МААМ-картинки

Формирование читательской грамотности на уроках физики с использованием технологии критического мышления

Немытова Лариса
Формирование читательской грамотности на уроках физики с использованием технологии критического мышления

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,

а тот, кто не научился при этом учиться”.

Э. Тоффлер

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы сегодня с вами поговорим о приёмах, которые формируют читательскую грамотность и которые можно использовать на любых уроках, в том числе и на уроках физики, и на уроках математики, информатики.

Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 60 минут?

Публикация «Формирование читательской грамотности на уроках физики с использованием технологии критического мышления» размещена в разделах

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

7. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Думаю, что вы уже догадались о каком приёме идет речь, Приём называется «Верите ли вы …», он также имеет другие названия «До» и «После», «Да» и «Нет» и относится к приёмам технологии развития критического мышления.

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника (или любого текста) и после знакомства с ним. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, делают прогнозы, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения ДО, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, к работе с текстом. Я предлагаю вашему вниманию, пример использования этого приёма на уроке в 10 классе по теме «Насыщенный пар»

«Толстые и тонкие» вопросы.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами: мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень вопросов определяет уровень нашего мышления.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любом этапе урока. Это могут быть вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Или вопросы как способ активной фиксации по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Подобный метод формирует у учащихся умение смыслового чтения, также Этот прием используется для организации работы в парах или группах.

.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ подробный, развернутый.

После работы с текстом учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с изученным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Результатом работы над таблицей с «тонкими» и «толстыми» вопросами будет являться таблица ответов, которой можно воспользоваться при подготовке к самостоятельной работе.

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Будет?

Мог ли?

Как звать?

Было ли?

Верно ли?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Предлагаю Вашему вниманию, пример выполнения задания по физике на уроке в 9 классе по теме «Закон всемирного тяготения»

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

1. Кто открыл закон Всемирного тяготения?

2. Когда был открыт закон Всемирного тяготения?

3. Верно ли, что мы притягиваем к себе Землю?

1. ОбЪясните, для каких тел выполняется закон Всемирного тяготения?

2. Как изменится изменится сила притяжения двух тел, если, не меняя расстояние между ними, уменьшить массы каждого тела в 2 раза?

3. Как можно объяснить влияние Луны на земные приливы и отливы?

Прием «Мозаика» или «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы) Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. Цель: сформировать умение целенаправленно читать текст, сопоставлять заключённую в тексте информацию. Схема приема: работа в группах -каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке, затем все ребята в группе общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Например, работа с текстом на уроке по теме «Реактивное движение»10 класс.

1. Окислитель смешивается с топливом в камере сгорания, здесь смесь воспламеняется и образуется газ – рабочее тело, с высокой температурой и давлением. Этот газ выходит через специальное отверстие — сопло, назначение которого заключается в том, чтобы придать газу ещё б льшую скорость. Когда реактивная газовая струя с большой скоростью выбрасывается из ракеты, сама ракета устремляется в противоположную сторону.

2. В 1903 г. русский учёный К. Э. Циолковский впервые предложил конструкцию космической ракеты с жидкостным реактивным двигателем.

3. Закон сохранения импульса: суммарный импульс тел, составляющих замкнутую систему, в результате взаимодействия тел системы не изменяется.

4. Реактивным движением называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части. Принцип реактивного движения находит широкое применение в авиации и космонавтике.

5. Поскольку до старта импульс ракеты был равен нулю, то по закону сохранения импульса суммарный импульс движущейся оболочки и выбрасываемого из неё газа тоже должен быть равен нулю.

6. Любая современная ракета с жидкостным двигателем представляет собой оболочку, в которую заключён полезный груз, приборный отсек, баки с топливом и окислителем и двигатель.

7. Полвека спустя идея Циолковского была развита и реализована советскими учеными под руководством С. П. Коралева.

Приём «Синквейн»

Приём «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила, темы.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Приём «синквейн» используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразительности

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ:

1. Приём «До и после»

Прочитайте утверждения и отметьте в столбике слева «ДО» : «+», если утверждение верное, и «–», если неверное. Время работы 1 минута (таймер).

Прочитайте текст и заполните графу «ПОСЛЕ» : «+», если утверждение верное, и «–», если неверное. Время работы 3 минуты.

Обсудите верные ответы.

2. Сформулируйте по три «тонких» и три «толстых» вопроса» к тексту.

3. Составьте «Синквейн» по материалу текста:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

4. Представьте результаты своего труда (один представитель от группы)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ:

1. Приём «До и после»

Прочитайте утверждения и отметьте в столбике слева «ДО» : «+», если утверждение верное, и «–», если неверное. Время работы 1 минута (таймер).

Прочитайте текст и заполните графу «ПОСЛЕ» : «+», если утверждение верное, и «–», если неверное. Время работы 3 минуты.

Обсудите верные ответы.

2. Сформулируйте по три «тонких» и три «толстых» вопроса» к тексту.

3. Составьте «Синквейн» по материалу текста:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

4. Представьте результаты своего труда (один представитель от группы)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ:

1. Приём «До и после»

Прочитайте утверждения и отметьте в столбике слева «ДО» : «+», если утверждение верное, и «–», если неверное. Время работы 1 минута (таймер).

Прочитайте текст и заполните графу «ПОСЛЕ» : «+», если утверждение верное, и «–», если неверное. Время работы 3 минуты.

Обсудите верные ответы.

2. Сформулируйте по три «тонких» и три «толстых» вопроса» к тексту.

3. Составьте «Синквейн» по материалу текста:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

4. Представьте результаты своего труда (один представитель от группы)

ГЕНИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ НЬЮТОНА

Практически невозможно представить себе научный мир без имени Исаака Ньютона. Он был первым ученым, который на законных основаниях попытался найти объяснение тому, почему каждый предмет, который имеет некоторый вес, падает только к Земле. В современном мире Исаака Ньютона обычно изображают с яблоком.

Измените свой взгляд на Вселенную и свое место в ней с помощью удивительных фактов о сэре Исааке Ньютоне.

Исаак Ньютон родился преждевременно и был настолько маленьким, что люди не ожидали, что он выживет. Отец Исаака Ньютона умер за три месяца до его рождения. Кстати его тоже звали Исаак Ньютон. Мать Ньютона снова вышла замуж, когда ему было три года, но отчим отказался разрешить ему жить с ними. Ньютона отправили жить к бабушке и дедушке. Исаак Ньютон был заикой. После того как мать Ньютона овдовела во второй раз, она попыталась сделать из Ньютона фермера, но он ненавидел фермерство. Один из его учителей убедил мать позволить сыну вернуться в школу. Ньютон оплачивал свою учебу в школе, работая в качестве слуги для богатых студентов и начав небольшой кредитный бизнес. Над Ньютоном издевались в школе, и он решил отомстить, сделав себя учеником номер один в школе, построив модели ветряных мельниц и солнечных часов.

Сэр Исаак Ньютон произвел революцию в астрономии, математике, физике и натурфилософии. Он признан одним из самых влиятельных интеллектуалов всех времен и ключевым катализатором научной революции. Исаак Ньютон был членом британского парламента в течение года, но заговорил только один раз — попросить кого-нибудь закрыть окно.

Ньютон открыл много идей, которые изменили мир, таких как 1) три закона движения, 2) всемирное тяготение, 3) форма Земли, 4) оптика, 5) эмпирический закон охлаждения и 6) понятие ньютоновской жидкости.

В 1669 году 26-летний Ньютон был назначен профессором математики в Кембридже. Ньютон был профессором в Кембридже почти 30 лет. Однако он не проявлял особого интереса к преподаванию, и его лекции не пользовались популярностью. Часто вообще никто не появлялся.

Ньютон перенес два нервных срыва. После второго в 1693 году он отказался от научных исследований и стал работать в Королевском монетном дворе. В то время как Ньютон был хозяином Королевского монетного двора, он лично выслеживал и допросил подозреваемых преступников и казнил фальсификаторов. В 1705 году королева Анна посвятила Исаака Ньютона в рыцари за его вклад в науку.

Роберт Гук (ученый, известный своими микроскопическими экспериментами) и Исаак Ньютон держали давнюю обиду. Гук считал, что теория света Ньютона неверна и что Ньютон заимствовал некоторые из его работ и включил их в Philosophiae Naturalis Principia Mathematica.

У немецких математиков Готфрида Лейбница и Исаака Ньютона был знаменитый спор по поводу того, кто открыл исчисление бесконечно малых. Оба утверждали, что другой украл его идеи. Позже было установлено, что они оба независимо друг от друга открыли эту область математики.

Ньютон провел большую часть своей взрослой жизни, изучая алхимию, включая поиск философского камня. Философский камень якобы мог превращать обычные металлы (свинец) в золото. Он был очень скрытным и записывал некоторые свои исследования в виде кода.

Ньютон проанализировал Библию в попытке найти секретные сообщения о том, как устроена Вселенная.

Ньютон умер 20 марта 1727 года в возрасте 84 лет. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве, том же месте, где похоронены многие английские монархи и известные британцы, включая Чарльза Дарвина, Чарльза Диккенса и Дэвида Ливингстона.

После смерти Исаака Ньютона в 1727 году он оставил заметки, рукописи и корреспонденцию, насчитывающую более 50 миллионов слов. Этого достаточно для создания около 150 романов.

Интересен факт, что история, связанная с яблоком, упавшим на голову исследователя, является мифом. На самом деле, Ньютон постепенно приближался к своему открытию. Автором легенды о яблоке был известный философ Вольтер.

ДО Утверждение ПОСЛЕ

Самая известная легенда об Исааке Ньютоне гласит, что яблоко упало наголову ученого, после чего он сделал открытие, является правдивым фактом.

Исаак Ньютон работал преподавателем математики в Кембриджском университете на протяжении 40 лет.

Великий учёный заикался

Исаак Ньютон увлекался алхимией, занимался поиском философского камня.

Исаак Ньютон увлекался не только наукой, но и был активным парламентарием.

Исаак Ньютон враждовал с математиком Готфридом Лейбницем и доказывал ему, что систему счисления открыл не Лейбниц, а Ньютон.

ДО Утверждение ПОСЛЕ

Атомы- наименьшие частицы любого вещества

Все вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки

Молекулы можно рассмотреть с помощью обычного микроскопа

Молекулы состоят из атомов

Молекулы одного и того же вещества одинаковы

Молекула воды состоит из двух атомов кислорода и одного атома водорода

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование читательской грамотности на уроках физики с использованием технологии критического мышления
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 12:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД