Боброва Анастасия
Проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказочная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Использование сказки в образовательном процессе способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации детьми, так как сказка не только учит, но и воспитывает. Родители в силу своей занятости, к сожалению, редко читают, рассказывают детям сказки, тем более сочиняют сами вместе с ребенком новые.
Публикация «Проект для детей младшего дошкольного возраста „Сказочная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Математическая сказка – это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории. Героями таких историй могут быть цифры; геометрические фигуры; обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых математических представлений.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов. И возможности влияния сказочных сюжетов на процесс воспитания и обучения в дошкольном детстве сейчас наиболее актуальны, так как сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики.
Цель: формировать математические представления у детей через сказки в соответствии с возрастными особенностями и ФГОС.
Задачи:
1. Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
2. Разработка системы занятий, включающих разнообразные игры и упражнения по мотивам сказок, направленные на развитие математических представлений и мышления детей;
3. Развитие познавательной активности у детей и родителей в изучении математических представлений через сказки;
4. Развитие речи детей, обогащение словарного запаса через чтение и изучение сказок;
5. Информирование родителей детей о роли сказок на формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, педагоги.
Предмет проекта : уровень формирования математических представлений через сказки у детей младшего возраста.
Вид проекта : творческий
Период выполнения: долгосрочный, 1 месяц.
Предполагаемый результат проекта :
1. Средний/высокий уровень ФЭМП у 70% детей группы.
2. Развитие познавательной, игровой, творческой активности детей.
3. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития и воспитания детей.
4. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
Предполагаемый продукт проекта :
Создание сборника авторских математических сказок совместно с родителями воспитанников.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
проведение и анализ результатов первичной диагностики уровня формирования элементарных математических представлений у детей;
подготовить конспекты занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений с использованием сказок;
подобрать разнообразные книги, иллюстрации по теме проекта «Русские народные сказки», «Авторские сказки»;
организовать книжный уголок, с размещением книг и иллюстраций по теме проекта;
создать картотеку игр и упражнений по выбранной теме;
подготовить информационные листы для родителей по ознакомлению детей со сказками, способствующих формированию математических представлений.
2. Основной этап
2.1. Работа с детьми
Интеграция образовательных областей.
1. Социально-коммуникативное развитие:
организация и проведение дидактических игр по сюжету сказок «Репка», «Колобок», «Рукавичка»;
Показ сказки «Теремок» закрепление счета, размера.
использование психогимнастических упражнений «Теремок», «Колобки», «Волк и семеро козлят»
настольная игра «Герои любимых сказок»
2. Познавательное развитие:
Игра-занятие «LEGO-сказка Домик для поросенка Ниф-Нифа»
настольная игра «Сказочный геометрический лес»
3. Речевое:
чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др. Знакомство со сказкой «Рукавичка».
Словесная игра «Сказка на картинках»
Игра «Прогулка по сказкам»
4. Художественно-эстетическое:
Рисование «Кого встретил Колобок», «Украсим рукавичку для лесных зверей»
Лепка «Чашка трех медведей» (лепка чашки нужной величины)
Конструирование «Теремок», домики по сказке «Три поросёнка»
Рисование ватными палочками героев сказок.
5. Физическое:
Пальчиковые игры «Про зайца и волка», «Мышка кошку обижала», «Мы делили апельсин»;
Физ. минутки;
Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Волк и семеро козлят» (идентично «Гуси», «У медведя во бору».
2.2. Работа с педагогами
консультация по теме: «Сказка как средство формирования элементарных математических представлений»;
2.3. Работа с родителями
Консультации на темы: «Формирование элементарных математических представлений у ребенка», «Сколько сказок знаете вы?», «Как заинтересовать ребенка чтением»;
Пополнить театральный уголок атрибутами для театрализованной деятельности детей : изготовление пальчикового театра «Теремок», пошив сказочной рукавички для постановки настольного театра по мотивам сказки «Рукавичка»;
Участие родителей в создание сборника авторских математических сказок.
3. Заключительный этап
проведение заключительного занятия с использованием ИКТ;
создание сборника авторских математических сказок.
Подведение итогов
Во время реализации данного проекта приняли участие дети второй младшей группы на начало проекта в количестве 17 человек, на окончание – 17 ребенка, родители, педагоги.
Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трё м направлениям: дети, родители, педагоги.
Отмечается повышение познавательной активности детей, развитие их заинтересованности в получении новой информации. Дети научились более внимательно слушать сказки, изучая ее контекст, «видеть» математику не только в предлагаемом на занятии материале, но и опосредованно, рассказах, событиях жизни, окружающей среде, играх.
Создание условий для формирования математических представлений через использование сказок способствовало повышению уровня ФЭМП у детей. Это можно проследить, используя результаты диагностики уровня ФЭМП.
Результаты диагностики уровня ФЭМП у детей второй младшей группы.
Результаты первичной диагностики Результаты итоговой диагностики
Низкий уровень (%,чел.) 7 (50%) 2 (10%)
Средний уровень 6 (30%) 3 (20%)
Высокий уровень 4 (20%) 12 (70%)
Реализация проекта, а именно использование сказок в обучающем процессе, способствовало развитию у детей не только математических представлений, но и способности договариваться, оказывать друг другу поддержку, творческого мышления; повысило интерес к чтению.
В результате проведенной работы по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста через сказки, было выявлено, что сказка положительно влияет на развитие математических представлений у детей 3-4 лет, комплексный подход по формированию математических представлений с применением сказки также дает высокие результаты. С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают в количественном счете, дети запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, много, мало, больше, меньше, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность.
Список литературы:
1. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. «Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов», СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
2. Петерсон Л. Г. «Игралочка 1 часть» - рабочая тетрадь.
3. Михайлова З. А. «Игровые ситуации для детей дошкольного возраста» методическое пособие для педагогов, СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
5. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.
6.. Козина Л. Ю «Игры по математике для дошкольников», Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.
7. Стожарова М. Ю. «Математика – учимся», Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.
8. Куваева Н. Л,. Микляева Ю. В «Конспекты занятий по математике», АЙРИС ПРЕСС Москва 2008.
9. Корнеева Г. А. ,. Мусеибова Т. А Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», М., 2000.