Папки-передвижки

Проект на развитие связной речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг»

Оксана Веселова
Проект на развитие связной речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад№8 «Дюймовочка» комбинированного вида

Проект

на развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг»

«Удивительные истории»

Автор проекта :

Веселова Оксана Викторовна

воспитатель первой квалификационной категории.

Чистополь 2017 г.

Проект

Публикация «Проект на развитие связной речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода „Сторителлинг“» размещена в разделах

воспитателя МБДОУ №8 «Дюймовочка» комбинированного вида

Веселовой Оксаны Викторовны

на развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг»

«Удивительные истории»

Вид проекта : практико-ориентированный.

Цель проекта : Развитие связной монологической речи дошкольников через интерактивный метод «сторителлинг», обогащать словарный запас через игровую деятельность с авторскими дидактическими пособиями.

Гипотеза проекта : Если реализовать план работы с дошкольниками по проекту, то возможно дети быстрее овладеют связной монологической речью. Речь детей станет грамотной, богато развитой, эмоционально окрашенной и выразительной.

Идея проекта : «СТОРИТЕЛЛИНГ» Рассказывать можно по-разному: можно так, чтобы все задремали, а можно, добавив максимум эмоциональных ноток трагизма или восторга, заставить слушать, открыв рот. Сторителлинг предусматривает именно такой эмоционально окрашенный вид рассказывания.

Участники проекта : дети группы № 8, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 3 учебных года (средняя, старшая и подготовительная к школе группы)

Актуальность:

В федеральном государственном стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие. Современное владение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Монологическая речь у дошкольников вызывает большие трудности, воспитанники произносят монологи невыразительно и без особого желания. Неподготовленному ребенку трудно запомнить даже небольшой текст. Для развития речи ребенка, наряду с традиционными методами и приемами, к нам на помощь приходят инновационные, одним из таких является сторителлинг. Термин «сторителлинг» возник от английского слова и в переводе означает «рассказывание историй»

Придумывая истории самостоятельно, а не просто пересказав чьи-то, данная техника помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивает воображение, способствует раскрытию талантов и самовыражению.

Педагогическая целесообразность сторителлинга :

Эмоциональный интеллект – это способность управлять своим

Эмоциональным состоянием и влиять на состояние других людей.

Люди с развитым EQ (эмоциональным интеллектом) действуют как

Магнит, и совершенно естественно, что к ним тянутся другие.

Дэниел Гоулмэн

Искусство увлекательного рассказа – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования. В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.

Сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время.

Принципы хороших историй :

Простота: истории должны быть похожи на сказки или притчи, чтобы дети их лучше запоминали, поэтому следует выбросить всё лишнее, оставить только необходимое.

Неожиданность: чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой – хороший», «черное – белое». Например, сказка о синем и красном «Улитка и кит». Или можно изложить историю, как некое детективное расследование или загадку.

Конкретность: персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.

Реалистичность: самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят.

Виды сторителлинга :

- Классический

- Активный

- Цифровой

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или выдуманная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа истории. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и метофанического знания (косвенный, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майн-мэп, инфографика)

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может открываться историей в картинках.

Цель сторителлинга : Захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течении всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи сторителлинга :

- Систематизировать и донести информацию

- Обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других

- Наглядно мотивировать поступки героев

- Сформировать желание общаться

Задачи проекта :

1. Развивать монологическую и диалогическую речь;

2. Обогащать словарь;

3. Развивать фантазию, творческие и театральные способности;

4. Воспитывать культуру речевого общения;

5. Научить детей составлять структурно-правильные тексты: описательные, повествовательные с элементами описания, сказки на новый лад, истории, загадки, используя основные признаки предметов и явлений;

6. Научить детей работать с готовыми текстами;

7. Учить детей использовать в своей речи правильно построенные, развернутые предложения, взяв за основу примеры из художественных произведений.

8. Улучшить звукопроизношение детей путем использования игр с фигурками к магнитным планшетам, пальчиковых игр, упражнений.

9. Обучать детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, ак же при описании картин, природы и т. п.

10. Воспитывать личностные качества при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.

Сотрудничество с семьей:

1. Вовлечение родителей в педагогический процесс: работа с литературными произведениями для домашнего заучивания, чтения и пересказа, так же с картинками, для составления рассказов с детьми.

2. Совместно с родителями изготовление пособий и игр для развития речи детей.

3. Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций по данной тематике.

4. Постоянное информирование родителей о групповой и индивидуальной работе по развитию речи, с помощью интерактивного метода «сторителлинг»

Описание проекта :

Данный проект направлен на обучение детей связной монологической речи через использование интерактивного метода под названием «сторителлинг» с помощью авторских дидактических пособий «Удивительные магнитные истории», «Сюжетные кубики», «Куб историй», «Составь предложение».

Проект долгосрочный и осуществляется на протяжении трех учебных лет (средняя, старшая и подготовительная к школе группы, плавно переходя от простого рассказывания к более сложному.

Организация творческого рассказывания проводится два раза в неделю в вечернее время по перспективному плану (Приложение №1) при помощи авторских дидактических пособий (Приложение №2)

Организация работы с родителями проводится по перспективному плану по данной теме (Приложение №3)

Этапы реализации проекта :

1 этап –подготовительный.

На данном этапе изучается литература, создается предметно-развивающая среда, разрабатываются дидактические пособия, придумываются некоторые сюжеты историй, а также пишутся конспекты речевой деятельности. Разрабатываются сценарии развлечений для детей по данной теме, консультации для родителей, мастер-классы для педагогов ДОУ.

2 этап – репродуктивный.

На втором этапе ведется активная работа по обучению детей творческому рассказыванию, придумыванию историй с помощью интерактивного метода «сторителлинг». Создание интереса к такому виду рассказывания. Основной упор пока ложится на воспитателя, т. к. на данном этапе используется «классический» вид сторителлинга плюс немного «цифрового» сторителлинга. Этот этап проходит в средней группе детского сада.

Проводятся консультации для родителей.

3 этап –конструктивный.

Введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических пособий (как часть занятия, а также проведение творческой деятельности в запланированное вечернее время по плану проекта. Основной упор уже лежит на творческом рассказывании детей при небольшой помощи педагога, используется «активный» и «цифровой» сторителлинг. Этот этап проходит в старшей и подготовительной к школе группах.

Проводятся индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации с родителями. Наглядная агитация в раздевальной комнате по данной теме.

4 этап –заключительный.

Сравнительно-диагностический анализ коммуникативных способностей. Заполнение карт наблюдения.

Предполагаемый результат:

1. Речь детей более распространенная, эмоционально выразительная, грамотная.

2. Дети более раскрепощены, легко формулируют предложения, придумывают истории, фантазируют.

3. У детей сформировано желание быть индивидуальностью, не похожей на других, желание общаться.

4. Пополнение игротеки группы новыми дидактическими пособиями.

5. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

Оценка эффективности реализации проекта :

Так как данный проект находится на втором репродуктивном этапе реализации, то о результатах пока говорить рано, но положительная динамика уже наблюдается. Дети с большим удовольствием слушают истории педагога, включаясь в их сюжет. Стали более свободны в общении, придумывают небольшие собственные сюжеты историй, с интересом манипулируют с фигурками фетрового куба, сопровождая это речью. Родители очень заинтересовались данной темой и принимают большое участие в придумывании сюжетов историй дома, изготовлении дополнительных фигурок из фетра к нашему кубу.

Литература:

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»

2. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

3. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

4. Интернет источники.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Автор публикации:
Проект на развитие связной речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг»
Опубликовано: 18 января 2022 в 09:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД