МААМ-картинки

Проект по адаптации детей к детскому саду в первой младшей группе «Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли»

Елена Мазанова
Проект по адаптации детей к детскому саду в первой младшей группе «Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Тема проекта : Адаптация детей к условиям детского сада.

Творческое название: «Здравствуй детский сад»

Тип проекта : Практико-ориентировочно-творческий.

Автор проекта : Мазанова Е. А.

Срок реализации: август, сентябрь 2016

Участники проекта : дети первой младшей группы «Солнышко», родители, воспитатели.

Публикация «Проект по адаптации детей к детскому саду в первой младшей группе „Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли“» размещена в разделах

Вид проекта : краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Актуальность. Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

- строгий режим дня;

- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

- новые требования к поведению;

- постоянный контакт со сверстниками;

- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

- другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Цель проекта : создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи проекта

1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Основные направления проекта :

- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Методы и приё мы:

- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации)

- Анкетировании

- Наблюдение

- Беседа с родителями

Формы работы с детьми:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- проговаривание потешек в режимных моментах;

- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

- культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный (организационный) :

- создание методического обеспечения;

- создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

- помещение информации в родительский уголок.

2 этап. Основной (адаптационно-исследовательский) :

- знакомство с семьей;

- ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

- информационная деятельность:

- заполнение адаптационных листов;

- работа с детьми;

- организованные тематические встречи;

- беседы с родителями;

- проведение родительских собраний, консультаций.

3 этап. Заключительный (результативность) :

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности) :

- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

- анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.

- составление презентации проекта.

Ожидаемый результат:

• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Список используемой литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М. : Линка-Пресс, 2001.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.

4. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.

5. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н. Теплюк. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.

6. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт. -сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.

7. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду” : лекции 1-4. М. : Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.

8. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду” : лекции 5-8. М. : Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива гр. “Солнышко” для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Группа “Солнышко” ведёт работу с детьми первого младшего группы (от 2 до 3-х лет).

До приема детей в группу “Солнышко” с родителями общаются специалисты МБДОУ “Лесовичок” : заведующая детским садом, заместитель по ВМР, медики и, конечно, воспитатели групп детей первого младшего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей первого младшего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни М. А. Васильевой (см. приложение 1).

Для оптимизации процесса успешной адаптации в группе “Солнышко” используется модель организации адаптационного периода через режимные процессы, (см. приложение 2, разработан режим дня (см. приложение 3).

Для организации успешной адаптации детей, первого младшего группы воспитатели гр. “Солнышко” выбирают разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т. е. правильно организовать предметно-развивающую среду (см. приложение 4).

В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению, песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения (см. приложение 5).

Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в нашей группе имеются “семейные” альбомы с фотографиями всех детей группы и родителей.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости). Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).

В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан перспективный план на период адаптации (см. приложение 6)

4. Охрана и укрепление здоровья детей.

Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГТ в отдельную образовательную область.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровье сберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах (см. приложения 7, 8).

5. Работа с родителями

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в программе представлен перспективный план по работе с родителями (см приложение 9, представлены анкеты для родителей (см. приложение 10, а также, для родителей, на период адаптации разработаны памятки (см. приложение 11).

6. Диагностика

Диагностика проходит по трем направлениям:

– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета) (см. приложение 10)

– оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность) (см. приложение 12).

– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка (см. приложение 13).

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая по ВМР, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Приложение 2

Модель организации адаптационного периода

через режимные процессы

Использование щадящего режима в организации адаптационного периода

УТРО Утренний прием

Зарядка

Игры с элементами фольклора

Развивающие игры

Формирование культурно-гигиенических навыков (при-

ем пищи, одевание, гигиенические процедуры)

Завтрак

Игры-занятия, игры-упражнения в группе

Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

ПРОГУЛКА Игры с элементами фольклора

Игры: дидактические; подвижные, развивающие

Игры с песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Закаливание: воздушные, солнечные ванны

Формирование культурно-гигиенических навыков

ПОСЛЕ СНА Разминка после сна. Закаливающие процедуры

Полдник

Элементы театрализованной деятельности

Художественно-творческая деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Прогулка

ВЕЧЕР Формирование культурно-гигиенических навыков

Самостоятельная деятельность детей

Общение детей

Уход домой

Приложение 3

Примерный режим дня в летний период и на период адаптации

для детей 1 младшей группы

Прием детей, самостоятельная деятельность 7.00-8.00

Утренняя гимнастика 8.00-8.05

Подготовка к завтраку, завтрак 8.05-8.50

Самостоятельная деятельность, взаимодействие со взрослым 8.50-9.30

Подготовка к прогулке, прогулка 9.30-11.15

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 11.15-11.40

Обед 11.40-12.20

Спокойные игры, подготовка ко сну 12.20-12.30

Дневной сон 12.30-15.00

Постепенный подъем, гимнастика после сна 15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник 15.15-15.50

Взаимодействие со взрослым, подготовка к прогулке, прогулка 15.50-18.00

Санитарный час, уборка веранды 18.00-19.00

Приложение 4

Предметно-развивающая среда

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Предметная развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания

Основания для проектирования предметно-развивающей среды

Предметно-пространственная среда проектируется на основе :

-реализуемой в детском саду образовательной программы;

-требований нормативных документов;

-материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);

-предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

-общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Предметно развивающая среда:

– должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т. д. ;

– ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

– ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательно-исследовательскую, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, трудовую, музыкально – художественную, социально- личностную др.);

– должна быть организована в соответствии с основными принципами –дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости закрытости, стабильности динамичности, комплексирования и гибкого зонирования;

– учитывает индивидуальные социально психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

– учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

– учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Основными принципами создания предметной среды в нашей группе являются :

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности

Предметно - развивающая среда нашей группы организуется по принципу небольших микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивание путей передвижения».

Мы предлагаем вариант организации предметно – развивающей среды в группе детей раннего возраста «Колокольчик».

Публикации по теме:

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация ребёнка к детскому саду» Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация ребёнка к детскому саду» Повестка дня: 1. Знакомство родителей друг с другом.

Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста «Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста» Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка.

«Здравствуй, детский сад!» Сказка для адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях введения ФГОС Челышева С. Б., воспитатель ГБОУ Школа № 1494 д/с №864, г. Москва Важным событием последних лет стало принятие Федерального государственного.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в первой ясельной группе» Образовательная: Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1, 5 - 2 лет.. Рассказать об особенностях.

Я поступаю в детский сад… Как помочь ребенку в адаптации к детскому саду В жизни каждого современного малыша наступает время, когда он начинает посещать детский сад. Ведь детский сад дает ребенку хорошую возможность.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Цель: Повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Предварительная работа: Расставить стулья полукругом,.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания.

Конспект занятия с детьми второй младшей группы в период адаптации к детскому саду «Прогулка с мишкой Тедди» Цель: снятие эмоционального напряжения у детей. Задачи: - обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; - развитие.

Мини-стенд «Я пришел!», как одно из условий успешной адаптации детей к детскому садуМини-стенд «Я пришел!», как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду Все мы прекрасно знаем, что в период адаптации ребенка к детскому саду порой тяжело "оторвать" его от родителей. Сделать так, чтобы ребенок.

Помощь в адаптации детей к детскому саду Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. I этап адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по адаптации детей к детскому саду в первой младшей группе «Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли»
Опубликовано: 6 сентября 2016 в 00:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по адаптации детей к детскому саду в первой младшей группе «Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мазанова (УИ 38687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД