Проект по экономике для детей старшего дошкольного возраста «Дошкольник в мире экономики»

Людмила Кустова
Проект по экономике для детей старшего дошкольного возраста «Дошкольник в мире экономики»

Презентация образовательного проекта «Дошкольник в мире экономики».

Образовательный проект «Дошкольник в мире экономики».

(экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Актуальность.

Сегодняшнее молодое поколение живёт в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды. Ребёнок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной действительностью, бытом и у него возникает множество вопросов.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Цель: формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через различных видов деятельности с экономическим содержанием, способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

Развивающие:

-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

-наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием;

Воспитательные:

-воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;

- воспитывать любовь и уважение к старшим;

- вовлекать родителей в активное сотрудничество;

Оздоровительные:

Формировать умение рационально использовать элементарные

экономические ресурсы для гармоничного развития личности.

Проблема: приобщение ребёнка к миру экономической действительности, может быть направлено на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. А также подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

Новизна проекта: Новизной проекта является личностная включенность воспитателей, детей и родителей. В постановке новизны также, является знакомство детей с элементарными экономическими знаниями,как предметом специального изучения. Решение же этой проблемы видится,прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относится к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку

Практическая значимость.

Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний. Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.

Направления деятельности:

Повышение интереса к экономическому воспитанию и направлению ставит целью знакомство детей с новыми и весьма противоречивыми условиями социальной жизни, так как от экономической культуры зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр.

Тип проекта: творчески-познавательный.

Методы и приемы работы:

Наглядные методы: экскурсии, наблюдения, показ сказок с экономической направленностью, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);загадывание загадок;

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

Целевая аудитория

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

Возраст детей: проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Условия реализации образовательного проекта: проект разработан на один год; предназначен для детей подготовительной группы (6-7 лет).

Формы организации деятельности детей: групповая.

Ресурсы:

• Информационное обеспечение проекта:

• Консультации для родителей;

• Консультации для воспитателей;

• Дидактический материал

• Методическая литература

• Художественная литература

• Игровой материал и оборудование

Материальное обеспечение проекта.

Телевизор, экран, проектор, магнитофон, аудиокассеты с музыкой, интерактивная доска, микрофоны, уголок экономической направленности, литература по экономическому воспитанию дошкольников, настольно-печатные игры.

План реализации проекта:

I этап - подготовительный

1. Диагностирование детей.

2. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

3. Создание банка идей и предложений;

4. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

5. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

6. Проведение теоретического анализа экономической и психолого-педагогической литературы.

7. Разработка критериев, показателей и уровней оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.

8. Прогноз ожидаемых результатов и рисков проекта.

9. Оптимизация программно- методического обеспечения в группе.

II этап - основной

1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести мониторинг эффективности проекта.

3. Исследовательская и практическая деятельность детей для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда и знакомства с профессиями.

4. Спланировать и провести экскурсии в банк, магазины.

5. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе».

6. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.

7. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.

8. Организовать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов по развитию экономических знаний дошкольников через составление плана совместной работы; выступлений на педагогическом совете; консультации.

9. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; оформление «папки – передвижки».

10. Систематизировать накопленный материал.

III этап – заключительный

1. Осуществить анализ работы по проекту.

2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.

3. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.) ;

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Педагоги:

1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника.

2. Повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников.

3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.

Родители:

1. Обогащение уровня экономических знаний родителей.

2. Повысится экономическая культура родителей, появится понимание необходимости в экономическом воспитании детей.

3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экономическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экономических проектах.

Вывод:

Таким образом, дети получили теоретическую основу экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями).

Познакомились с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.

Научились быстро и эффективно усваивать математические операции: счет, сложение, вычитание.

Усвоили формы речевого этикета адресованного и мотивированного.

IПерспективный план работы с родителями

IIПерспективный план работы с педагогами:

IIIПерспективный план деятельности с детьми в рамках проекта:

Педагогический мониторинг по экономическому воспитанию.

1. Дети ценят и понимают предметный окружающий мир (мир вещей, как результат труда людей.)

2. Уважают людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

3. Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт- деньги».

4. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

Оценка уровня развития:

1 балл – не называет или называет 1 признак, вид;

2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства;

3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства

От 21 до 15-высокий уровень

От 15 до 7-средний уровень

От 7 до 0-низкий уровень

Список использованных источников:

1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М. ; Просвещение, 1991. – 160 с.

2. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53

3. Сасова, И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.

4. Сасова, И. А. Экономика/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 26 с.

5. Смоленцова, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием/А. А. Смоленцова. – М. ; Просвещение, 1993. – 95 с.

6. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.

7. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.

8. Шатова, А. Становление начал ценностных ориентаций // Образование и рынок. – 1997. - № 1. – С. 4-7.

9. Шатова, А. Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников/А. Д. Шатова. – М. ; Ювента, 2003. – 16 с.

10. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

11. Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП «В мире математики» с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ромашка» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Фестиваль танца для старшего дошкольного возраста «В мире танца». Сценарий В одной древней притче человек обратился к мудрецу: «О премудрый, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости.

Методическая разработка для детей дошкольного возраста. Книга — самоделка «Со сказочными героями в мир Экономики»Методическая разработка для детей дошкольного возраста. Книга — самоделка «Со сказочными героями в мир Экономики» Первые шаги в мир экономики маленьких финансистов. Книга самоделка по финансовой грамотности дошкольников. Конспект занятия «Со сказочными.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок» Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста теме: «В мире сказок». (Воспитатель:.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
Автор публикации:
Проект по экономике для детей старшего дошкольного возраста «Дошкольник в мире экономики»
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 22:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Праздник барашка на МААМ

«Белая овечка, дай шерсти колечко! Дай, овечка, молока. Кашу сварит печка!» — такие детские потешки и песенки есть у многих народов. Ведь милые овечки и барашки соседствуют с человеком тысячи лет. Ученые...

19 января. Всемирный день снега

Начиная с 2012 года, в странах, где есть зима, стало на одну хорошую традицию больше. По инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS), в предпоследнее воскресенье января стал отмечаться...

Сценарий Новогоднего праздника по мотивам сказки Двенадцать месяцев в старшей группе
Сценарий Новогоднего праздника в старшей группе по мотивам сказки «Двенадцать месяцев» Действующие лица: Ведущая: Дед Мороз: Снегурочка: Девочка: Месяцы:...
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе на тему...
«Психологическая готовность к обучению в школе» Важным аспектом является готовность ребенка к обучению в школе, проявляющаяся в овладении навыками счета,...
Презентация «моя семья»
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» ( В. А....