Наталия Кирпичёва
Познавательно-исследовательский проект в старшей коррекционной группе «Наш богатый урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнили воспитатели и логопед:
Алексеева Галина Григорьевна
Кирпичёва Наталия Юрьевна
Полевая Ирина Алексеевна
«Добрые сердца — это сады, добрые мысли — это корни,
добрые слова — это цветы, добрые дела — это фрукты.
Позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков,
заполните его светом добрых слов и добрых дел»
Генри Лонгфелл
Актуальность.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей коррекционной группе „Наш богатый урожай“» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Воспитание у ребёнка экологического сознания и поведения является неотъемлимой частью современного образования детей дошкольного возраста. Дети с самых ранних лет должны понимать, что природа бесценна и надо ее изучать, охранять и с благодарностью пользоваться её дарами. Дети с нарушениями речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности дифференциации таких понятий, как «овощи- фрукты». Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. Несформированность грамматических представлений у дошкольников в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе.
Всегда актуальной остается проблема укрепления здоровья детей. В питании ребенка непременно должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно в овощах, фруктах и ягодах. Важно донести до сознания ребенка пользу употребления в пищу овощей, фруктов и ягод, об их пользе для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания, приобщить детей к здоровому образу жизни.
Предлагаем вашему вниманию проект, проведенный в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста. Данный проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Овощи, фрукты, ягоды». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Цель: Развитие экологической культуры детей посредством ознакомления детей с разнообразием растительного мира (овощи, фрукты, ягоды).
Задачи проекта :
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы.
- Систематизировать знания о разнообразии фруктов, овощей, их строении и особенностях.
-Уточнить и расширить запас представлений об овощах, фруктах, ягодах.
-Расширять представления о способах ухода за садово-огородными растениями.
-Учить классифицировать, овощи, ягоды по определённым признакам (по месту их произрастания, по способу их употребления, приготовления различных блюд).
Развивающие:
- Развивать и обогащать словарь детей по теме, формировать грамматический строй.
- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о природе и окружающем мире.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
Воспитательные:
-Знакомить детей с трудом овощеводов, садоводов. Воспитывать уважение к труду взрослых,
-Воспитывать эстетический вкус при рассматривании натюрмортов и объектов природного окружения (сад, огород). Воспитывать желание передавать характерные признаки овощей, фруктов в изобразительной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе и эмоциональную отзывчивость.
Тип проекта :
1) по содержанию: познавательно - исследовательский
2) по составу участников: дети логопедической старшей группы, воспитатели, логопед, родители, медсестра, работники библиотеки.
3) по срокам реализации: краткосрочный (3 недели).
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Познакомятся с разнообразием фруктов, овощей, ягод, их строением и особенностями, узнают, какую пользу приносят овощи, фрукты, ягоды и будут соблюдать правила здорового питания.
-Дети научатся классифицировать овощи- фрукты по разным признакам.
- Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.
-Научатся трудолюбию, способам выращивания некоторых овощных культур (укроп, лук, петрушка).
- Родители:
- Повысится уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом проекте с детьми.
-Появится заинтересованность родителей в жизнедеятельности ДОУ.
-Родители смогут делиться секретами огородничества, рецептами любимых заготовок и различных блюд из овощей, фруктов, ягод.
Воспитатели:
- Повысится теоретический уровень и профессиональная компетентность педагогов в осуществлении проектной инновационной деятельности.
-Смогут пополнить Копилку педагогических идей ДОУ.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально-техническое обеспечение:
-картинки, иллюстрации с изображением овощей, фруктов;
-репродукции художников: И. И. Машков «Синие сливы», И. Хруцкой «Натюрморт»; К. Петров- Водкин «Яблоки и лимон».
-овощи, фрукты, ягоды;
-чудесный мешочек;
-энциклопедии, книги;
- дидактические игры;
- фотоаппарат;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- магнитофон.
Методы реализации проекта :
- игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа; загадки, пословицы;
- практические: совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
- наглядные: показ фруктов, овощей, ягод, муляжей.
-исследовательская деятельность
-наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание природных объектов, рассматривание картин великих художников, использование иллюстраций, фотографий.
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный (ознакомительный).
Задачи:
- Определить актуальные знания детей по теме.
- Подобрать методическую и художественную литературу по теме.
- Подобрать материал, иллюстрации, фотографии по теме.
- Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
- Привлечь родителей к совместной работе.
- Создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.
Формы организации работы с детьми:
- беседы с детьми (для выявления уровня знаний о фруктах, овощах, ягод);
- подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, приобретение необходимого оборудования;
- подбор и анализ художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки о растениях, картины, иллюстрации.
- создание дидактических игр и материалов;
- разработка цикла наблюдений, конспектов занятий, презентаций.
Формы организации работы с родителями:
- Беседа с родителями по теме проекта.
- Выполнение творческих работ, раскраски по теме.
- Консультации для родителей.
- Оформление родительского уголка. Размещение информации о предстоящей работе над проектом.
- Совместная работа по организации предметно - пространственной развивающей среды энциклопедии, муляжи, плакаты).
-Подбор материала для оформления стенгазеты «Наш богатый урожай» и для альбома «Любимые рецепты»
2 этап – Основной (практический).
Задачи:
- Закрепить знания детей о фруктах, овощах, ягодах.
- Развивать выразительность речи, моторику рук.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
- Воспитывать уважение к труду овощеводов, садоводов.
Формы организации работы с детьми:
- Тематические беседы: «Где растут овощи», «Витамины с грядки», «Труд людей в огороде», наблюдение за садовыми деревьями на прогулке.
Ситуативный разговор «Как мама варила варенье», «Как мы делали винегрет, салат».
- Просмотр презентации «Научим Ваню выбирать фрукты».
- Дидактические игры и упражнения: «Назови ласково», «Один - много», «Веселый счет», «Скажи по-другому», «С чьей ветки детки», «Чьи плоды?», «Подбери слова - действия», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Найди отличия», «Подскажи словечко», «Угадай на вкус», «Узнай по описанию».
- Экспериментальная деятельность: пробуем овощи на вкус, определение по цвету, форме, величине.
Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь», белорусская сказка «Пых», стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…», «Раз картошка, два картошка», Н. Егоров ««Огородный светофор», «В саду на груше».
- Экскурсия в библиотеку.
- Чтение стихов, потешек, отгадывание загадок по теме проекта; знакомство с пословицами и поговорками про овощи, фрукты, ягоды.
- Составление рассказа: «Мой любимый фрукт», «Как росло семечко гороха, фасоли».
-Рассказ из личного опыта «Как я помогал собирать урожай».
Пальчиковая гимнастика: «Созрели овощи на грядке», «Поищу на грядке я, где клубничка сладкая», «Мы делили апельсин», «Мы капусту солим», «Огуречик, огуречик»,
- Художественно-продуктивная деятельность:
- Рассматривание энциклопедии, картинок, иллюстраций, картин великих художников: И. И. Машков «Синие сливы», И. Хруцкой «Натюрморт»;
-Рисование: «Мои любимые овощи, «Фруктовая сказка»
- Аппликация: «Овощи на тарелке», коллективная работа «Натюрморт».
- Лепка: «Фрукты и овощи для друзей», пластилинография «Яблонька».
- Театрализованная деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры: «Огород», «Овощной магазин», «Путешествие на дачу».
-Хороводные игры «Кабачок, кабачок», «Яблонька», «Как-то вечером на грядке», «Урожай».
- Конструирование: «Огород», «Овощехранилище», «Теплица».
- Физическое развитие: подвижные игры «Найди свой домик», «Собери урожай».
3 этап – обобщающий (заключительный).
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно- исследовательской деятельности. Оформить выставки поделок рисунков, стенгазет, альбомов, а так же презентации по реализации проекта.
Формы организации работы с родителями:
- Консультации: «Витамины с грядки»», «Как нас лечат фрукты, ягоды».
- Маршрут выходного дня: посещение городской сельскохозяйственной ярмарки, поездка на дачу или к бабушке в деревню.
- Совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов: оформление альбома «Любимые рецепты», оформление стенгазеты «Наш богатый урожай».
Праздничное мероприятие «Осенняя ярмарка».
Таким образом, в результате реализации проекта у детей сформировались устойчивые понятия области экологического сознания, заложились первоосновы здорового образа жизни. Дети познакомились с огромным разнообразием овощных, садовых и ягодных культур, научились распознавать и классифицировать дары природы по группам. Познакомились с трудом овощеводов, садоводов. У детей совершенствовались показатели речевого развития. Дети научились классифицировать дары осени по разным признакам. В результате проделанной работы, у детей укрепились межличностные отношения. А родители стали активными участниками и помощниками в проведении совместной работы, направленной на образование и гармоничное развитие детей.
Используемая литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Изд-во Мозаика -Синтез. М. 2016
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 – 333 с.
4. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники. Рыжова Н. А.
– М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
5. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008 – 128 с.
6. Конспекты организованной образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. Нищева Н. В. СПб Детство-Пресс. 2019.
7. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Л. Н. Арефьева, Творческий центр «Сфера» М.»005
8. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Лопухина И. С. Пособие для логопедов и родителей. М. Аквариум. 1995
9. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007.
10. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010.
11. www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html