Лучший педагог года

Предмет Теоретические основы дошкольного образования

Елена Шобанова
Предмет Теоретические основы дошкольного образования

1. Социальная значимость профессии педагога.

Характеристика педагогической деятельности.

2. Особенности планирования и анализ воспитательно-образовательной работы ДОУ.

1. Социальная значимость профессии педагога.

Характеристика педагогической деятельности.

Первым соц. институтом в жизни ребенка является семья. Именно из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым соц. институтом в жизни ребенка является д/с. Когда ребенок приходит в д/с у него возникает представления о новом мире соц. отношений, где царят др. нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (соц.) жизни. Основная функция д/с, как соц. -образов. учреждения, оказывать пед. помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Такая помощь возможна при доверии, сотрудничестве и взаимодействии родителей и сотрудников д/с. Одной из осн. задач д/с - вовлечь ребенка в процесс обучения в д/с, подготовить его к школе. Он общается с др. детьми, учиться, с ними взаимодействовать, усваивает правила общения. В этом плане д/с играет незаменимую роль. Воспитатель д/с занимается организацией всестороннего развития ребёнка, уделяя внимание в равной мере физической, психолог. и нравств. стороне становления личности.

Публикация «Предмет Теоретические основы дошкольного образования» размещена в разделах

Подготавливая детей к школе, воспитатель стремится заложить элементарные навыки и умения писать, считать, рисовать, петь. Именно в этом возрасте важной задачей воспитателя д/с становится умение разглядеть скрытые таланты ребёнка и сообщить о них родителям. Воспитатель ДОУ – одна из массовых совр. пед. профессий. В 1840 г. Ф. Фребель, нем. педагог, дал своему первому дошкольному заведению в г. Бланкенбург название «д/с».

Функция совр. педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся соц. ситуации совр. общества. Воспитатель д/с ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками д/с, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую соц. значимость профессии педагога. Сегодня функция присмотра за детьми в обществ. воспитат. заведениях – одна из важнейших для общества, чтобы в ДОУ осуществлялся полноценный воспитат. -образов. процесс.

Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

2. Особенности планирования и анализ воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Прежде всего определимся, что планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

знание педагогами уровня усвоения программы дошкольниками;

четкое представление об уровне, на котором должны находиться дети к концу планируемого периода;

выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Анализ работ К. Ю. Белой, Л. В. Поздняк и А. Н. Троян показал, что проблема содержания планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования.

Актуальность выявления особенностей планирования в специализированных группах очевидна: в настоящее время единых требований к оформлению планирования образовательной работы в таких группах в литературе нет, в то время как количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи, неуклонно увеличивается.

Литература

1. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: Контрольно- диагностическая функция. М. : 2004.

2. Белая К. Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ. 2002

3. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010

4. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кибитина И. И. Старший воспитатель детского сада. – М. : Просвещение, 1990.

5. Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М. : «Ансел-М», 1997.

6. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М. : Айрис –Дидактика, 2007.

7. Голицына Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. –М. : Скрипторий, 2008.

8. Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности ДОУ. М. : Новая школа, 2008.

9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. -3-е изд. испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2001

10. Фалюшина Л. И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект: Пособие для руководителей ДОУ. М. : педагогическое общество России, 2004.

Публикации по теме:

Мастер-класс. Теоретические основы Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования.

Теоретические основы коррекционно-развивающей работы с детьми Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному.

Теоретические основы использования дидактических игр в решении задач коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Нарушение речи - это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития.

Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов Профессия педагога относится к профессиям типа " Человек—Человек". По мнению Е. А. Климова, такой тип профессий характеризуется следующими.

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. Все наши действия, наши взаимоотношения отражены в поведении. Оно же, в свою очередь,.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах. Для воспитания у детей культуры поведения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Предмет Теоретические основы дошкольного образования
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 14:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД