Бердова Ольга
Формирование художественно-эстетических предпочтений старших дошкольников при ознакомлении с культурой русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование художественно-эстетических предпочтений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурным наследием русского народа».
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный, групповой.
Возраст детей : 5-7 лет.
Публикация «Формирование художественно-эстетических предпочтений старших дошкольников при ознакомлении с культурой русского народа» размещена в разделах
Субъекты проекта: дети, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель. Актуальность: внедрение ФГОС в ДОО дает возможность реализации особых задач в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" через различные виды детской деятельности, развитие творческого потенциала каждого ребенка, а именно:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задача педагогов – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Проектная деятельность развивает способности дошкольников, делая творческий процесс интересным мотивационным, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель: развитие и воспитание художественно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к культурному наследию русского народа.
Задачи:
Задачи для педагога: - систематизировать и обобщить информацию по художественно-эстетическому воспитанию с учетом регионального компонента; - расширить предметно-развивающую среду по художественно-эстетическому восптанию; - обеспечить тесное сотрудничество педагога с родителями по осуществлению художественно-эстетическому воспитанию детей.
Задачи для детей: - знакомство с культурными традициями русского народа; - знакомство с русскими классическими композиторами, народной и фольклорной музыкой; - расширение представлений о народных праздниках и промыслах; - создание театра народной игрушки; - знакомство с культурой коренных народов Севера - саами.
Задачи для родителей: - формирование представления о необходимости передачи культурного наследия, семейных традиций русского народа от поколения к поколению; - обеспечение художественно – эстетического воспитания в условиях семьи;
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный :
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
3. Знакомство с традициями, обычаями, промыслами и играми русского народа.
Для решения данной задачи выбирались соответствующие формы взаимодействия : игры, беседы, презентации, посещения библиотеки, развлечения, праздники.
II. Организационно-практический:
1. Разработка перспективно-тематического плана проекта.
2. Разработка технического и методического обеспечения проекта
3. Реализация содержания перспективного плана
Проект направлен на решение конкретных задач, связанных с изучением культурного наследия русского народа.
В соответствии с планом работы реализуется следующее содержание работы, которое предполагает внедрение в работу различных форм взаимодействия с детьми и родителями:
• Беседы с детьми, с родителями;
• Подбор художественной литературы, иллюстрации;
• Знакомство и разучивание песен, стихов, потешек, прибауток, колядок, танцев;
• Знакомство с промыслами русского народа;
• Фольклорные праздники;
• Народные игры;
• Театрализованная деятельность;
• Работа с родителями.
III. Презентационно — завершающий:
1. Постановка спектакля «Про Дуню и волшебника Оха»
2. Проведение календарных праздников с использованием фольклорных произведений: «Покров», «Колядки».
3. Выставки детского творчества: «Русская народная игрушка»,
4. Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
Ожидаемый результат проектной деятельности
- формирует такие нравственные понятия, как любовь к культурному наследию русского народа, гордость за ее историческое прошлое;
- развивает представления воспитанников о наиболее важных событиях, героях, традициях, культуре русского народа и коренных народов Севера.
- развивает творческие способности детей в разных видах деятельности.
Перспективный план работы по формированию художественно-эстетических предпочтений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурным наследием русского народа.
Перспективный план на год
Месяц Мероприятия
Сентябрь Подбор литературы, методических материалов.
Октябрь Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», «Славяне – ремесленники и творцы». Чтение отрывков из рассказов для детей А. О. Ишимовой из истории России. Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам». Дидактические игры: «Славянская семья», «Чем отличается современный город от старинного?» Конкурс «Лучшая кормушка для птиц в народном стиле»
Ноябрь Чтение былинных и сказочных произведений. Рассматривание картины «Богатырская застава» В. Васнецова. Слушание песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Богатырская сила». Знакомство с промыслами русского народа. Экскурсия в библиотеку «Здравствуй, сказка!»
Декабрь Беседы по темам: «Деревня – деревянный мир», «Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки». Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!» Игра – путешествие «Игрушки наших бабушек». Слушание произведений классических композиторов.
ЯнварьБеседа: «Славный праздник – Рождество». Рассматривание иллюстраций. Заучивание колядок, закличек. Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам. Развлечение «Гуляют ребятки в зимние святки». Слушание народной музыки Конкурс «Мы с мамой – мастерицы»
Февраль Знакомство с культурой коренного народа Севера – саами. Выставка рисунков по мотивам произведений устного народного творчества. Знакомство с русскими и саамскими играми, проведение тематической недели «Край наш северный» Спортивный праздник с участием родителей «Богатыри русские»
Март Декоративное рисование «Веселые матрешки». Чтение сказки «Морозко». Занятие – игра «Чудо – дерево». Досуг – развлечение с участием бабушек «В гостях у бабушки».
Апрель Магнитный театр «Как вести себя на улице». Рассматривание иллюстраций. Заучивание потешек, закличек, прибауток. Фольклорный праздник «Масленица пришла»
Май Чтение художественной литературы : Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин», С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен военных лет. Просмотр презентации о памятниках войны. Работа с родителями: сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ.