Анна Иванова
Проект по нетрадиционному рисованию «Мы творим прекрасное» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 116» города Сыктывкар
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе
«Мы творим прекрасное»
Воспитатель: Иванова Анна Сергеевна
2018 год
Актуальность.
Публикация «Проект по нетрадиционному рисованию „Мы творим прекрасное“ в средней группе» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Интерес к рисованию возникает у детей в раннем возрасте. Малышам доставляет удовольствие проводить кисточкой по бумаге, размазывать краску, ставить точки и кляксы. В возрасте 2-3 лет ребенок начинает различать в своих каракулях очертания каких-либо предметов, и к 4 годам у него появляется желание осознанно изобразить что-то. Рисование карандашами, фломастерами, кистью и красками требуют уверенного владения инструментами для получения точной передачи контуров и деталей предметов. Дети среднего дошкольного возраста формируют и развивают умение рисовать, отрабатывают приемы в простых заданиях. Техники нетрадиционного рисования позволяют создать зрительный образ на бумаге быстро и простыми движениями, что доставляет ребенку положительные эмоции и удовлетворение результатом творческой деятельности.
Техники нетрадиционного рисования, используемые для реализации проекта :
1. Пальцеграфия
2. Рисование ладошками
3. Сочетание техники пальцеграфия с рисованием ладошками
4. Рисование тычком
5. Монотипия
6. Рисование зубной щеткой
7. Набрызг
8. Рисование губкой или кусочком поролона
9. Печатание природным материалом
10. Рисование ватными дисками
11. Рисование ватными палочками
12. Рисование вилкой
13. Рисование мятой бумагой
14. Кляксография
15. Ниткография
16. Рисование манкой
17. Рисование свечой
18. Рисование восковыми мелками
19. Граттаж (воскография)
20. Рисование чрез мокрую марлю
У детей 4–5 лет часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.
На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретё нные на обычных занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.
Занятия по нетрадиционному рисованию представляют широкий простор для детской фантазии. Каждый раз – это радость, игра и возможность поверить в собственные силы. Предполагаю, что по завершению проекта у детей пропадет страх рисовать кистью и карандашом, потому что рисуя воском, печатая поролоновой губкой и листьями, делая тычки ватными палочками и брызгая зубной щеткой, ребенок открывает в себе творческие способности. Яркий и необычный результат приятен маленьким художникам, им хочется продолжать рисовать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами.
Цель проекта : Поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания работ. Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться образовательные, развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы :
- Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой центры.
-Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
-Обучение работы с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают, что изображения можно создать не только привычными красками и карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы используются картон и цветная бумага.
-Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла. Если занятия рисованием нетрадиционными способами проводятся в рамках функционирования кружка дополнительного образования, рекомендуется в помещении, где занимаются воспитанники, оформить стеллаж с подписанными коробками. По мере освоения навыков различных техник ребята получают доступ к разнообразным материалам. Воспитанником средней группы можно предоставить выбор инструментов, которыми они хотят нарисовать картинку по теме занятия. Можно разрешить детям поочерёдно выбирать предмет, ранее не изученный в рамках нетрадиционного рисования : в начале занятия воспитанник выбирает предмет, педагог рассказывает, как создать с его помощью изображение.
-Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов. Рисование нетрадиционными способами с детьми средней группы содержит в своей основе игровые элементы: действия сопровождаются приговорками («Дождик-дождик, кап-кап-кап!» — ставятся точки ватной палочкой. «Раз — яблочко, два — яблочко, то-то будет компот!» — делаются отпечатки яблочной долькой и т. д., создание рисунков является решением проблемной ситуации (на плакате с изображением лужайки не цветут одуванчики, и дети тычком рисуют на нём цветы) и др.
-Формирование интереса к коллективной деятельности. Дети 4–5 лет ещё не умеют слаженно работать в паре или группе. В средней группе ребята учатся продумывать индивидуальный замысел. Но простые задания воспитанники с удовольствие выполняются совместно. Педагог озвучивает задание, дети будут выполнять одинаковые действия на общем листе бумаги (ватмане или полуватмане). Например, на занятии «Осенний лес» даётся задание нарисовать кроны деревьев кусочком поролона. Ребята садятся за общий стол, на котором лежит ватман с изображением голых стволов и ветвей деревьев. Каждый выбирает дерево, берёт по кусочку поролона и рисует листья жёлтой, оранжевой, коричневой и красной красками. В конце таких занятиях воспитатель обязательно должен обратить внимание ребят на то, что такая полная и красивая картина получилась благодаря тому, что каждый хорошо поработал.
-Развитие эстетического вкуса. Техника нетрадиционного рисования учит детей создаваться фактурность предмета, имитацию шерсти животного или оперения птицы с помощью неклассических приёмов. Ребята формируют умение видеть красивое в необычном. Бесформенные отпечатки поролоновой губки или тычки жёсткой кистью в готовой работе смотрятся органично. В процессе рисования ребята развивают способность сочетать цвета в элементах узора, начинают подбирать решения для создания изображения на цветном фоне.
Проект является долгосрочным, рассчитан на учебный год.
Начало работы по проекту - октябрь 2018 года.
Завершение работы - май 2019 года.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Ожидаемые результаты:
-формирование у детей знаний о нетрадиционных техниках рисования;
-владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
-умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала для художественной деятельности
Разработка тематического плана занятий
Ознакомление родителей с проектом
Подбор материала для родителей.
2. Основной
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (совместная деятельность с детьми)
Оформление папок-передвижек для родителей :
«Роль рисования в жизни ребенка»
«Рисование нетрадиционными способами»
3. Заключительный
Организация выставки работ
Ознакомление родителей с результатами реализации проекта
Ознакомление педагогов ДОУ с результатами реализации проекта
Примерный план реализации проекта
№ Тема занятия Техника выполнения Сроки проведения
1 «Компот из яблок»+ Печатание природным материалом октябрь
2 «Ветка рябины»+ Рисование ватными палочками октябрь
3 «Падают, падают листья…»
+ Пальцеграфия
октябрь
4 «Осенний лес» Печатание поролоновой губкой октябрь
5 «Жираф»+.
Рисование ладошками.
октябрь
6 «Осьминожки».
Сочетание техники пальцеграфия с рисованием ладошками ноябрь
7 «Пушистый котенок».
Рисование тычком ноябрь
8 «Падают листья» Рисование мятой бумагой ноябрь
9 «Осенний пейзаж» Рисование через мокрую марлю ноябрь
10 «Елочка» Рисование зубной щеткой декабрь
11 «Я слепил снеговика».
Рисование тычком
Рисование ватными палочками декабрь
12 : «Елочка нарядная на праздник к нам пришла».
Рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации. декабрь
13 декабрь
14 «Зимний лес» Набрызг январь
15 «Зимний пейзаж» Рисование свечой январь
16 «Бусы для куклы».
Пальцеграфия январь
17 «Чудесные превращения кляксы» Кляксография январь
18 «Чудесные превращения кляксы» Кляксография. Выдувание трубочкой февраль
19 «Воздушные шары» Рисование ватными дисками февраль
20 февраль
21 «Цыпленок» Рисование губкой или кусочком поролона февраль
22 «Цветок» Рисование ватными дисками март
23 «Тюльпаны» Рисование вилкой март
24 «Подарок для мамы» Рисование манкой март
25 «Матрешка» Рисование тычком. Монотипия март
26 «Весенний луг» Рисование восковыми мелками апрель
27 «Тучка» Ниткография апрель
28 «Вишня в цвету» Кляксография апрель
29 «Овощной салат» Печатание природным материалом апрель
30 «Праздничный салют над городом». Граттаж (воскография)
май
31 «Бабочка» Монотипия май
32 «Носит одуванчик желтый сарафанчик».
.
Метод тычка жесткой полусухой кистью май
Заключение
Проект «Мы творим прекрасное» направлен на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, ИЗО деятельности имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения их творческих способностей. Нетрадиционный подход дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка.
Детей очень привлекают нетрадиционные техники рисования, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.