Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Ветчинкина Галина
Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Причины нарушений опорно-двигательного аппарата:

1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут оказать воздействие на ЦНС развивающегося плода, особенно в период до 4 мес. внутриутробного развития):

инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (за последние годы распространённость нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);

• последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);

• тяжелые токсикозы беременности;

• несовместимость по резус-фактору или группам крови;

• травмы, ушибы плода;

• интоксикации;

• экологические вредности.

2. Родовая травма, асфиксия.

3. Патологические факторы,действующие на организм ребенка на первом году жизни:

• нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);

• травмы, ушибы головы ребенка;

• осложнение после прививок.

Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.

Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата

Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата:

заболевания нервной системы:

• детский церебральный паралич;

• полиомиелит.

врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

• врожденный вывих бедра,

• кривошея,

• косолапость и другие деформации стоп,

• аномалии развития позвоночника (сколиоз,

• недоразвитие и дефекты конечностей,

• аномалии развития пальцев кисти,

• артрогрипоз (врожденное уродство).

Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

• травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,

• полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит,

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Особенности проявления нарушений у детей с детским церебральным параличом

У детей с ДЦП задержано и нарушеноформирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.

На ранней стадии ДЦП двигательное развитие может проходить неравномерно. Ребенок может не держать еще голову в 8-10 мес., но уже начинает поворачиваться, садиться. У него нет реакции опоры, но он уже тянется к игрушке, захватывает ее. В 7-9 мес. ребенок сидеть может только с опорой, но стоит и ходит в манеже, хотя установка его тела дефектна.

Разнообразие двигательных нарушенийобусловлено действием ряда факторов:

• патологией тонуса мышц (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии);

• ограничением или невозможностью произвольных движений (парезы и параличи);

• наличием насильственных движений (гиперкинезов, тремора);

нарушением равновесия, координации и ощущения движений.

Двигательные нарушения у детейс ДЦП имеют разную степень выраженности: от тяжелой, когда ребенок не может ходить и манипулировать предметами, до легкой, при которой ребенок ходит и обслуживает себя самостоятельно.

Отклонения в психическом развитии при ДЦП также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией. Поражения на ранней стадии внутриутробного развития сопровождаются грубым недоразвитием интеллекта ребенка. Особенностью психического развития при поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер (ускоренное развитие одних высших психических функций и несформированность, отставание других). Для детей с ДЦП характерно:

• различные нарушения познавательной и речевой деятельности;

разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости, склонность к колебаниям настроения;

• своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).

Основной целью коррекционной работы с детьми при ДЦП является оказание детям комплексной помощи: медицинской, психолого-педагогической, логопедической и социальной; обеспечение максимально полной социальной адаптации, общего и профессионального образования. Хочется еще отметить, что в специальном образовании отсутствуют методологические, научно-теоретические, практико-ориентированные основы организации ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП. Недостаточно разработан и требует адресной конкретизации диагностический инструментарий, позволяющий выявить актуальный уровень и потенциальные возможности развития детей первых лет жизни с церебральным параличом и осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к ним в комплексной реабилитации. Отсутствует теоретико-методологическое обоснование социально-образовательной адаптации детей раннего возраста с ДЦП. Неполно представлены аспекты междисциплинарного взаимодействия специалистов и родителей в организации медико-психолого-педагогической реабилитации детей данной категории на ранних возрастных этапах.

Организация и содержание сопровождения детей с НОДА

на протяжении дошкольного возраста

В настоящее время в системе дошкольного образования имеются детские сады компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при детских дошкольных учреждениях создаются группы для таких детей компенсирующей направленности и группы кратковременного пребывания. Группы формируются из воспитанников на основании заключения врача-ортопеда и по решению городского ПМПК, с согласия родителей (законных представителей). В нашем городе функционирует один детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 4-х до 7 лет. Кроме этого, в настоящее время дошкольники с двигательными нарушениями широко интегрируются в дошкольные учреждения общего вида, так как дети с легкой двигательной (ортопедической) патологией не испытывают трудностей в коллективе здоровых сверстников, успешно осваивают программу массового детского сада.

Главной задачей дошкольного учреждения компенсирующей направленности является создание условий для правильного физического развития каждого ребенка, обеспечение оптимального режим двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию необходимых образовательных компетенций в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для таких детей детским учреждением разрабатывается адаптированная образовательная программа с учетом требований ФГОС, которая учитывает психофизические особенности детей и их двигательные возможности. Для организации эффективного воспитательного процесса и подготовки детей к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, позволяющая выявить их возможности и специальные образовательные потребности. Диагностическое обследование детей с НОДА в детском саду проводят педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед. При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс ДОУ обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Циклограмма деятельности воспитателя. Средняя группа с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 смена: время и мероприятия воспитателя 7.00 – 8.00. Прием детей в группе. 1. Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по.

Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для вас, уважаемые родители и педагоги. Игры и упражнения для.

Конспект ОД в старшей группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Домашние животные и их детеныши» Конспект образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей группе для детей с нарушениями опорно-двигательного.

Конспект организации трудовой деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата III года обучения Вид: хозяйственно-бытовой труд Тема: «Уход за комнатными растениями» Цель: закрепление у детей навыков ухода за комнатными растениями.

План-конспект занятия по развитию речи для второй младшей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата Занятие по развитию речи во второй младшей группе Тема: игра-инсценировка «Как машина зверят катала». Цель: учить детей участвовать в инсценировании.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности Сухомлинский В. А. гениальный педагог отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно.

Система психологического сопровождения обучающихсяСистема психологического сопровождения обучающихся 20 февраля 2017 года в нашем учреждении состоялся ежегодный Методический день для педагогов, на котором мне выпала честь выступить с темой.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Опубликовано: 14 июня 2017 в 17:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...

23 апреля. День английского языка

ООН учредила международные праздники в честь каждого из пяти своих официальных языков. Исторически так сложилось, что главным и самым распространённым из них стал английский. Дата 23 апреля была избрана...


Горячие темочки