Людмила Журавлева
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Использование мнемотехники для развития связной
речи дошкольников 4-5 лет»
1. Название проекта : «УЧИМСЯ ПО СКАЗКЕ».
2. Вид проекта : Социально-познавательный, творческий, игровой.
Публикация «Проект „Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников 4–5 лет“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
3. Проблема: Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны, бедный словарный запас, неумение строить предложения и слабо развитое логическое мышление. Плохо развитая речь – это плохо развитая память. А память – это начало интеллекта. Использование мнемотехники в работе с детьми, развивает у них разные виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, фотографическую.
4. Продолжительность: 1 год
5. Цель проекта : Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
6. Содержание проекта : Мнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. На занятиях применяются как дидактический материал, который позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными образовательными задачами.
7. Актуальность проекта : - Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
- Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации;
- Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
8. Формы реализации проекта :
Занятия, беседы, оснащение предметно-пространственной среды, работа с родителями; развивающие, дидактические игры. Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста 1 раз в неделю по 20 минут.
9. Участники проекта :
Автор: воспитатель
воспитанники группы: средняя группа (возраст 4-5лет)
родители.
10. Место проведения
11. Методы работы:
Индивидуальный;
Групповой;
Практический;
Наглядный.
12. Задачи: 1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;
2. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
4. Создать материальную базу для использования мнемотехники.
13. Предполагаемый результат: Расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной речи воспитанников средней группы.
Мероприятия проекта
Сентябрь
Тема занятия Форма работы с детьми Оснащение педагогического процесса Форма работы с родителями
1 «Знакомство с символами мнемотехники» Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Мнемодорожки, мнемотаблицы, листы бумаги, фломастеры. Консультация «Развитие речи дошкольников с помощью мнемотехники».
2. Сказка «Аленушка и лиса».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Знакомство с коллажем. Игра «Что изменилось?» Мнемодорожка, коллаж по сказке «Аленушка и лиса» Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихотворений.
3. «Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Работа с коллажем. Ознакомление со звуком А и обучение четкой, правильной артикуляции. Знакомство с мнемотоблицей «дикие животные» Мнемодорожка, коллаж по сказке «Аленушка и лиса», мнемотоблица «дикие животные» Папка-передвижка по теме занятия «В помощь родителям»
4. «Вспомним сказку по коллажу».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Работа с коллажем. Ознакомление со звуком А и обучение четкой, правильной артикуляции. Знакомство с характерными особенностями времени года «осень». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке «Аленушка и лиса», листы бумаги, фломастеры. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «осень». Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Октябрь
Тема занятия Форма работы с детьми Оснащение педагогического процесса Форма работы с родителями
1. Сказка «Петушок и бобовое зернышко» Ознакомление детей со звуком О и обучение четкой, правильной артикуляции. Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка.
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
2. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжение знакомства детей с характерными особенностями времени года «осень». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «осень». Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихотворений.
3. «Вспомним сказку по коллажу».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Знакомство с мнемотоблицей «домашние животные»
Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Мнемотаблица «домашние животные»
Папка-передвижка по теме занятия «В помощь родителям»
4. «Вспомним сказку по коллажу».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжение знакомства детей с характерными особенностями времени года «осень», мнемотаблицей «домашние животные» Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Мнемотаблица «домашние животные». Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «осень».
Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Ноябрь
Тема занятия Форма работы с детьми Оснащение педагогического процесса Форма работы с родителями
1. Сказка «У страха глаза велики». Ознакомление детей со звуком У и обучение четкой, правильной артикуляции. Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка.
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
2. «Вспомним сказку по коллажу».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжение знакомства детей с характерными особенностями времени года «осень». Игра «Выложи из геометрических фигур» Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор геометрических фигур. Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихотворений.
3. «Вспомним сказку по коллажу».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Дидактическая игра «Сколько – столько». Продолжение знакомства детей с характерными особенностями времени года «осень». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «осень». Папка-передвижка по теме занятия «В помощь родителям»
4. «Вспомним сказку по коллажу».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжение знакомства детей с характерными особенностями времени года «осень». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «осень». Фломастеры, листы бумаги. Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Декабрь
Тема занятия Форма работы с детьми Оснащение педагогического процесса Форма работы с родителями
1. Сказка «Маша и медведь». Ознакомление детей со звуком М и обучение четкой, правильной артикуляции. Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка.
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
2. «Вспомним сказку по коллажу».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Написание буквы М. Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Фломастеры, листы бумаги. Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихотворений.
3. «Вспомним сказку по коллажу».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Познакомить детей с характерными особенностями времени года «зима». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «зима». Папка-передвижка по теме занятия «В помощь родителям»
4. «Выучим по коллажу».
Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Заучивание стихотворения «Елочка» Е. Трутневой по коллажу Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «зима». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «зима». Коллаж к стихотворению «Елочка» Е. Трутневой. Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Январь
Тема занятия Форма работы с детьми Оснащение педагогического процесса Форма работы с родителями
2. Сказка «Рукавичка». Ознакомление детей со звуком Д и обучение четкой, правильной артикуляции. Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка.
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
3.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Заучивание стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской по коллажу. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Коллаж к стихотворению «Снежный кролик» О. Высотской. Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихотворений.
4.«Выучим по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «зима». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «зима». Папка-передвижка по теме занятия «В помощь родителям»
5.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «зима». Игра «Угадай на ощупь». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «зима». Тактильные дощечки. Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Февраль
Тема занятия Форма работы с детьми Оснащение педагогического процесса Форма работы с родителями
1. Сказка «У солнышка в гостях». Ознакомление детей со звуком И, обучение четкой, правильной артикуляции. Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка.
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
2.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Лепка буквы И. Игра «Чего не стало?» Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Пластилин.
Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихотворений.
3.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «зима». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «зима». Папка-передвижка по теме занятия «В помощь родителям»
4.«Выучим по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Заучивание стихотворения «Ручей» Е. Кохан по коллажу Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «зима». Мнемотаблица по сказке, коллаж по сказке. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «зима». Коллаж к стихотворению «Ручей» Е. Кохан Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Март
Тема занятия Форма работы с детьми Оснащение педагогического процесса Форма работы с родителями
1. Сказка «Заюшкина избушка» Ознакомление детей со звуком В, обучение четкой, правильной артикуляции. Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Игра «Вспомни букву, назови сказку». Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Плоскостное изображение елочки с буквами.
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
2.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Познакомить детей с характерными особенностями времени года «весна». Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «весна». Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихотворений.
3.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Написание буквы В. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Фломастеры, листы бумаги. Папка-передвижка по теме занятия «В помощь родителям»
4.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «весна». Игра «Угадай на ощупь» Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «весна». Тактильные дощечки. Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Апрель
Тема занятия Форма работы с детьми Оснащение педагогического процесса Форма работы с родителями
1. Сказка «Коза – дереза». Ознакомление детей со звуком К, обучение четкой, правильной артикуляции. Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Мнемотаблица «Домашние животные». Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
2.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «весна». Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «весна». Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихотворений.
3.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «весна». Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «весна». Папка-передвижка по теме занятия «В помощь родителям»
4.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «весна». Игра «Угадай на ощупь» Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «весна». Тактильные дощечки. Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Май
Тема занятия Форма работы с детьми Оснащение педагогического процесса Форма работы с родителями
1. Сказка «Теремок». Ознакомление детей со звуком Т, обучение четкой, правильной артикуляции. Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихотворений.
2.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Игра «Выложи букву из палочек по образцу». Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Счетные палочки. Папка-передвижка по теме занятия «В помощь родителям»
3.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Мнемотаблица «Домашние животные». Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
3.«Вспомним сказку по коллажу». Обучение рассказыванию с опорой на наглядность. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «весна». Игра «Угадай на ощупь» Набор коллажей по сказке, мнемодорожка. Набор мнемодорожек, таблиц по времени года – «весна». Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : «Детство-Пресс», 2001
3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.
4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2003.
5. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 www.detstvo-press.ru
6. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.