МААМ-картинки

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их разрешения»

Ксения Румянцева
Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их разрешения»

Сл 1 - «Конфликты и способы их разрешения»

Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов

Задачи:

1 познакомить педагогов с понятием «конфликт»;

2 способствовать выработке навыков конструктивного выхода их конфликтных ситуаций;

3 установить контакты между участниками;

Публикация «Практикум с элементами тренинга „Конфликты и способы их разрешения“» размещена в разделах

4 способствовать разрушению привычных стереотипов поведения в конфликтных ситуациях.

Предварительная работа: Подготовка презентации с подробной расшифровкой результатов теста. Подбор раздаточного информационного материала для педагогов «Стратегии поведения в конфликтной ситуации».

Необходимые материалы: магнитная доска, листы бумаги А4 и карандаши простые по количеству участников, стулья, мяч.

Ход тренинга

Сл -2-Ускорение темпа жизни, наблюдаемое в последнее время, привело к тому, что любой, даже самый незначительный конфликт (например, возникший в общественном транспорте, воспринимается нами на фоне общей невротизации как событие из ряда вон выходящее. Порою, кажется, что вокруг находится множество людей, которые пытаются действовать нам на нервы. Как же защитить себя от нервных перегрузок в подобных обстоятельствах? Сегодня об этом пойдет речь.

Сл 3 – 1. Игра приветствие «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать:

«Я еду». Следующий: «А я рядом». Следующий: «А я зайцем». Четвертый: «А я с…» и называет имя любого участника. Тот, чье имя назвали, торопится сесть на свободный стул, и все по аналогии повторяется сначала.

- Но вот, мы с вами и приехали. Как вы считаете, как прошла наша поездка? Спокойно или были конфликты?

Для избежания конфликтов, в частности в общественном транспорте, рекомендуется задаться такой целью: выработать в себе умение говорить с людьми прямо, сообразно обстоятельствам, и не терять при этом хладнокровия. Здесь есть одна важная деталь – нужно научиться не поддаваться чужому влиянию.

Сл 4 - 2. Водная, лекционная часть тренинга.

- Как известно, мы сталкиваемся с конфликтами довольно часто, и в принципе – это процесс довольно естественный, хоть и опасный. У меня вопрос к вам, что такое конфликт и чем он так опасен? Есть ли плюсы у конфликта?

Конфликт – это скрытое или явное противодействие сторон, чьи интересы в какой-либо сфере начали конкурировать между собой.

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

- Причин у конфликта достаточно много. Чаще конфликты преобладают в женских коллективах, в силу того что женщины более эмоциональны и зачастую конфликт носит «личностный» характер.

Сл 5- 2. Игра капуста-картошка.

Разделиться на две команды. Доказать достоинства капусты и картошки;

1 группа – чем полезна капуста,

2 группа – чем полезна картошка.

Ваши ощущения, какие выводы?

- Очевидно, что в конфликте оба оппонента считают себя совершенно правыми и каждый пытается довести до собеседника свою точку зрения, избирая при этом разные стратегии поведения. Какую стратегию используете вы – сейчас узнаем.

Сл 6 - 3. Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Обсуждение.

- Подведем итог. Кто обладает сильной волей, и не очень заинтересованный в сотрудничестве, тот смог отстоять себя, не выслушав доводы.

- Кто-тоиспользовав стиль сотрудничества смог договориться, сдерживая свои эмоции, принимая во внимание нужды и желания другой стороны (т. червяка). Кто-то договорился и каждая сторона в чем-то уступила друг другу. Были и те, кто не пожелал тратить время на разговоры и смирился со своей участью. Тоже самое происходит и в отношениях между людьми.

Сл 7- Очень часто конфликт закрывает наши глаза, уши… мы не можем прислушаться, понять оппонента, определить его мотивы.

4. Упражнение «Слепой, глухой, паралитик»

Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваиваетсебе обозначение А, В или С. Затем ведущий сообщаетзадание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цветпокрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишенодного канала восприятия или передачи информации.

А – слепой, но слышит и говорит.

В – глухой, но может видеть и двигаться.

С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться.

Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу.

Вопросы: Ощущения? Сложности?

- Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по- разному.

Сл 8 - 5. Заполнение теста и разбор результатов теста 30 пословиц

.

Инструкция к тесту:

«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.

Оценка 3 не должна использоваться вовсе.

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».

После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам. теста

Бланк

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если вы не можете заставить другого думать как вы, тогда заставьте его поступать как вам нужно.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два – лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь, не поедешь.

9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрец знает, а не то, что все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врага.

13. Убивай врага своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Держитесь подальше от людей, не согласных с вами.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты мне, я – тебе.

20. Только тот, кто откажется от монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладают другие.

21. Кто спорит, тот ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот не обращается в бегство.

23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.

24. Кто дарит, тот друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

26. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

Сл 9 - Американский психолог Кеннет Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации :

1. Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

3. Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

4. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

5. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Сл 10 - Далее психолог знакомит с результатами диагностики по методике «Тест 30 пословиц» :

Подсчитайте результат для каждого типа:

Тип, который набрал большее количество баллов — ваш основной. Если вы набрали одинаковое количество баллов для двух типов — вам одинаково близки они оба.

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

16 17 7 19 20

21 22 23 24 25

26 27 28 29 30

Сл 11 – на слайд

«акулы» чаще используют соревнование»;

«черепахи» – уклонение;

«медвежата»приспособление;

«лисы» – компромисс»;

«совы» – сотрудничество.

Интерпретация

1-й тип - «черепашка». У людей такого типа - большое желание спря-таться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного кон-серватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.

2-й тип —«акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.

3-й тип —«медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип —«лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть ком-промисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.

5-й тип —«сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

- В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.

Сл 12 - 6. Упражнение «Алфавит эмоций»

За несколько минут участникам предлагается вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных.

Сл13 - 7. Упражнение“Плюсы и минусы конфликта”

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности, можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям.

Но нельзя забывать, что преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.

Разбейтесь на 2 команды.

- Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций,

- вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов.

Сл 13 - Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

(итог выводится на слайде)

Плюсы:

Конфликт вскрывает “слабое звено” в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);

Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;

Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;

Представление о победителях или побежденных как о врагах;

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

-Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется “Я-утверждение”. Такое утверждение улучшают взаимоотношения,

напротив “Ты-утверждение” подрывают их и ведут к углублению конфликта.

Используя “я-утверждение” мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.

Сл 15 - 8. Игра «Нас с тобой объединяет»

Цель: обучение взаимопониманию и эмпатии, получение обратной связи от группы.

Задачи: Выявление общих черт и различий, научить обнаруживать положительные достоинства других людей, сплотить коллектив.

Ход работы:

Участники встают в круг; у одного из них в руках мяч или другой предмет, выступающий в роли эстафетной палочки.

Он кидает этот мяч любому из участников со словами «Имя». Нас с тобой объединяет (качество). Этим качеством может быть что угодно: черты характера, цвет волос, привычки, любимые места отдыха, знак зодиака, аспекты жизненного опыта и т. д.

Если получивший мяч согласен с высказыванием, он откликается словами «да, это так», если не согласен, говорит «Спасибо. Я подумаю». После этого он передает мяч своему избраннику и обозначает повод для объяснения. При желании он может присоединить третьего, опираясь на тот же критерий, что был обозначен.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, удалось ли вам обнаруживать положительные качества, достоинства других людей?

2. Возникали ли трудности при выполнении упражнения?

3. Что вы ощущали, когда вам давали обратную связь?

4. Что вы ощущали, когда вы обращались к своему оппоненту?

5. Какие эмоции у вас возникали при выполнении упражнения?

9. Чтение и обсуждение притчи. «Притча о сплетнях- три сита»

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.

Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.

Зачем тогда говорить это?

Сл 17 – изречение

Сл 18 - 10. Рефлексия «Конверты»

Педагогам предлагается свои ответы разложить по 4 конвертам:

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я задумалась…

В следующий раз мне хотелось бы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогические конфликты и способы их разрешения Цель: Усвоить правила разрешения конфликтов. Развивать умение анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты. Задачи: 1. Повысить.

Консультация «Конфликты и способы их разрешения» Цель: профилактика и разрешение педагогических конфликтов в ДОУ Задачи: • дать представление о различных стилях разрешения конфликта;.

Консультация «Конфликты. Причины конфликтов Ребенок-Взрослый. Способы разрешения» Конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную зависимость.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Практикум психолога с элементами тренинга для родителей детей раннего возраста. Презентация «Кризис 3-х лет»Практикум психолога с элементами тренинга для родителей детей раннего возраста. Презентация «Кризис 3-х лет» Практикум психолога с элементами тренинга для родителей детей раннего возраста: «Взаимодействие с ребенком во время «кризиса трех лет».

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Психологическая готовность к школе. В семье будущий первоклассник» Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность к школе. В семье будущий первоклассник" Цель: • Способствовать.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Я бы хотела нарисовать мечту» Семинар-практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я бы хотела нарисовать мечту» Цели: Стимулирование творческого процесса педагогов.

Семинар практикум с элементами тренинга с педагогами «Развитие толерантных навыков педагогов ДОУ» Подготовили: педагоги – психологи Мурзина О. П. педагог - психолог Гончарук С. Ю. Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков.

Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока» Цель: Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции через использование методов арт-терапии (эбру-терапия, танцетерапия, сказкотерапия).

Семинар-практикум с элементами тренинга «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями» Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями. Задачи: 1. Дать теоретическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их разрешения»
Опубликовано: 4 июня 2018 в 15:11
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД