работу, любить своих близких и уважать окружающих их людей.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным ВОЗ,.

Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики Кардинальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования – изменилась ее основополагающая цель, содержание, технологии. Изменение.

Консультация «Современные технологии взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Перед тем, как начать делиться опытом работы по данной теме, хочу процитировать слова советского педагога, заслуженного учителя Василия.

Консультация «Детский сад-семья: аспекты взаимодействия в условиях введения ФГОС» Одной из задач нового стандарта является повышение культуры родителей, педагогической грамотности семьи. Федеральный государственный образовательный.

Развитие речи детей раннего возраста в рамках введения ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования,«речевое развитие включает владение речью как.

Родительское собрание в старшей группе в рамках введения ФГОС «Международная Конвенция ООН о правах ребенка» Тема: «Международная Конвенция ООН о правах ребенка – документ для взрослых и детей»Цель: повысить уровень психолого-педагогической компетенции.

Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС дошкольного образования» План-конспект Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО" Асауленко Г. В., старший воспитатель,.

Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО Семья и дошкольные организации - два важных института социализации.

Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи и общества в рамках ФГОС до: опыт, проблемы и перспективы Мантурова Т. И Тема: Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи и общества в рамках ФГОС ДО: опыт, проблемы и перспективы.

Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Портфолио как инструмент взаимодействия ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 18:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД