МААМ-картинки

Проект «Лаборатория юных химиков» в подготовительной группе

рыбина татьяна евгеньевна
Проект «Лаборатория юных химиков» в подготовительной группе

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – я пойму»

Конфуций.

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления другими объектами и средой обитания.

Публикация «Проект „Лаборатория юных химиков“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. эксперементирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный – 1 месяц.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Цель проекта : “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.

Задачи проекта :

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта : метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Предполагаемые результаты:

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

Подготовительная работа с детьми.

- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

II. Практический.

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии :

«Свойства лакмусовой бумаги»

Цель: Познакомить детей со свойствами лакмусовой бумаги через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Познакомить детей с понятиями кислота и щелочь.

3. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность, умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано.

5. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

6. Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.

Методы и приё мы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: лакмусовая бумага, кислота, щелочь, реакция, взаимодействие, нейтрализация.

Предварительная работа: знакомство с работой ученых-химиков, знакомство с понятием лаборатория и ее оснащением, ознакомление с моющими и чистящими средствами, игры на развитие вкусовых и обонятельных ощущений.

Оборудование:

интерактивная доска, оборудование для проведения опытов: пластмассовые стаканчики с водой, пластиковые ложки, лимоны, пищевая сода, стружка хозяйственного мыла, лакмусовая бумага, таблицы для занесения результатов опытов, шапочки, халаты.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Что же нужно сделать?

Дети: Поздороваться!

Воспитатель: Правильно. При встрече обязательно нужно здороваться.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

-ДОБРОЕ УТРО!

1. Постановка проблемы

Воспитатель: Молодцы! Ну что ж, давайте начнем!

Звук получения электронной почты.

- Ребята, давайте ее прочитаем.

Дорогие ребята! Я узнал, что вы любите экспериментировать и проводить интересные опыты. Приглашаю вас к себе в настоящую химическую лабораторию, где вы узнаете много интересного. Ученый-химик Знайка.

- Ребята, принимаем приглашение?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто знает, чем занимаются ученые-химики?

Дети: Проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: А где же химики проводят свои опыты?

Дети: В научной лаборатории.

Воспитатель: А кто знает, что такое лаборатория?

Дети: Лаборатория- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в настоящую химическую лабораторию.

(шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтобы тайны все узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

2. Основная часть:

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Знайка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Меня зовут Знайка, я - заведующий химической лаборатории.

В лаборатории должно быть все стерильно, поэтому надевайте халаты, шапочки, перчатки и проходите за столы.

Вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Вы их знаете, назовите.

Дети:

Правило№1. Во время проведения эксперимента не отвлекайся.

Правило№2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.

Правило№3. На столах ничего не трогай без разрешения руководителя.

Правило№4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.

Правило№5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Знайка: Сейчас я вам покажу один фокус - извержение вулкана (в банку с вишневым соком добавить лимонную кислоту, пищевую соду, происходит реакция).

- Что произошло? Почему так получилось? (рассуждения детей)

Это соединились кислота со щелочью и произошел такой взрыв.

Интересно? Хотите научиться делать такой же вулкан?

Дети: Конечно, очень хотим.

Знайка: Хорошо, но прежде нам надо выяснить, какие, известные нам, жидкости и средства являются кислотой, а какие щелочью.

А определять мы это будем при помощи «волшебной» бумаги, которая называется лакмусовой. Какого она цвета? (фиолетовая). Эта бумага меняет свой цвет, в зависимости от того, в какую среду она попадет.

Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:

Индикатор лакмус — красный

Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус — синий,

Щёлочь здесь — не будь разиней.

Когда ж нейтральная среда,

Он фиолетовый всегда.

Исследовательская работа:

Знайка: Перед вами стоят сосуды с водой. Какого цвета вода?

Дети: Прозрачная.

- В них мы будем добавлять различные средства и жидкости, чтобы понять, что же является кислотой, а что является щелочью. А результаты занесем в специальную таблицу.

И так, еще раз вспомним. В кислой среде наша «волшебная» лакмусовая бумага окрасится в какой цвет?

Дети: В красный.

Знайка: Правильно. А в щелочной среде лакмусовая бумага должна окраситься в какой цвет?

Дети: В синий.

Знайка: Совершенно верно.

Воспитатель дает детям инструкцию, что лакмусовую бумагу необходимо держать за кончик, чтобы пальцы не попали в полученный раствор.

Опыт№1 (с водой)

Знайка: В первый стакан с водой опустите конец лакмусовой бумаги. Что произошло, изменился цвет бумаги?

Дети: Да, он стал фиолетовым.

Знайка: Значит, какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: Цвет лакмусовой бумаги стал фиолетовым, значит вода – нейтральная среда, не кислота и не щелочь.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Опыт№2 (с лимоном)

Знайка: Во второй стакан с водой добавьте кусочек лимона.

Дети кладут в сосуд с водой кусочек лимона и ложечкой размешивают полученный раствор.

Знайка: Цвет воды изменился в стаканчике?

Высказывания детей

Знайка: Опустите кончик лакмусовой бумаги в стакан. Что произошло с цветом бумаги?

Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет.

Знайка: Если бумага стала красного цвета, значит что получилось?

Дети: Кислота

Знайка: Попробуйте сделать вывод.

Дети: Полученный раствор окрасил бумагу в красный цвет, значит это кислота.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Опыт№3 (со щелочью)

Знайка: Возьмите третий стакан с водой, добавьте в него ложечку питьевой соды.

Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду пищевую соду и размешивают полученный раствор.

Знайка: Какого цвета стала вода?

Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?

Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Опыт№4 (со щелочью)

Знайка: Возьмите четвертый стакан с водой, добавьте в него ложечку мыльной стружки

Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду мыльную стружку и размешивают полученный раствор.

Знайка: Какого цвета стала вода?

Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?

Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Знайка: Посмотрим на результаты, занесенные в таблицу.

Дети: Лимон – это кислота, т. к. лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет, питьевая сода и мыло – щелочь, т. к. лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, вода – это нейтральная среда, т. к. цвет бумаги остался тем же - фиолетовым.

Знайка: Ребята, мы с вами хорошо потрудились и как на любом предприятии должны немного отдохнуть.

Динамическая пауза:

Глубоко вздохнули:

Вот мы набрали кислород.

Выдохнув-из легких чистых

Газ уходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед-

Не поймать нам водород!

Руки в стороны, ходить.

Будем с химией дружить.

Опыт№5

Знайка: А сейчас я еще раз покажу вам извержение вулкана. Щелочь и кислота всегда вступают во взаимодействие. Такое взаимодействие называют реакцией нейтрализации. Сейчас я проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.

На столе макет вулкана, в середину которого помещена емкость с пищевой содой.

Воспитатель добавляет сок лимона в пищевую соду. Происходит реакция.

Во время реакции, воспитатель объясняет, что появившиеся пузырьки - это углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем и который необходим для дыхания растениям.

Знайка: Ребята, получившийся раствор стал и не кислой средой, и не щелочной. Мы с вами получили среду, которая называется нейтральной, т. е. в ней нет ни кислоты, ни щелочи. В получившейся среде присутствует только вода и соль. Нейтральная среда должна окрасить лакмусовую бумагу в фиолетовый цвет.

Воспитатель опускает лакмус в получившуюся жидкость. Лакмусовая бумага приобретает фиолетовый цвет. Это доказывает, что при взаимодействии кислоты и щелочи, среда становится нейтральной.

Знайка: В какой цвет окрасилась бумага? (фиолетовый). значит какой можно сделать вывод?

Дети: Полученный раствор – нейтральная среда.

Знайка: Ребята, садитесь поудобнее и вам покажу, где еще содержится кислота и что является щелочью.

(Воспитатель приглашает детей пройти к интерактивной доске и сесть на стульчики. Проводится демонстрация презентации «Кислота и щелочь»)

Итог:

Знайка: И так, юные ученые-химики. Что же мы сегодня узнали с помощью «волшебной» лакмусовой бумаги?

Дети: Что лимонный сок-это кислота. А пищевая сода и хозяйственное мыло-это щелочь.

Мы выяснили, что кислота и щелочь всегда вступают во взаимодействие и в результате этой реакции получается среда, которую называют нейтральной.

Знайка: Хорошо. Мы отлично потрудились.

Лабораторию открыли,

Опыты мы проводили.

Много нового узнали,

И ни капли не устали!

Воспитатель: А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями и покидать лабораторию.

III.Заключительный

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении спортивного развлечения «Тренировка юных олимпийцев» с детьми подготовительной к школе группыФотоотчёт о проведении спортивного развлечения «Тренировка юных олимпийцев» с детьми подготовительной к школе группы Совсем недавно с ребятами подготовительной к школе группы провела последнее спортивное развлечение в нашем детском саду «Тренировка юных.

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

Мини-огород-лаборатория в подготовительной группе детского сада — фотоотчетМини-огород-лаборатория в подготовительной группе детского сада — фотоотчет Цель. Формировать у дошкольников интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях, расширять.

Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика»Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика» В своей группе «Акварелька» мы устроили "Мини -лабораторию мышонка Пик", которая помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашей.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Проект «Лаборатория Почемучкина». Разновозрастная группа 5–7 лет Актуальность проекта Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Проект «Лук-наш друг» в подготовительной группеПроект «Лук-наш друг» в подготовительной группе Цель: Вызвать у детей познавательно-исследовательский интерес к выращиванию репчатого лука в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать.

Проект «Мир звуков» в подготовительной группе ПРОЕКТ «МИР ЗВУКОВ»(Подготовительная группа № 10 «Петушок») Над проектом работали воспитатели Тип проекта: информационно-исследовательский,.

Проект в подготовительной группе «Волшебный мир оригами»Проект в подготовительной группе «Волшебный мир оригами» Проект «Волшебный мир оригами» ВИД ПРОЕКТА: информационно - творческий. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (февраль). АВТОР ПРОЕКТА:.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Лаборатория юных химиков» в подготовительной группе
Опубликовано: 12 января 2020 в 19:51
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД