Лучший педагог года

Приемы, повышающие эффективность артикуляционной гимнастики (8 фото)

Тамара Охлопкова
Приемы, повышающие эффективность артикуляционной гимнастики

Красивая, «чистая» речь играет важную роль в жизни человека. Именно поэтому коррекция нарушенных звуков - одна из основных задач логопеда.

Каждый звук речи образуется в результате сложных движений произносительных органов – артикуляции (от лат. аrticulare – «членораздельно выговаривать»). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Если ребенок недостаточно хорошо представляет правильную артикуляцию каждого из вызываемых звуков речи, то мы не можем говорить о постановке звука!

Публикация «Приемы, повышающие эффективность артикуляционной гимнастики» размещена в разделах

Сначала необходимо обеспечить АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ к вызыванию звуков.

Артикуляционная готовность к вызыванию звука подразумевает способность воспроизводить и удерживать необходимую артикуляционную позу. Эта способность формируется в процессе выполнения артикуляционной гимнастики. Здесь возникает вопрос: всегда ли и в каком объеме следует проводить артикуляционную гимнастику?

Для чего нужна гимнастика? Для создания артикуляционной готовности. Если ребенок удерживает позу в течение 10-20 секунд, то гимнастика не нужна! Не тратим на неё время!

Но, если у ребенка не сформированы артикуляторные позиции, отмечаются минимальные дизартрические расстройства или есть дизартрия, то без артикуляционной гимнастики не обойтись.

Всю артикуляционную гимнастику можно разделить на две большие группы:

• Общая (Глобальная) артикуляционная гимнастика

• Специфическая (Направленная) артикуляционная гимнастика

Цель общей артикуляционной гимнастики – развитие силы, выносливости, координации движений органов артикуляции; развитие умения находить позу и переключаться с одной на другую и т. п. Эта гимнастика необходима для детей с дизартрией. Кроме этого упражнения общей артикуляционной гимнастики используются мной при работе с детьми среднего дошкольного возраста, когда говорить о полноценной коррекции звукопроизношения несколько преждевременно. В этом возрасте мы подготавливаем органы артикуляции к постановке звуков.

Цель специфической артикуляционной гимнастики – формирование КОНКРЕТНЫХ артикуляционных укладов, необходимых для постановки КОНКРЕТНОГО звука.

Для эффективной коррекции произносительных дефектов нужна сознательная артикуляционная поза с чёткими кинестетическими ощущениями! (Кинестетические ощущения – это ощущения от движений и положения органов артикуляции).

Как же сделать артикуляционную гимнастику более интересной, осознанной для ребенка?

Для этого я пользуюсь следующими приемами.

1. Артикуляционная гимнастика Е. Ф. Архиповой по системе «Дерево» с элементами нейростимуляции.

Автор методики - доктор педагогических наук, профессор Елена Филлиповна Архипова.

Данная система включает 20 упражнений, которые создают необходимую сенсомоторную базу для постановки звуков всех групп. Цель - создать положительные кинестезии в мышцах и артикуляционные уклады.

Система схематично представлены в виде дерева, его ветви – комплексы упражнений для вызывания-постановки определенных звуков. Каждый лист на ветке – это отдельное упражнение артикуляционной гимнастики. Каждая ветвь заканчивается символом – звуком.

Выполняя упражнение, ребенок прикрепляет листочек. Т. о. дерево «растет», на конце ветви «созревает плод» (я изобразила его в виде яблока)- символ вызванного или поставленного звука.

Автор данной системы предлагает начинать с пассивной гимнастики, которая закладывает схему упражнения, формирует необходимые кинестезии, что в дальнейшем облегчает выполнение активной артикуляционной гимнастики. Затем - этап пассивно-активной гимнастики. Следующий этап - активная артикуляционная гимнастика. Завершающий этап - выполнение упражнений с подключением синхронных движений кистей рук, в той или иной мере повторяющих движения языка (биоэнергопластика).

Все упражнения должны выполняться с функциональной нагрузкой, т. е. мышцы должны работать максимально активно, при выполнении упражнений должны быть видны нижние и верхние зубы.

Приемы, повышающие эффективность артикуляционной гимнастики

2. Схемы-«лабиринты» комплексов артикуляционной гимнастики.

Традиционно каждое упражнение имеет свое название и картинку-символ. На первом этапе дети знакомятся с упражнениями и их обозначениями. Затем, из силуэтов картинок - символов создаются цепочки (комплексы) упражнений, представляющих собой план выполнения гимнастики. Ребенок угадывает по «тени», какое упражнение нужно выполнить, находит соответствующую цветную картинку, выполняет упражнение и после этого закрывает «тень» разноцветной карточкой. Далее, следуя по стрелке, он переходит к следующему упражнению. Логопед контролирует качество производимых упражнений.

Применение этого приема повышает интерес и вносит разнообразие в процесс выполнения артикуляционной гимнастики, кроме того развивается зрительное восприятие, формируется умение самостоятельно действовать по заданной программе.

3. Авторские приемы, повышающие интерес к артикуляционной гимнастике.

Часто процесс повторения одного упражнения утомляет ребенка, является скучным. Чтобы воспитанник проявил интерес, использую такие «хитрости».

А) Картинки с недостающими элементами.

Выполняя упражнение, ребенок добавляет необходимую деталь к изображению. Количество деталей соответствует числу повторов.

Например, выполняя упражнение «Заборчик», ребенок «строит» изгородь. Сделав упражнение, он кладет «доску» (а всего их 3-5 штук). Когда «забор» достроен, выполнение упражнения заканчивается.

Фото №1 Красивая чистая речь играет важную роль в жизни человека

Так можно добавлять «окна» к домику, пришивать «иголкой» пуговицы к пальто, ставить «чашки» на стол, сажать цветы (убирать овощи) при помощи «лопаты», извлекать ноты из «дудочки», надувать «шарики» к празднику и т. д.

Фото №2 Именно поэтому коррекция нарушенных звуков одна из основных задач логопеда Фото №3 Каждый звук речи образуется в результате сложных движений произносительных органов артикуляции от лат Фото №4 а членораздельно выговаривать

Б) Счеты (абак).

Сообщаем ребенку, что выполнить упражнение нужно столько раз, сколько косточек (шариков) на счетах. Отодвинуть косточку (шарик) можно только тогда, когда закончишь упражнение.

Фото №5 Артикуляционная гимнастика Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата

В) «Волшебный кубик»

Эта забава очень нравится детям. Для нее нам понадобится кубик для настольной игры. Мы «спрашиваем» у «волшебного кубика», сколько раз надо выполнить какое-либо упражнение. Затем ребенок трясет его в ладошках и бросает на стол. Считаем количество точек и делаем задание столько раз, сколько их выпало. Если точек мало, то бросаем кубик повторно. Как правило, дети с азартом включаются в эту игру и радуются, когда выпадает много точек. (Заодно упражняемся в счете в пределах 6).

Фото №6 Артикуляционная гимнастика Темочки Сначала необходимо обеспечить АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ к вызыванию звуков

Г) Игры с природным материалом.

Здесь нам потребуются орехи, желуди, шишки и т. п. (можно взять красивые пуговицы).

Кладем их в кучку (слева). Выполняем упражнение гимнастики- перекладываем один орех (желудь, шишку,.) в корзинку или кучку (справа). Так до тех пор, пока они не закончатся. Этот процесс можно обыграть, например, помогаем белочке собирать шишки, но правило такое: положить шишку в корзину можно только в том случае, если упражнение сделано правильно!

Фото №7 Артикуляционная готовность к вызыванию звука подразумевает способность воспроизводить и удерживать необходимую артикуляционную позу

Вот такие несложные игровые приемы помогают разнообразить процесс выполнения артикуляционной гимнастики и сделать его более эффективным!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастикиПсихолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Сказка для артикуляционной гимнастики «К бабушке и дедушке внуки приехали» (Дети уже знают артикуляционные упражнения, услышав название упражнения в сказке, выполняют его). Жили - были дедушка и бабушка. К ним.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации «Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации» Выступление Кузнецовой Т. В. ,воспитателя МДОУ «Сланцевский.

Эффективность педагогических воздействий Динамика показателей освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторинга Разновозрастная группа 2016-2017г МОУ СОШ №2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы, повышающие эффективность артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 15:37
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД