МААМ-картинки

Применение метода эйдетики для развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Илькевич Оксана Николаевна
Применение метода эйдетики для развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Современный мир переполнен гаджетами,мессенджерами, где бесконечный поток готовой информации: примитивные электронные игры и развлечения не предполагают наличие у ребенка высокого интеллектуального и творческого уровня, а являются только инструментом для достижения игрового уровня методом однотипных, повторяющихся действий. Длительность роликов в интернете очень короткая, есть множество ссылок, происходит быстрая смена картинок. а посты под видео вообще появляются практически ежесекундно. В результате формируется тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое, что ведет к фрагментарному восприятию, а не картины в целом.

Публикация «Применение метода эйдетики для развития памяти детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

И я для себя нашла способ работы с детьми, при котором повышается мотивация и учебная деятельность, концентрация внимания, увеличивается оперативный объем долговременной памяти. Это метод эйдетики. Ещё в древние времена, человек, который обладал зрительной памятью, привлекал к себе внимание мыслителей и ученых тех времен. И уже в те далекие времена, люди задумывались, как развить такую способность. В античных манускриптах есть упоминание и описание простейших упражнений, которые положили начало эйдетике [ 10 ].

Следует отметить, что существует асимметрия полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, а правое отвечает за эмоции. И главная задача эйдетики научить оба полушария взаимодействовать одновременно, для восприятия мира всеми органами чувств [ 7 ].

Повышенный интерес к данному направлению повысился в начале ХХ века в Западной Европе. Первое подробное описание эйдетики содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). В 20-е гг. воплощать его идеи продолжил немецкий психолог и философ Эрик Йенш.

В России, в 20-30-е гг., ученые с большим интересом и вниманием изучали эйдетические идеи марбургской психологической школы, подвергали их проверке.

Самыми значимыми специалистами в вопросах эйдетики были П. П. Блонский, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. Однако в СССР эйдетика не прижилась, она не соответствовала облику «советского человека», так как предполагала раскрытие потенциала личности. Но всетаки, пусть и небольшой промежуток времени, эйдетика оказала свое влияние на развитие отечественной психологии и науки. В современном мире эйдетика представляет большой научный интерес, так как ее учения соответствуют современным стандартам развития интеллекта детей [ 10 ].

В настоящее время эйдетика напрямую связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук и психолога Татьяны Никитиной. Матюгин в своих трудах изложил главные принципы метода, подробно описал инструментарий и применяемые техники [17]. Никитина собрала и обобщила эффективные способы развития памяти у детей [20].

Я адаптировала эту методику в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, разработала комплекс упражнений и рекомендаций по их применению.

Метод эйдетики, в котором используются яркие, короткие, фрагментарные образы, как раз и помогает запоминать и идеально подходит современным детям. В настоящее время эйдетический метод развития памяти все чаще внедряется в учреждения дошкольного образования. Педагогам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, но и ее надолго не хватает. И если вместе с игрой использовать яркие наглядные образы, то процесс пойдет проще и гораздо быстрее [15 ].

Повышенный интерес к изучению эйдетики возник в последнее десятилетие. И с каждым годом методика становится все более востребована как педагогами, так и психологами. Это связано с особенностями современных детей, которые больше задействуют зрительные и слуховые анализаторы

При проведении занятий с использованием эйдетики мы формируем эйдетический образ (яркий, красочный, который сохраняется в памяти долгое время, чаще бывает зрительным или слуховым, при этом развивается образно-ассоциативное мышление, повышается работоспособность, снимается психологический барьер.

Тема: применение метода эйдетики для развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе я использовала основные упражнения и приемы эйдетики :

Цепной метод : построение цепочек-ассоциаций;

Акровербальный метод-использование специальных фраз, рифмовок с закодированными словами, цифрами, фразами;

Мнемотехника: пиктограммы, заместители, символы, схемы;

Метод зрительной прорисовки. Суть данного метода заключается в зрительном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент;

Метод мысленной прорисовки. Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры. Данный метод соединяет воображаемые слова с реальными предметами;

Метод ассоциаций : зрительные, вкусовые, слуховые, тактильные;

Метод соощущений : одновременное получение импульсов, происходящих от различных анализаторов;

Система Shedd : метод составления специальной фразы (для запоминания цифр) [ 20 ];

Метод трансформации (дорисовывание);

Актуальность темы опыта:

В Республике Беларусь на законодательном уровне утверждены номативно-правовые документы об образовании:

-Кодекс об образовании Республики Беларусь, в котором отражены образовательные стандарты качества образования детей, среди которых ведущая роль отводится интеллектуальной и познавательной сфере детей дошкольного возраста [ 1 ];

-Учебная программа дошкольного образования, в которой делается акцент на развитие познавательных процессов, усвоения программы дошкольного образования[ 2 ];

- Постановление министерства образования Республики Беларусь № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»

В соответствии с образовательным стандартом ребенок 6-7 лет запоминает при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5–7 объектов, при использовании приема смысловой группировки – 9 и более объектов; использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка);

создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия);

логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка); наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов); владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий);

рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные); применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении [22] .

А как этого достичь, когда большинство современных детей не читают книги, и родители не читают книги детям, нет постоянной тренировки памяти. Внимание детей неустойчивое, работоспособность и учебная мотивация низкая. Из этого следует, что педагоги должны адаптировать, доработать методы и приемы развития памяти под современных детей. Очень многие методики без адаптации, не подходят детям.

Цель: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста методом эйдетики.

Критериями и показателями достижения цели считаю следующее:

-увеличения оперативного объема памяти детей дошкольного возраста;

-развитие наглядно – образного мышления;

- увеличение познавательной активности воспитанников.

Задачи:

- изучить научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода эйдетики в программе коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста;

- разработать комплекс упражнений, основанных на методе эйдетики и дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста;

- создать банк диагностического инструментария для диагностики уровня познавательной сферы воспитанников на начало проведения коррекционно-развивающих занятий и по окончании;

- проанализировать результаты диагностики познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в рамках исследования эффективности разработанной программы.

Ведущая идея опыта: применение метода эйдетики на занятиях ведет к увеличению объема памяти детей.

С целью наглядного анализа эффективности применения метода эйдетики в образовательном процессе воспитанников старшего дошкольного возраста было проведено исследование. Оно проводилось в два этапа: на начало занятий и по окончании эксперимента. Была проведена диагностика познавательной сферы воспитанников старшей группы № 11 на базе ГУО «Детский сад № 257 г. Минска» в количестве 30 человек (Приложение 1).

Результаты отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. –Распределение уровней развития познавательной сферы до проведения занятий.

Было принято решение, о проведении эксперимента, при котором в группе № 11 проводились занятия с использованием методов эйдетики. Занятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут, всего было запланировано и проведено 22 занятия (Приложение 2).

Второй этап исследования заключался в диагностике познавательной сферы воспитанников старшей группы № 11 на конец проведения занятий [21]. Полученные результаты отражены на рисунке 2.

Рисунок 2. –Распределение уровней развития познавательной сферы после проведения занятий.

На конец эксперимента в 11 группе мы наблюдаем значительную градацию по всем уровнем познавательной сферы: от низкого до высокого. По полученным результатам видно, что после проведения занятий низкий уровень снизился с 33 % до 7 %, средний уровень снизился с 56 % до 43%, а высокий уровень увеличился с 10 % до 50%

Мы наблюдаем значительную ротацию показателей в положительную сторону, что говорит о значимости таких занятий.

Следует отметить, что группа детского сада № 11 массовая, в ней находятся дети с разным уровнем развития познавательной сферы, психофизическим развитием и состоянием здоровья.

Отдельно хотелось бы отметить полученные результаты по развитию памяти у детей. Результаты диагностики по методике «Заучивания 10 слов» А. Р. Лурия представлены в виде графика на рисунке 3, в котором отражены результаты по высокому уровню, который является наиболее значимым, до и после проведения занятий.

Рисунок 3. –Распределение уровня (высокий) развития памяти до и после проведения занятий.

После проведения занятий в группе появились значимые изменения высокого уровня развития памяти : до занятий было 52%, после проведения занятий с применением метода эйдетики стало 82% полученные результаты подтверждают, что метод эйдетики является действенным способом развитие памяти и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что занятия с использованием метода эйдетики дают стабильный положительный результат в сторону увеличения познавательной активности и памяти детей старшего дошкольного возраста на всех уровнях развития познавательной сферы.

Новизна моего опыта состоит в том, что я комбинировала и усовершенствовала занятие таким образом, что у детей появилась возможность раскрыть скрытые резервы памяти, благодаря использованию ярких, наглядных образов, схем и предметов.

Мною был составлен базовый комплекс занятий, который можно использовать в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, занятия составлены таким образом, что их всегда можно модернизировать в сторону усложнения.

В настоящее время эйдетический метод развития памяти все чаще внедряется в учреждения дошкольного образования. Педагогам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, но и ее надолго не хватает. И если вместе с игрой использовать яркие наглядные образы, то процесс пойдет проще и гораздо быстрее.

Рекомендации по применению метода эйдетики : метод эйдетики практически не имеет «противопоказаний». Но при его использовании на развивающих занятиях, все-таки следует учитывать временные ограничения в соответствии с возрастом детей.

Психика детей дошкольного возраста и их когнитивные способности, как губка, впитывают все. И если с раннего возраста работать над развитием образно-ассоциативного мышления и зрительной памяти, будут отличные результаты.

Для удобства работы мною была разработана примерная план-схема занятий по развитию памяти у детей дошкольного возраста методами эйдетики (Рисунок 4)

БЛОКИ

Упр

Ведущая и

Рисунок 4.- Примерная план-схема занятий по развитию памяти у детей дошкольного возраста методами эйдетики

Результативность: в рамках повышения компетентности в вопросах использования метода эйдетики я была зачислена на кафедру психологии и предметных методик ГУО МГИРО стажером и прошла научную стажировку с 14.02.2022 г. - 14.05. 2022 г по теме: «Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста методом эйдетики» с целью повышения уровня профессионального развития, обогащения психологической информированности в области коррекционно-развивающих занятий с применением эффективного использования метода эйдетики для детей старшего дошкольного возраста (Приложение 3).

Мною представлены обобщенными результатами стажировки на совещании при заведующем ГУО «Ясли-сад № 257 г. Минска» (29.04.2022 г., протокол № 4).

С целью профессионального развития я приняла участие :

-дистанционное обучение по темам: «Причины и профилактика отклонений в поведении детей дошкольного возраста» (25.03.2022г., «Профилактика конфликтов в ситуациях профессионального стресса» (13.04.2022г.).

-мастер-класс «Мнемотехника для детей 6-9 лет». Академия педагогов России и стран СНГ (29.04.2022г. Сертификат).

-публичное выступление в рамках проведенного виртуального круглого стола совместно с кафедрой психологии и предметных методик. Тема: «Профилактика интернет-зависимости учащихся I ступени общего среднего образования» (31.03.2022г.).

- публичное выступление с результатами исследования на V Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в контексте Будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность» 19 – 20 апреля 2022 г.

- совместное написание статьи «Экологические практики дошкольного образования в эпоху глобальной цифровизации» для публикации в сборнике V Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в контексте Будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность»

-публикация статьи «Эйдетика и эйдетизм. Механизм развития интеллекта и мышления у детей дошкольного возраста» в журнале Минская школа №4(235, апрель 2022.

В рамках работы с педагогическим составам учреждения в октябре 2021 года был проведен мастер-класс для педагогов: «Эйдетика и эйдетизм, как способ развития памяти детей».

В рамках трансляции опыта работы в мае 2022 года провела мастер-класс с педагогами-психологами дошкольных учреждений Партизанского района по теме «Развитие памяти детей. Метод эйдетики».

Все вышеизложенное доказывает, что развитие памяти детей старшего дошкольного возраста методом эйдетики действенно, это направление интересно и педагогам и психологам.

Заключение: в рамках обобщения опыта моей работы бала изучена психолого-педагогическая литература по использованию метода эйдетики, научно-методическая литература, благодаря чему были составлены коррекционно-развивающие занятия и разработан комплекс упражнений с применением метода эйдетики. Для удобства работы создан банк диагностического инструментария.

После проведения занятий у воспитанников увеличился оперативный объем памяти, повысилась познавательная активность, стало более развито наглядно-образное мышление.

После проведения анализа занятий с применением метода эйдетики и по результатам диагностики детей было доказано, что применения метода эйдетики в коррекционно-развивающих занятиях способствует развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, разработанные занятия эффективны в развитии памяти.

Список литературы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь; 216. – 400 с.

2. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: нац. ин-т образования; 2019. – 480 с.

3. Ашкинезер, Е. В. Развиваемся, играя: практ. пособие / Е. В. Ашкинезер. - Мозырь. Белый Ветер, 2011. – 67 с.

4. Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 32 с.

5. Блонский П. П. Память и мышление. - М. : ЛКИ, 2007. - 208 с.

6. Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44

7. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - №1

8. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. - М. : Попурри, 2016. - 256 с.

9. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М. : Просвещение, 2001 - 247с

10. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. - М. : Говорящая книга, 2012. - 0 с.

11. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет. - М. : Олма Медиа Групп, 2014. - 96 с.

12. Земцова О. Н. Развиваем память. - СПб. : Азбука-Аттикус, Machaon, 2014. - с.

13. Зинченко П. И. Вопросы психологии памяти. - М. : Наука, 2009 - 347с

14. Илькевич О. Н. Эйдетика и эйдетизм. Механизм развития интеллекта и мышления у детей дошкольного возраста / О. Н. Илькевич / / Минская школа сегодня. – 2022. – Вып. 4 (235). – с. 61-64.

15. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ А. Н. Леонтьев. - М. Просвещение, 2013. - 173с.

16. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. - М. : Альпина Паблишер, 2013. - 160 с.

17. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка : Кн. для детей и их родителей / Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. - М. : Эйдос, 1996. - 114 с.

18. Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. - М. : Доброе слово, 2014. - 64 с.

19. Николаева Л. Тренировка быстрого чтения и запоминания без забывания для всех возрастов. - М. : Рипол Классик, Владис, 2011. – 384 с.

20. Никитина, Т. Б. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания) – М. : Международное Агентство "A.D. & T.", 2002. – 299 c.

21. Педагог-психолог в дошкольном учреждении : пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / сост. : Е. А. Осипова, Е. В. Белинская. – Мозырь : Белый Ветер,2010. – 87, [1] с. : ил.

22. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь № 137. - Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования; национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь; 2019.

23. Романова В. А. Сборник психологических тестов - М. : Генезис, 2013 - 374с

24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2008. - 713с.

25. Хэнкок Дж. Как тренировать память. Не думайте о памяти - лучше используйте ее на все сто! - М. : Претекст, 2013. - 288 с.

26. Эльконин, Д. Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 314с.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаИгра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В жизни ребёнка эмоции играют важную роль, они помогают ему воспринимать действительность, реагировать на неё, чувствовать и понимать.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение метода эйдетики для развития памяти детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 11:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД