Верушкина Светлана
Приобщение к литературе детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми приемами. Дети способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого педагога. Начинать знакомство с новой художественной литературой лучше всего с показа книги и ярких цветных иллюстраций в ней. Уже в дошкольном возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по картинкам: «О ком (о чем) эта сказка? Кто (что) это? и т. п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с подгруппой детей, когда каждый ребенок имеет возможность включиться в беседу и тщательно рассмотреть книгу.
Публикация «Приобщение к литературе детей дошкольного возраста» размещена в разделах
После прочтения литературного произведения необходимо провести беседу, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Для построения беседы, можно использовать следующие вопросы:
1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям, изображённым в литературном произведении.
2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.
3. Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.
4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.
5. Вопросы, направленные на восприятие содержания.
6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.
Подробный анализ произведения принесет больше вреда, чем пользы. При работе с любым литературным произведением педагогу необходимо знать меру и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме. Только в результате целенаправленного обучения и воспитания возможно развитие детского художественного восприятия литературного произведения.
При знакомстве дошкольников старшего возраста с большими произведениями целесообразно использовать чтение «с продолжением» в совместной деятельности взрослого и ребенка. Работа с книгой во второй половине дня развивает у ребёнка привычку слушать и формирует устойчивый интерес к художественной литературе. Во время чтения «с продолжением» следует создавать уютную обстановку, не напоминающую организованную образовательную деятельность.
Все последующее знакомство с литературным наследием будет опираться на опыт, который получен и закладывается в дошкольном возрасте. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, который проходит на протяжении всех ступеней литературного образования, и исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно.