Папки-передвижки

Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми в летний период

Ольга Баринова
Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми в летний период

Познавательно – экспериментальная деятельность с детьми в летний период.

Самое лучшее открытие — то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ.

Наступило лето. У реб нка появилось много свободного времени, чем его занять, и как интересно с ним провести время? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?

Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми в летний период» размещена в разделах

В настоящее время, когда обучение в детских учреждениях направлено на личностное развитие подрастающего поколения, один из наиболее эффективных методов является экспериментальная деятельность в группе детей, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, научить их собирать и обрабатывать интересную информацию. Дети очень любят делать эксперименты, и зачастую потом повторяют их дома. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, слух воображение логическое мышление, развивает зрительное восприятие, обоняние и осязание, объединяет знания полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

В детских садах в настоящее время много внимания уделяют экспериментальной деятельности, что дает очень хороший результат развитии дошкольников.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, учится анализировать, делать вывод, умозаключение.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок каждый день, тем быстрее и полноценнее он развивается. В наше время утверждение, что «ребенок по натуре своей практик», не потеряло актуальность.

Давно известно, что любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Его окружают различные явления неживой природы: солнце, небо, воздух, вода, капли дождя, ветер, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, шишки. листья, ракушки, играют с песком и водой, палочками и другими природными материалами. Поэтому необходимо вовлекать дошкольников в экспериментальную деятельность, в процессе которой дети смогли бы постоянно обнаруживать новые знания. В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: они играют с игрушками, наблюдают за падающими в воду предметами, определяют на вкус, играют с мыльными пузырями, магнитом, деревом и т. п. Это и побуждает к развитию у детей познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности. Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает в жизненных обстоятельствах, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить до конечного и положительного результата, проявлять свою инициативу и творчество.

При проведении экспериментов педагог организовывает экспериментальную деятельность, заинтересовывает и предлагает, нужные материалы, а также объясняет опыт, но в том случае если ребенок затрудняется сделать это сам. Но гораздо полезнее, если ребенок объясняет и выполняет опыт самостоятельно, с помощью наводящих вопросов педагога.

Поскольку в качестве объектов в летнее время выступают в основном живые организмы (растения, насекомые) ведущим принципом работы является принцип «не навреди». Недопустимо, например, собирать коллекцию насекомых в д/ саду, собирать гербарий, наблюдать за тем, как одни насекомые или животные поедают других. В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред. Например: не поливать растения когда солнце светит прямо на растение, это может вызывать солнечные ожоги, не бросать мусор на растения, не допускать чтобы бабочки откладывали яйца на растения. Иногда при проведении экспериментов с объектами живой природы есть вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Это может быть из-за непредсказуемостью поведения живого объекта. Например: не взошли посеянные семена, приживутся ли посаженные растения. Если результат эксперимента не соответствует ожиданию, возможно не соблюдены какие – то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние. В этом случае нужно обсуждать тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Дети должны видеть природу такой, каковы она есть. Иногда увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный.

Ребенок может ошибиться, это допустимо, и это будет его опыт, ведь человек познает мир методом проб и ошибок и приходит к правильным выводам. Если мы проводим эксперименты с песком то очень важно, до начала игр-эксперементов, познакомить детей с правилами поведения с водой и песком.

- нельзя намеренно выливать воду из емкости;

-нельзя выкидывать песок из песочницы;

- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;

- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;

- после игры нужно убрать игрушки на свои места.

Игры с песком дети очень любят, это позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, и повышает их активность.

Песок - отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, прятать клад, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге, у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус, воображение. Мы применяли эти игры- эксперименты с детьми.

С песком.

1 «Сравнение мокрого и сухого песка по весу»

2. «Из чего состоит песок».

3. «Песочные часы»

4. «Поваренок»

5. «Топчем дорожки»

6. «Игрушки - потеряшки»

7. «Игры с решетом»

8. «Окрашивание песка»

С водой.

1. "Тонет, не тонет”

2. "Подводная лодка из яйца”.

3. «Веселые кораблики».

4. «Вода может склеивать».

5. «Фонтанчики».

6. «Тяжелая вода».

7. «Разноцветная вода».

8. «Превращение воды».

С солнцем.

1. "Найди солнышко».

2 «Как появляются солнечные зайчики».

3.«Разноцветный мир».

4. «Как появляется тень».

5. «Почему завял цветочек» .

6. «Где сильнее греет солнце».

7. «Письмо от солнышка».

Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умения делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.

После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.

Также большой неотъемлемой частью методической работы по экспериментированию является сотрудничество с родителями. Нужно провести консультации для родителей: «Самый высокий», «Наш огород», «Созревание овощей на нашем огороде» и многое другое, здесь даются советы родителям по экспериментальной деятельности в летний период.

С детьми моей группы в летний период мы проводили такие опыты: «Сделай снег летом», «Очисть грязную воду», «Сделай сам тесто», «Нет дождя, помоги природе» и многие другие. В процессе проведения экспериментов дети получили много открытий и были вовлечены в процесс.

Таким образом, организация экспериментальной деятельности – мощный стимул для развития ребенка.

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги." Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.»

Литература.

Веракса Н. В., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для детей 4–7 лет. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. — 80с.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

Экспериментальная деятельность в летний период для младших дошкольников Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Досуговая деятельность для дошкольников в летний оздоровительный периодДосуговая деятельность для дошкольников в летний оздоровительный период Досуговая деятельность на период с июня по август 2018 года. Месяц недели Мероприятия Группы Ответственные ИЮНЬ 1 неделя День защиты.

Фотоотчёт о проведении праздника цветов в летний период с детьми 3–5 летФотоотчёт о проведении праздника цветов в летний период с детьми 3–5 лет Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о проведении с детьми 3-5 лет праздника цветов. Лето прекрасная пора для веселья и отдыха, положительных.

Консультация для родителей «Игры с детьми на отдыхе в летний период» Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей.

Отчет за летний оздоровительный период с детьми раннего возраста Воспитатель : Шкиль Е. А. Тема: «Ребёнок и безопасность». С 1 -7 июня тема: «Машины бывают разные. " Консультация с родителями на тему: «Помни.

Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» Предлагаю вас познакомиться, как мы с ребятами в ходе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды. Цель: Развивать познавательный.

Познавательно-экспериментальная деятельность в средней группе «Наблюдение за ростом лука»Познавательно-экспериментальная деятельность в средней группе «Наблюдение за ростом лука» Цель: 1. Знакомить детей с процессом посадки лука. 2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе. 3. Дать элементарные понятия.

Экологический проект в летний период «Цветочный калейдоскоп» с детьми старшей группыЭкологический проект в летний период «Цветочный калейдоскоп» с детьми старшей группы Задачи: 1. Формировать у детей эстетические чувства: умение видеть и чувствовать красоту цветов, восхищаться ею, желания сохранить её. 2.

Экспериментальная деятельность для старших дошкольников в летний период Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми в летний период
Опубликовано: 29 января 2021 в 20:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД