Получи документы

Проект «Игры-эксперименты»

Виктория Серебрякова
Проект «Игры-эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработала Серебрякова В. С.

Воспитатель первой младшей группы «Радуга»

МБДОУ «Детский сад № 28 «Рябинушка»

п. Раздольный Елизовский район

Камчатский край

Содержание проекта :

1. Титульный лист …. 1

2. Содержание проекта… 2

3. Паспорт проекта …. 3

4. План реализации проекта (этапы проекта…. 4

5. Структура игры-эксперимента…4

6. Правила в работе с детьми при организации игр-экспериментов…. 5

7. Заключение…5

8. Методические пособия и литература…. 6

Публикация «Проект „Игры-эксперименты“» размещена в разделах

9. Продукты реализации проекта… 6

10. Перспективный план работы с детьми (Приложение 1…. 7

11. План внедрения игр-экспериментов в образовательный процесс с детьми

первой младшей группы (Приложение 2…. 8

12. Консультация для родителей по проекту (Приложение 4…. 9

13. Родительское собрание «Детское экспериментирование в детском саду и

дома»…. 10-11

14. Информационный материал для родителей

15. Картотека игр-экспериментов….

Паспорт проекта

Актуальность проекта :

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Восприятие мира у детей младшего дошкольного возраста проявляется через ощущения и чувства. Это объясняется тем, что малышам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, соответствует этим возрастным особенностям.

Экспериментирование предоставляет возможность ребёнку думать, пробовать, исследовать и самому, конечно не без помощи взрослого, находить ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Поэтому именно в этот период необходимо открыть для ребёнка больше возможности для познавательно-исследовательской деятельности.

Проблема, привлёкшая к созданию проекта :

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Учитывая это нам педагогам необходимо найти те игровые формы организации познавательной деятельности, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в работе с детьми младшего дошкольного возраста, становятся игры-эксперименты.

Это игры, основанные на экспериментировании, и основным действием ребёнка является манипуляция с определённым предметом на основе заданного игрового сюжета.

Цель проекта :

Приобщение ребёнка к миру природы и предметов через игры-эксперименты, которые открывают для него большие возможности для познавательной деятельности и способствуют развитию его исследовательских способностей.

Ожидаемые результаты проекта :

• Используя игры-эксперименты, мы предоставим своим малышам возможность экспериментировать

• Мы поможем детям выявить реальные представления о различных свойствах и качествах изучаемых объектов.

• У детей сформируются представления об окружающем мире.

• Расширится кругозор и словарный запас детей.

Всё это позволит в дальнейшем ребёнку моделировать в своём сознании целостность картины мира, основанную на собственных наблюдениях и исследованиях.

Задачи проекта :

• Сформировать у малышей представления о свойствах и качествах предметного окружения, представления о форме, цвете и величине предметов;

• Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие – результат»;

• Развивать познавательно-исследовательскую активность малышей;

• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Типология проекта :

Проект носит комплексный характер, включает в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность детей

Участники проекта :

дети, педагоги и родители воспитанников первой младшей группы «Радуга»

Сроки реализации проекта :

август – май

План реализации проекта :

1. Подготовительный этап

Цель: определение системы работы по данному направлению.

• Подбор методической литературы и пособий.

• Разработка игр – экспериментов для детей 2-3 лет.

• Разработка перспективного плана работы на учебный год.

• Создание развивающей среды для экспериментальной деятельности, пополнение уголка экспериментирования необходимым материалом и оборудованием.

Сроки: август-сентябрь

2. Практический этап.

Цель: реализация проекта.

Работа с детьми:

- внедрение игр-экспериментов в образовательный процесс с детьми первой младшей группы

Работа с родителями:

- привлечение родителей к пополнению уголка для игр-экспериментов необходимым инвентарём;

- организация консультации, родительского собрания по теме проекта

- подбор рекомендаций по теме проекта

Срок: в течение года

3. Итоговый этап.

Цель: оформление результатов и продуктов проекта.

• Заключение

• Презентация проекта

Срок: май

При организации познавательно-исследовательской деятельности для малышей необходимо придерживаться следующей Структуры игры-эксперимента :

• Мотивация деятельности (необычность объекта, сюрприз)

• Формулирование проблемы (постановка исследовательской задачи)

• Выдвижение предположений и гипотез детей

• Проверка предложений (выполнение эксперимента)

• Подведение итогов, вывод

• Фиксирование результатов (по возможности).

Правила в работе при организации игр-экспериментов:

детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставлять ребёнка выполнять какое-либо действие во время любого эксперимента, малыш должен захотеть этим заниматься;

не следует строго регламентировать положительность опыта: если ребёнок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло;

не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам;

• дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом;

• необходимо учитывать право ребё нка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребёнок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения;

не следует увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности: необходимость регистрировать увиденное, является дополнительной нагрузкой для ребёнка;

• материал для исследовательской деятельности детей подобран с расчётом работы с детьми по подгруппам (10 малышей);

• соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, т. к. дети в силу своих возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Методическое обеспечение:

Е. Е. Хомякова. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. - Спб., ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009. (3)

Д. Н. Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010.(4)

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе д. с. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.(5)

Л. Н. Павлова. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2015. (11)

О. В. Власенко, Т. В. Ковригина, В. Н. Мезенцева. Комплексные занятия по Программе «От рождения до школы». Первая младшая группа. – В. : Учитель, 2012. (12)

Интернет ресурсы.

Продукты реализации проекта :

• Картотека игр-экспериментов для детей 2-3 лет.

• Перспективный план работы с детьми 2-3 лет на учебный год. (Приложение 1)

• План внедрения игр-экспериментов в образовательный процесс с детьми первой младшей группы. (Приложение 2)

• Консультация для родителей «Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте» (Приложение 3)

• Родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома» (Приложение 4)

• Презентация проекта. (Приложение 5)

Статьи в информационный уголок: «Детское экспериментирование в саду и дома»;

«Игры-эксперименты с малышами»;

Содержание уголка экспериментирования:

Ёмкости для воды и песка (крупы, детские фартуки;

Разнообразные сосуды разного объёма и формы, стаканчики, разносы;

Пипетки, воронки, сито, трубочки для коктейля, водяные «мельницы», сочки;

Природный материал (камни, песок, перья, шишки);

Бросовый материал (ткань, мех, вата, деревянные, пластмассовые и металлические предметы);

Различный сыпучий материал (манка, пшено, мука, соль, сахар);

Мелкие игрушки для игр с кинетическим песком, манкой, формочки для песка, формочки для замораживания воды;

Красители пищевые, гуашь;

Губки, резиновые, пластмассовые и воздушные шарики, мыльные пузыри, султанчики,

магниты, зеркальца.

Заключение:

Исследовательская деятельность детей, используемая нами в ходе реализации проекта, способствовала приобретению детьми более содержательных сведений о явлениях природы и предметах ближайшего окружения, развитию познавательного интереса к целостному восприятию окружающего мира.

Таким образом, специально организованная работа по познавательному развитию детей 2-3 лет через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний и представлений детей об окружающей действительности и природных явлениях.

Приложение 1

Перспективный план работы с детьми 2-3 лет на учебный год

Месяц

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Сентябрь

Что такое камни?

Ветер по морю гуляет

Поплывёт или утонет?

Вода прозрачная

Октябрь Сквозь сито. Дождик Выжми губку

Волшебная рукавичка (магнит) Водопад

Ноябрь Прыгающий

шарик Мыльные пузыри.

Игрушки – потеряшки Воздушный шар. Мяч

Декабрь Какая вода?

Холодная –горячая

Пенный замок

Песочные человечки Следы на песке

Январь

Снеговик в гостях у ребят

Цветные льдинки за окном.

Норки для зверушек

Февраль Поймай рыбку

Растения пьют воду

Какой самолётик улетит дальше?

Луковая грядка

Март Распускаются цветы Кораблики

(из кусочков бумаги) Свет и темнота

Капельки

Апрель В час по чайной ложке

Поймай солнечного зайчика

Какой формы вода?

Песок и сахар в воде

Май Найди пустую коробочку

Найди колокольчик Шарики в воде

Рисуем на песке

Лето Рисование на мокром листе

Кто играет ленточками?

Кто нагрел предметы? Смешиваем краски

Песчаные художники

Распускаются цветы Какой самолётик улетит дальше?

Кораблики

(из кусочков бумаги)

Игрушки – потеряшки Мыльные пузыри Следы на песке

Поймай рыбку

Приложение 2

Внедрение игр-экспериментов в образовательный процесс с детьми первой младшей группы

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

1 половина дня

Дидактические игры на сенсомоторное развитие

Игра на развитие конструктивно-модельной деятельности

Дидактическая игра на ознакомление с окружающим миром

Игра-эксперимент

Дидактическая игра на ознакомление с окружающим миром

НОД

Познавательное развитие

Музыка

Лепка

Музыка

Рисование

Чтение художественной литературы

Пальчиковые и речевые игры

Чтение художественной литературы

Пальчиковые и речевые игры

Чтение художественной литературы

2 половина дня НОД

Физическая культура

Развитие речи

Физическая культура

Развитие речи

Физическая культура (улица)

Индивидуальная работа на речевое развитие

Игры и упражнения на интеллектуальное развитие

Сюжетная игра-ситуация

Индивидуальная работа на развитие основных видов движения

Развлечение. Театрализованная игра.

Хороводная игра

Приложение 3

Консультация для родителей на тему:

«Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Слайд 2. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Выготский Л. С.

Слайд 3. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира, он хочет его познать, исследовать, открыть, изучить, а значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Слайд 4. Академик Н. Н. Поддъяков доказал, что «…что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую…»

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей и пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности: приём пищи, занятие, игру, прогулку, сон, умывание.

Слайд 5. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности.

Слайд 6. Мы постарались создать такие условия для наших воспитанников.

В групповой комнате оборудован мобильный уголок экспериментирования, в котором используются разнообразные материалы – природные (вода, песок, камешки, шишки); бросовые (пробки, трубочки для коктейля); специальное оборудование (совочки, воронки, сито, водяные мельницы); ёмкости для игр с водой, песком, снегом. Учитывая возрастные особенности детей от 2-х до 3-х лет, мы подобрали игры-эксперименты и сделали картотеку таких игр.

Слайд 7 (мы экспериментируем – фото). Во время игр-экспериментов дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Слайд 8 (мы экспериментируем – фото).

Слайд 9. Таким образом, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность в ходе детского экспериментирования, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений детей.

Слайд 10. Спасибо за внимание!

Приложение 4

Родительское собрание на тему:

«Детское экспериментирование в детском саду и дома»

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.

Ход собрания:

Воспитатель задает вопрос родителям: "Что такое экспериментирование?" (высказывания родителей)

Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.

Цель экспериментальной деятельности: Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

- мелкая моторика (игры с песком, пшеном, горохом, мелкими камешками и бусинками);

- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)

- внимание, память (запомню – дома расскажу маме) и речь;

- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).

Дети учатся анализировать происшедшее, не только во время игры. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками.

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Очень важно, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности. И в этом должны помогать и вы родители.

2. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

Во-первых, самому быть любопытным.

Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

3. Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях? На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией?

• Покажите ему как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет.

Производит впечатление на детей и такой простенький опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться).

• Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:

- Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь) или прогладив утюгом.

- Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

• Очень простой опыт, но тоже очень интересный «Яйцо утонет или всплывет?»

Материал: 2 яйца, сваренное вкрутую, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.

Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности. Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!

4. Уважаемые родители! Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Эксперименты с водой на летней прогулкеЭксперименты с водой на летней прогулке Ребёнок с самого раннего детства познаёт окружающую действительность. набирается опыта и этом ведущую роль играет детское экспериментирование.

Игры и эксперименты детей младшей группы с шариками орбизИгры и эксперименты детей младшей группы с шариками орбиз Уважаемые коллеги! Разноцветные гидрогелевые шарики очень приятные на ощупь понравились, конечно, и нашим детям! Сколько игр и экспериментов.

Фотоотчет «Игры и эксперименты с песком»Фотоотчет «Игры и эксперименты с песком» Играя с песком, экспериментируя, дети удовлетворяют свою потребность в тактильном развитии, тренируют зрительно-двигательную координацию,.

Игры-эксперименты с мыльной пеной в младшей группеИгры-эксперименты с мыльной пеной в младшей группе Игры-эксперименты с мыльной пеной в младшей группе Цель: Уточнить знания о свойствах воды (вода пенится). В таз с тёплой водой (на дно.

Кляксография — эксперименты с краскамиКляксография — эксперименты с красками .

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Игры-эксперименты в подготовительной группе»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Игры-эксперименты в подготовительной группе» Опыт "Танцующая фольга" Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. Оборудование:.

Мастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на летней прогулке» для детей старшей группыМастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на летней прогулке» для детей старшей группы Цель: создать у детей радостное летнее настроение. Задачи: - продолжать совершенствовать умение детей действовать совместно; - развивать.

Эксперименты и игры с разноцветными стеклышками для детей младшего дошкольного возрастаЭксперименты и игры с разноцветными стеклышками для детей младшего дошкольного возраста Цель: создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой и экспериментальной деятельности; закреплять.

Познавательный летний проект «Чудеса, опыты, эксперименты»Познавательный летний проект «Чудеса, опыты, эксперименты» Пояснительная записка Сроки реализации: долгосрочный (1 августа - 31 августа) Возрастная группа: дети 4-5 лет Проблема: Мы взрослые должны.

Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой»Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой» Вид проекта: творческо-экспериментальный, краткосрочный Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители Актуальность: Одним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Игры-эксперименты»
Опубликовано: 30 октября 2021 в 00:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Игры-эксперименты»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Серебрякова (УИ 1423509) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД