МААМ-картинки

Применение нейротренажеров и кинезиологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

Татьяна Васильчук
Применение нейротренажеров и кинезиологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

Применение нейротренажеров и кинезиологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Васильчук Татьяна Ивановна

учитель-логопед, Детский сад № 48 «Вишенка»,

Россия, г. Белгород

Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с тяжелыми нарушениями речи. Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, артикуляционная моторика, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии, расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

Публикация «Применение нейротренажеров и кинезиологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Также у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, которые проявляются: в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений; в затруднениях динамической и статической организации двигательного акта; в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; в снижение двигательной памяти и самоконтроля; в замедленности, застревании на одной позе.

Часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц.

Перед специалистами стоит задача поиска наиболее эффективных методов компенсации речевой патологии, которая обеспечивала бы социализацию ребёнка с нарушением речи, позволяла бы в игровой форме формировать мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. Одним из таких методов является развитие межполушарного взаимодействия: нейротренажеры и кинезиология.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Нейротренажеры и кинезиология, которая и развивает с помощью рук межполушарное взаимодействие, относится к здоровьесберегающей технологии.

Основными признаками тяжёлого недоразвития речи в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа. При обследовании артикуляционной моторики выявляются неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата, наличие содружественных движений, парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка, что обусловливает проявление минимальных дизартрических нарушений.

Специалисты (Е. И. Аркин [3], Н. А. Берштейн [4]) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию речи.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Таким образом, нейротренажеры и кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Основная цель применения кинезиологических упражнений с детьми с тяжелыми нарушениями речи - это активизация развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- Стимулировать речевую активность детей; - Развивать слухоречевое внимание детей;

- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

В своей работе мы используем комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, мы разделили их условно на три функциональных блока:

1 блок. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

2 блок. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

3 блок. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Для выстраивания визуальной, ритмической и логической последовательности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи мы использовали визуально - ритмический круг и визуально – ритмическую парковку.

На первом этапе работу начинали сначала с горизонтального ряда - «Парковки», а на втором этапе переходить на работу с «Ритмическим кругом». При работе с «Ритмическим кругом» задания выполняли по часовой стрелке и против часовой стрелки. Начало последовательности выделяли цветом или стрелкой.

Визуально - ритмический круг и парковку мы использовали для:

- развития чувства ритма;

- развития слухового, зрительного и пространственного восприятия;

- развития мелкой моторики;

- развития фонематического слуха;

- развития связной речи,

- автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;

- коррекции слоговой структуры слова;

- запуска речи.

Следует отметить, что регулярное использование нейротренажеров и кинезиологии в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Список литературы

1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями - Ростов-на Дону. : Феникс, 2016. – 45 с.

2. Анохин П. К. Жизнь, деятельность и научная школа - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1949. - 403 с.

3. Аркин Е. А. О физическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1947. – №5. – С. 22-26.

4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности – М. : Наука 1966. - 349с.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение нейротренажеров и кинезиологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 18 января 2022 в 23:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД