Папки-передвижки

Применение логопедического массажа в работе с детьми с ОНР

Ольга Ефимова
Применение логопедического массажа в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность применения логопедического массажа

Логопедический массаж - метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки тела человека. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Публикация «Применение логопедического массажа в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

Логопедический массаж используется для коррекции различных нарушений: алалии, афазии, заикания, дизартрии. Комплексы массажа способствуют нормализации артикуляционного праксиса, улучшают дикцию, что нормализует просодическую сторону речи.

Логопеды не всегда используют массаж на занятиях, но его положительное влияние безусловно.

Физиологическое действие логопедического массажа

В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой.

Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (афферентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему, а обратная импульсация по эфферентным путям поступает в ткани и мышцы. В результате меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные или сниженные рефлексы. В целом, формирующиеся ответные реакции способствуют нормализации регулирующей и координирующей функции центральной нервной системы.

Массаж оказывает прямое и рефлекторное воздействие на различные системы организма: на нервную систему, на кожу и подкожно-жировую клетчатку, на кровеносную и лимфатическую систему, на мышечную систему, связочный аппарат и суставы, на общий обмен веществ.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Виды логопедического массажа

Выделяют следующие виды логопедического массажа :

Классический (ручной, точечный (лечебный) и аппаратный (зондовый) массаж.

Классический (ручной) массаж включает следующие приемы работы : поглаживание, разминание, расслабление мышц.

Точечный (лечебный) – один из видов рефлексотерапии, представляет собой механическое воздействие пальцами или заменяющим их инструментом. Приемы работы : захватывание и пощипывание, точечное постукивание, вибрация и др.

Аппаратный (зондовый) массаж предназначен для восстановления речевых функций. Используются следующие приемы: скольжение, плотное нажатие, поглаживание зондами.

Основные приемы массажа

Поглаживание: поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное.

• Растирание.

• Вибрация и поколачивание.

• Плотное нажатие.

• Разминание.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

• Сила массажа – это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж, средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.

• Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.

• Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.

Таким образом, приемы массажа изменяют функциональное состояние коры головного мозга, повышая или снижая её возбудимость.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа не применяются, а используются, как правило, комплексы приёмов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажа.

Методические рекомендации по проведению гимнастики

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приёмам массажа. Пассивные движения головы, артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемешиваются с приёмами массажа и реже – предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т. е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движений, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3-5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры. Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т. п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и. т. п. Гимнастика включает движения мышц и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика влияет на подвижность органов артикуляции, увеличивает объём и силу движений, развивает гибкость артикуляционных органов (губ, языка).

Артикуляционная гимнастика включает статические и динамические упражнения, направленные на тренировку мышц губ, нижней челюсти, языка. Они необходимы для правильной постановки звуков.

При выполнения статических упражнений ребенок фиксирует в одном положении орган артикуляции: язык, нижняя челюсть, губы. В ходе динамических упражнений органы артикуляции ритмично двигаются.

Для выполнения интереса ребенка к упражнениям во время его выполнения логопед может читать стихотворения.

Массаж языка

В практической работе учителей-логопедов бывают случаи, когда ребенку диагноз «Дизартрия» или даже «Стертая дизартрия» не ставится, однако при работе можно наблюдать недостаточный темп, точность, объем движений языка. В некоторых случаях может наблюдаться изменение цвета языка, например, посинение (недостаточный отток крови, или побеление (недостаточный приток крови). В этих случаях можно рекомендовать упрощенный массаж языка. Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. Логопед может на первых порах показать выполнение массажа на другом ребенке, с которым давно ведутся занятия, или на маме малыша.

Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.

Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов, мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот - свободным от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом). Массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку.

Длительность массажа – 5-7 минут. Курс – 10-14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.

Виды движений:

- продольное, поперечное, кругообразное, поглаживания;

- кругообразное спиралевидное растирание;

- продольное кругообразное надавливание, разминание;

- ударная прерывистая или непрерывная вибрация.

При этом надо учитывать, что сторона, куда отклоняется язык – спастичная. Её нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона – вялая. Для её массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференцированных движений кончика языка, используется его легкое зажатие между зубами и покусывание.

При напряженном языке проводится расслабляющий массаж, а при вялом языке – тонизирующий массаж. Расслабляющий массаж языка осуществляется при повышенном тонусе (гипертонусе) мышц с целью их расслабления. В основе этого массажа – поверхностные движения. Тонизирующий массаж осуществляется при пониженном тонусе (гипотонии) мышц с целью их укрепления. В основе этого массажа - энергичные, глубокие движения.

При посинении языка происходит слабый отток крови, движения поэтому направляются от кончика языка в сторону спинки и корня. Такие же движения выполняются и при спастичном (напряженном) языке.

При побелении языка происходит слабый приток крови, поэтому движения направляют к кончику языка. Такие же движения выполняются и при паретичном (вялом) языке.

Хорошо проводить сеансы массажа не только руками, но и используя механические приспособления. Например, зубную щетку, шпатель, массажные логопедические зонды.

Практический опыт показывает, что сочетание специальной гимнастики, комплексов упражнений для постановки звуков, массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное – сократить сроки постановки звуков.

Публикации по теме:

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Фотоотчет о летней работе с детьмиФотоотчет о летней работе с детьми Спортивно – познавательная викторина «Путешествие по сказкам». Для детей закончился учебный год, впереди яркое всеми любимое лето. Но для.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Осень. Деревья осенью» Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью» Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажаПедагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.

Планирование игрового массажа в младшей группе Игровой массаж, младшая группаСентябрь: Мяч-«ёжик»(су-джок-терапия) Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю. И сожму его немножко, Как.

Планирование игрового массажа в средней группе Планирование игрового массажа в средней группеСентябрь: «Дождик» .Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем») (Встать.

Планирование игрового массажа в старшей группе Планирование игрового массажа в старшей группеСентябрь: "Разотру ладошки сильно" Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение логопедического массажа в работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 6 апреля 2020 в 19:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение логопедического массажа в работе с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ефимова (УИ 1849071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД