Папки-передвижки

Применение лимерик технологии для развития связной речи у детей с ОВЗ

Макарова Валерия Алексеевна
Применение лимерик технологии для развития связной речи у детей с ОВЗ

«Развитие связной речи младших школьников ОВЗ с использованием

лимерик технологии».

(Слайд 1)

Здравствуйте

Жила-была я, Макарова Валерия,

В шестой школе я как тяжелая артиллерия.

Любимый доктор всех мальчишек и девчонок,

Не делаю им больно, это знают все с пеленок.

Моя любовь логопедия.

(Слайд 2)

Публикация «Применение лимерик технологии для развития связной речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Только что я рассказала вам ЛИМЕРИК о себе, вот так необычно я решила с вами познакомиться. Что такое лимерик, спросите вы? Это короткое стихотворение состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса, в нем рифмуется первая строка со второй, третья с четвертой, а пятая существует сама по себе или рифмуется с первой, содержит вывод.

(Слайд 3)

Но лимерики-это не просто небольшие интересные стихотворения для детей, это целая технология развития связной речи, разработанная на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

(Слайд 4)

Я решила обратиться к этой технологии, потому что передо мной возникла проблема: как развить связную речь у младших школьников с ОВЗ? Ведь диагностика показала, что более 80% детей имеют сложности в конструировании развернутых фраз, ошибки в последовательности изложения мысли, пропускают важные моменты сюжета, не умеют передавать информацию, устанавливать социальные контакты, то есть активно участвовать в процессе общения.

(Слайд 5)

Это подтверждается мнением таких исследователей связной речи как Выготский Л. С., Лурия А. Р.

Именно поэтому данная технология так актуальна в работе с детьми ОВЗ.

(Слайд 6)

Таким образом, целью моей профессиональной деятельности стало создание оптимальных условий для полноценного речевого развития ребенка с ОВЗ средствами лимерик технологии.

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

Проанализировать, разработать, апробировать и оптимизировать использование логопедических лимериков как один из способов развития связной речи детей с ОВЗ.

(Слайд 7)

Внедрение лимерик технологии проходило в три этапа:

На начальном этапе, для того, чтобы научить детей составлять рифмованные тексты, я использовала игровые задания и упражнения, которые разделила на несколько групп.

(Слайд 8)

Первая группа игр была направлена на восприятие стихотворного текста, его содержание и развитие речевого слуха, умение находить рифму.

Это такие игры как: «О ком? О чем?», «Аплодисменты», «Небылицы», «Абракадабра».

(Слайд 9)

Используя вторую группу игр, я учила детей подбирать к слову рифму.

Это были следующие игры: «Доскажи словечко»,

«Рифмовки - нерефмушки» - в ней школьники подбирали картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

(Слайд 10)

«Перебежки». На фотографии вы можете увидеть, что обучающиеся сидели на стульчиках, но один стул был свободный. Я называла слово, они по очереди подбирали рифму с переходом на свободные стулья.

Любимая игра моих учеников - «Исправь меня», в ней дети согласовывали слова в предложениях в роде и падеже.

(Слайд 11)

Третья группа игр была направлена на обучение сочинять рифмованные строчки и двустишье:

Например игра «Чистоговорки» включала в себя:

• Договаривание последнего слова в чистоговорках

• Придумывание чистоговорок детьми.

• Договаривание хором рифмующихся слов в стихотворении.

В игре «Придумаем рифмованные строчки» я предлагала школьникам выбрать какую-либо рифмованную пару и сочинить рифму следующим образом:

"Жил-был кто-то и был похож на что-то".

Например, "Жил-был Жук и был похож на лук".

В игре «Сочини дальше» - я давала одну строчку стихотворного текста, а обучающиеся сочиняли вторую. Например, «В лесу шагает Мишка», а ребенок продолжал: «С дерева упала шишка».

(Слайд 12)

Следующий этап включал в себя работу над рифмой с использованием стихов К. Чуковского, А. Барто, Б. Заходера.

Дети учились:

• Определять рифмующиеся слова и их местоположение.

• Находить ударение.

• Самостоятельно подбирать рифму к выпавшей картинке.

• По выпавшим рифмам придумывать двустишье.

Основной этап работы строился по следующему алгоритму:

1. Чтение лимериков.

2. Объяснение способа их построения.

3. Придумывание шуточных выводов к стихотворениям

4. Коллективное творчество.

5. Придумывание своих лимериков по модели :

(Слайд 13)

1 строчка – Объект по лексической теме (Кто? Что)

2 строчка - Сравнение или указание на свойство объекта (какой)

3 строчка - Действие или взаимодействие с другими объектами (где)

4 строчка - (с кем общался)

5 строчка - Вывод (утверждение или мораль)

(Слайд 14)

Работа по составлению лимерик «захватила» не только детей, но и их родителей. На слайде вы можете увидеть совместно составленные родителями и моими учениками лимерики :

Жил-был кот

Пушистый, как енот.

Он по холоду гулял,

Хвостом снег подметал,

Очень-очень он устал.

Стали падать на землю снежинки,

Оказались в снегу паутинки.

Пауки огрызались,

Очень больно кусались,

С горкой их завалили снежинки,

В дальнейшем опыт составления лимериков можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения для повышения интереса детей к предмету.

(Слайд 15)

На сегодняшний день мною разработана серия конспектов логопедических занятий, дидактический материал на разные лексические темы, задания с использованием лимериков. Данный опыт был обобщен на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов «Родничок».

(Слайд 16)

Проанализировав результаты промежуточной диагностики, было выявлено что 15% обучающихся повысили свой уровень развития связной речи, что еще раз доказывает эффективность лимерик технологии.

(Слайд 17)

Лимерик облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, обогащает словарный запас школьников, помогает в конструировании развернутых фраз, позволяет уменьшить количество ошибок в последовательности изложения мысли, т. о. способствуя развитию связной речи детей с ОВЗ.

(Слайд 18)

Заканчивая свое выступление, я хочу пожелать вам, чтобы

Символ года-черный кролик,

Настоящий трудоголик

Был помощником во всем

Вместе с ласковым котом.

Грусть свою умножь на нолик!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение лимерик технологии для развития связной речи у детей с ОВЗ
Опубликовано: 11 мая 2023 в 08:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД