МААМ-картинки

Применение технологии «Кроссенс» для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Вера Бурцева
Применение технологии «Кроссенс» для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления и речи у дошкольников. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные и речевые силы. Мы, взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываемся над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируем ход мыслей ребенка при отгадывании, торопим малыша, забывая о том, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ как результат правильного процесса мышления. Если дети затрудняются найти решение, зачастую, уступая просьбам детей, мы взрослые, сообщаем отгадку, сами растолковываем смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать и размышлять. Привыкая к готовым ответам, ребята теряют интерес к загадке.

Публикация «Применение технологии „Кроссенс“ для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитатель должен помнить о том, что у детей старшего дошкольного возраста ведущим видом мышления является наглядно-образное, а к концу дошкольного обучения, мы должны заложить прочный фундамент для словесно-логического мышления. Этому способствует применение технологии кроссенс.

Кроссенс — это ассоциативная головоломка, соединяющая в себе лучшие качества головоломки, загадки и ребуса. Этот метод был разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.

Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь».

Что такое кроссенс? Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».

1

2 3

8

9 4

7

6 5

Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок.

Задача разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Кроссенс – это именно картинки предметов, изображение символов, что понятно и интересно детям. Кроссенс - это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления.

Начинать знакомство с данной технологией лучше с 2-3 картинок.

Например, картинка – еж, елка.

- Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки? (У обоих есть иголки).

Дед Мороз и Ёлка

Повторю ещё раз, это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии.

Немного усложним.

Буратино и табурет Что общего (дерево)

Чиполлино и лук для стрельбы что общего (лук)

Баба яга курица (избушка на курьих ножках)

Стул и велосипед (сиденье)

Самокат велосипед автомобиль (транспорт)

Туча зонт грибы (дождь)

Молоко лёд река ёж

При создании кроссенса можно воспользоваться следующим

алгоритмом:

1. Определяем тематику (общую идею).

2. Выбираем 9 элементов (образов, имеющих отношение к теме.

3. Находим связь между элементами.

4. Определяем последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».

5. Сконцентрируем смысл в центральном элементе.

6. Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы

(образы).

7. Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.

КРОССЕНС можно решать в любом направлении, т. е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако, у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).

Таким образом, мы можем сказать, что развивающий метод «кроссенс» способствует формированию не только мыслительных процессов, но и развитию креативности, коммуникации, сотрудничества у дошкольников.

На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов, в нашем случае знание сказок. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития связной речи, логического и творческого мышления. Попробуем?

Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам только вперед по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. «Улыбка» - результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь (Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее (Собачку тоже зовут Шарик. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.) О чём этот кроссенс? (О дружбе.)

Если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить?

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

Применять кроссенс можно на любом этапе работы с детьми: при определении темы ОД, для постановки проблемы, при закреплении материала, как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, как творческая совместная работа родителей с детьми.

Кроссенс – хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями. Составлять кроссенс – одно удовольствие. Дети быстро раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Объекты нашего мира многомерны во многих смыслах, и именно на пересечении этих смыслов часто открываются крупицы истинного знания, новые свойства или скрытые глубины.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии «Кроссенс» для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 сентября 2021 в 16:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение технологии «Кроссенс» для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Бурцева (УИ 172572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД