Проект по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Облака — белогривые лошадки»

Оксана Аничкина
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Облака — белогривые лошадки»

Описание материала: данный проект направлен на ознакомление дошкольников об объекте неживой природы - облаках: внешнем виде, свойствах, природе происхождения и влиянии облаков на изменения погоды. Материал предназначен педагогам дошкольного образования, а так же родителям, заинтересованным в воспитании и образовании своих детей. В ходе исследовательской деятельности была изучена литература, интернет ресурсы по данной теме, проведены опыты и наблюдения, сделаны выводы. Также в процессе проекта создано наглядное пособие об облаках.

Цель проекта: изучение природы облаков и выявление причин, которые влияют на перемещение облаков в пространстве.

Задачи проекта:

1. Формировать представление детей о природе происхождения облакови их основных характеристиках: форме, цвете, величине и высоте.

2. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при взаимодействии явлений и объектов неживой природы.

3. Продолжать развивать умение отображать объекты живой и неживой природы, и выражать своё к ним отношение в изобразительной деятельности.

4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

5. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством.

6. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

7. Воспитывать уважение и любовь к природному мир, бережное отношение к ней.

8. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

Тип проекта: групповой, информационный, творческий.

Срок реализации – краткосрочный 15.06.20г. – 28.08.20г.

Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители.

Актуальность:

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В природе всёвзаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде. Поэтому именно поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно - следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.

Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщить собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.

Проблема: в силу своих возрастных особенностей дети очень редко смотрят вверх, поэтому небо и всё, что связано с ним, привлекают их внимание гораздо реже. Но, всё же однажды увидев облака, дети начинают интересоваться тем, что это и из чего это сделано. Важно не пропустить этот момент, т. к. он является наиболее благоприятным для того, чтобы вовлечь детей в процесс сбора и получения новых знаний об интересующем объекте, расширения детского кругозора, а также размышлений над полученными знаниями и умением делать из них простые выводы.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение и углубление знаний детей об объектах неживой природы.

2. Повышение интереса детей к познанию окружающего мира.

3. Развитие таких качеств, как наблюдательность, инициативность и самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Для реализации проекта используются следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

расширение и углубление знаний детей об объектах неживой природы;

формирование познавательной активности и интереса, самостоятельности, креативности, инициативы;

улучшение речевого развития;

обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Для педагогов:

обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию;

повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми;

пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Для родителей:

успешное взаимодействие со своими детьми;

повышение психолого-педагогических компетенций.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный:

• выявление первоначальных знаний об облаках;

• разработка структуры и содержания проекта;

• подбор методической литературы;

• подготовка дидактического материала и оборудования для экспериментальной деятельности;

• диагностика;

• отображение цели и задач проекта.

2 этап – основной (реализация проекта):

• беседы с детьми

• цикл наблюдений за облаками

• рассказы педагога

• чтение художественной литературы

• проведение дидактических игр

• опытно-исследовательская деятельность

• изготовление альбома

• ИЗО деятельности

• рассматривание картин, иллюстраций

3 этап - заключительный:

• обработка результатов по реализации проекта

• выставка поделок и рисунков

• создание альбома-книги сказок, стихов, рассказов, придуманных родителями с детьми «Расскажи об облаках»

• фотовыставка «Удивительные облака»

• диагностика (результативно - сравнительный анализ).

Календарный план реализации проекта.

Дата проведения Мероприятия проекта Задачи, реализуемые

в ходе мероприятия Работа с родителями

Наблюдение за облаками в солнечную погоду. Закреплять знания о небе и явлениях неживой природы. Развивать чувство красоты по отношению к неживой природе. Привлечение родителей к совместному наблюдению с детьми за небом и облаками.

15.06 – 19.06

Мимическая гимнастика

«Облака» Развитие воображения, выразительных движений.

22.06 – 26.06 Наблюдение за движением облаков в ветреную погоду. Закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей об облаках.

Подвижная игра «Дождик, дождик – пуще» Развивать эстетическое отношение к миру, развивать чувство ритма; побуждать к пляске. Учить отзываться на контрастное настроение в музыке; пересказывать знакомую сказку.

29.06 – 03.07 Беседа на тему

«Для чего нужны облака» Формировать представление детей о природе происхождения облакови их основных характеристиках: форме, цвете, величине и высоте.

Опыт №1

«Вода способна испарятся» Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать.

06.07 – 10.07

Рассматривание фотоальбома

«В нашем небе облака» Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при взаимодействии явлений и объектов неживой природы. Консультация для родителей «Совместные наблюдения с ребёнком»

Прослушивание песни «Облака – белогривые лошадки» Развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

13.07 – 17.07 Беседа на тему

«Из чего состоят облака» Продолжать знакомить детей с образованием облаков

Опыт №2

«Облако в банке» Продолжать знакомить детей с различными состояниями вещества (вода, пар, со свойствами воды, с причинно – следственными связями.

20.07 – 24.07 Просмотр презентации «Круговорот воды в природе» Дать детям первоначальное представление о круговороте воды в природе. Создание фотовыставки «Удивительные облака»

Сюжетно – ролевая игра «Метеорологи» Расширить знания детей о профессиях связанных с исследованием погоды.

27.7 – 31.07 Беседа

«Такие разные облака» Научить детей видеть прекрасное в окружающем мире.

Рисование манной крупой

«Такие разные облака» Продолжать развивать умение отображать объекты живой и неживой природы, и выражать своё к ним отношение в изобразительной деятельности.

03.08 – 07.08 Чтение художественной литературы

О. Сидоренко «Сказка об облаках» Развивать речевое общение, формировать предпосылки грамотности, делового разговора. Привлечение родителей к оформлению папки – передвижки

«Наше облачко»

Дидактическая игра «На что похоже это облако Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность и интерес к происходящим в природе явлениям.

10.08 – 14.08 Инсценировка рассказа «Облака – подружки»Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.

Лепка

«Небо в облаках» Развитие опыта и творческой деятельности в создании работы.

17.08 – 21.08

Чтение художественной литературы

И. Никитин

«Как Небо собиралось в гости к Земле» Формирование у дошкольников интереса к чтению.

24.08 – 28.8 Мини-викторина «Что мы знаем о небе и облаках» Закреплять и систематизировать знания детей о небе и облаках.

Итоги проекта:

В ходе проекта дети узнали много нового и интересного об объектах неживой природы, открыли для себя такие понятия, как небо и облака. Проект помог поднять на новый уровень интерес детей к природе и природным явлениям, которые они наблюдают в повседневной жизни. Кроме того, активное участие в проекте родителей, способствовало дальнейшему развитию и укреплению позитивных взаимоотношений между ними и ДОУ, а также улучшило взаимопонимание родителей и детей.

Публикации по теме:

Аппликация «Облака — белогривые лошадки» в нетрадиционной технике из ватных дисков с элементами рисованияАппликация «Облака — белогривые лошадки» в нетрадиционной технике из ватных дисков с элементами рисования Многие люди воспринимают ватные диски всего лишь, как аксессуар для гигиенических процедур, но они могут быть использованы не только по.

Фотоотчет об исследовательской деятельности детей старшей группыФотоотчет об исследовательской деятельности детей старшей группы Дети - народ любознательный, им все интересно, они с удовольствием любят что-то изучать, творить своими руками, и, конечно исследовать все.

Коллективная работа «Облака, белогривые лошадки». Мастер-классКоллективная работа «Облака, белогривые лошадки». Мастер-класс Лето - замечательная пора! Большую часть времени мы находимся на свежем воздухе, но в тоже время, находим минутки для нашего творчества.

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Времена года и погода
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Облака — белогривые лошадки»
Опубликовано: 27 января 2021 в 12:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

Коллективная работа по аппликации «Корзина подснежников для мамы» в старшей группе
Цель: Создание объёмной аппликации «Корзина подснежников для мамы» к празднику 8 Марта. Задачи: - Совершенствовать технику аппликации – составлять...
Спортивный праздник, посвященный 8 Марта – «Я и моя мамочка — спортивная парочка!»
Цель: Создать праздничное настроение, уютную, домашнюю обстановку, привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни группы. Помочь лучше узнать...
Стенгазета «Мамочка милая моя!» в младшей разновозрастной группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Совсем скоро праздник 8 марта! 8 марта один из важных праздников к которому ответственно готовятся все образовательные...