Папки-передвижки

Проект «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Лаборатория «АкЮнИс»

Виктория Николаевна Володина
Проект «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Лаборатория «АкЮнИс»

Пояснительная записка

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку, и мы желаем этого своим родным, близким и друзьям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Моя мечта – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому. Формирование такого осознанно правильного отношения к природе – длительный процесс, поэтому закладывать основы экологической грамотности нужно как можно раньше. Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как “Почему осенью идет дождь, а зимой – снег?”. Те взрослые, которые отмахиваются от докучных вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг – не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число таких вопросов росло.

Публикация «Проект „Познавательно — исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста“ Лаборатория „АкЮнИс“» размещена в разделах

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что организация лаборатории в ДОУ элементарной опытно – исследовательской деятельности поможет мне пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы. Так как у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным, а не словесно – логическим, то педагогический процесс в детском саду должен строиться на практических и наглядных методах. Много возможностей для этого дают явления и объекты природы. Поэтому в работе с детьми я много внимания уделяю организации и проведению опытов с объектами неживой природы.

“Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы …проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему…

Редко требуй от него суждений”.

И. Г. Песталоцци

Творческое название проекта «Лаборатория АкЮнИс»

Тип проекта : познавательно – исследовательский

Длительность проекта : долгосрочный

Время реализации проекта : сентябрь 2016г. – май 2017г.

Участники проекта : дети младшей группы “Колобок”, родители младшей группы, воспитатель.

Актуальность.

Вводимый ФГОС направлен сегодня на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.

Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) детской деятельности.

Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость включения в содержание дошкольного образования детской поисково-исследовательской деятельности. Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу по неживой природе: «Малыш - исследователь». Обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, я считаю, что детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории благодаря Федеральному Государственному Образовательному стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о объектах неживой природы, их интерес к опытно-экспериментальной деятельности недостаточно развит. Поэтому встал вопрос: Как рассказать детям младшей группы о нашей неживой природе?

Цель проекта : Создание в группе Центра экспериментирования; обогащение опыта познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта :

Для работы с детьми :

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей через наблюдения за объектами неживой природы;

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру;

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном;

4. Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями:

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности : воспитатель –

родитель –ребенок на подготовительном этапе.

2. Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога:

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по

самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3. Сформировать предметно – развивающую среду для проекта, оформить

зоны познания играми на тему проекта.

4. Помогать детям получить новые знания.

Предполагаемый результат:

Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;

Для родителей: Повышение компетентности по данной теме; избрание нужных ориентиров в воспитании; укрепление детско – родительских отношений, самореализации.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта :

Форма работы с детьми : наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта :

I-этап подготовительный (сентябрь)

-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

-Анкетирование родителей;

-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

-Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.

II- основной (октябрь – май)

-Составление плана работы над проектом.

- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.

-Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.

III – заключительный

- Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.

- Обобщение результатов инновационной деятельности.

- Презентация проекта :

Постановка сказки с элементами экспериментирования.

Представление опыта работы по проекту на педагогическом совете.

Перспективный план работы с детьми

Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.

2. Формировать представление о живой и не живой природе.

3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.

Месяц Тема Цель

сентябрь 1. «Какая бывает вода». Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

2. «Игры с султанчиками». Познакомить со свойством воздуха – движение.

3. «Мутная водица». Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

4. «Сладкая водичка». Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

октябрь 1. «Узнай по запаху». Дать представление об органах чувств (нос).

2. «Поиграем с ветерком». Учить умению обнаруживать движение воздуха.

3. «Разноцветная водица». Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

4. «Почва». Познакомить со свойствами почвы.

Ноябрь 1. «Поиграем с песком». Дать представление о свойствах песка.

2. «Тяжелый – легкий». Учить определять и группировать предметы по весу.

3. «Узнай по звуку». Определять и называть издаваемые звуки.

4. «Свойства глины». Учить определять качество глины (мягкая, пластичная).

Декабрь 1. «Холодный – горячий». Учить определять температуру воды.

2. «Чудесный мешочек». Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

3. «Водичка – водичка». Закрепить свойства воды.

4. «Откуда сосулька». Познакомить детей об образовании льда.

Январь 1. «Какой это снег». Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

2. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие представления о свойствах снега.

3. «Превращение воды». Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

4. «Воздух невидимка». Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

Февраль 1. «Цветные льдинки» Познакомить с одним из свойств воды.

2. «Ветер, ветер ты могуч» Познакомить с природным явлением – ветер.

3. «Свойство льда» Закрепить знания о свойстве льда».

4. «Игры с соломинкой» Дать представление о том, что им дышат.

Март 1. «Плавает или тонет» Учить определять тяжелые и легкие предметы.

2. «Свойство бумаги» Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

3. «Посадим лук» Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

4. «Что тонет, а что плавает»

Апрель 1. «Веточки сирени» Наблюдать за появлением листочков на веточках.

2. «Поиграем с солнечным зайчиком» Дать представление о том, что это луч солнечного света.

3. «Деревянные предметы и их свойства» Учить определять свойства деревянных предметов.

4. «Где воздух» Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

Май 1. «Ткань, её свойства и качества» Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

2. «Мы печём пироги» Расширять знания о свойствах песка.

3. «Сравнить песок, почву, глину» Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.

4. «Отчего вода имеет вкус» Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

Перспективный план работы с родителями

месяц содержание

сентябрь Анкетирование родителей для выявления их представлений о познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Индивидуальные беседы по результатам опроса.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

«Игра или экспериментирование».

«Игры с водой и песком. Это интересно!»;

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Домашнее задание: дети с родителями оформляют панно «БЕРЕГИТЕ ВОЗДУХ» (прикрепляют силуэты деревьев, раскрашивание силуэтов деревьев.

Изготовление флюгера.

октябрь Консультация на тему: «Игры с водой. Чем занять ребенка в ненастный день». «Как знакомить дошкольников с неживой природой. «Значение экспериментальной деятельности для детей»

ноябрь Родительское собрание на тему: «Детское экспериментирование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?»

Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?»

Консультация: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

декабрь Консультация на тему: «Играем с мыльными пузырями».

Создание проблемной ситуации дома: «Из чего сделать новогоднюю открытку». Оформление выставки совместных работ взрослых и детей в детском саду.

Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»

Изготовление макета аквариума

Консультация: «Кидаем в воду все подряд!»

январь Памятка для родителей: «При организации исследовательской работы с детьми соблюдаются определённые правила…»

Консультация-агитация «Сохраним воду чистой»

Консультация: «Как играть дома с песком»

февраль Индивидуальные беседы с родителями по вопросам организации помощи в исследованиях детям дома.

Рекомендации «Воздух в вашей квартире»

Семинар-практикум:

Тема: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Фотовыставка: «Мы экспериментируем»

март Родительское собрание в нетрадиционной форме – игра - викторина «Я знаю 5 названий…»

Акция «Спасти и сохранить»

Совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку»

Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!»

апрель Рекомендации «Как провести опыты с воздухом, ветром, температурой (теплотой) и светом?»

Организация фото-выставки «Лаборатория АкЮнИс»

Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»

май Подведение итогов по теме в рамках родительского собрания. Обсуждение полученных результатов проведенной работе по экспериментированию. Консультация «Солнце доброе и злое»

Пополнение уголка детского экспериментирования

Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок»

Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.

Оформление стенгазеты «Юные знатоки исследователи»

Фотовыставка «Красота родной природы»

Родительское собрание «Представление результатов познавательно -исследовательского проекта детей»

В начале проекта была проведена диагностика знаний детей об объектах неживой природы (воде, песке, воздухе, глине, свете).

Оценка результатов промежуточного этапа исследовательской работы.

Цель:

1. Выявление эффективности исследовательской работы и целесообразность её дальнейшего осуществления.

2. Обоснование продвижения участников образовательного процесса в опытно-экспериментальной деятельности.

Промежуточный результат за первое полугодие :

2016-2017

Начало года Середина года

Высокий 0% 0%

Средний 28% 57%

Низкий 72% 43%

Выводы:

Результаты диагностики знаний и умений детей по экспериментальной деятельности в младшей группе «Колобок» показывают, что уровень познавательного интереса у детей младшей группы остается достаточно высоким:

• сформированы представления о природном объекте неживой природы;

• сформирован познавательный интерес;

• сформировано понимание и осознанное правильное отношение к объектам неживой природы, как источнику жизни на земле;

• сформированы некоторые обследовательские действия;

• обогащен словарный запас;

• воспитанно бережное отношение к объектам неживой природы;

• развиты умения использовать приобретенные знания в обычной жизни и разнообразных игровых ситуациях.

Заключение.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы.

Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

продолжать работу по развитию познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность;

пополнять и обновлять материалы и оборудование в уголке экспериментирования;

приобрести: телескоп, микроскоп, макеты.

Список использованной литературы

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : 2003.

Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей. Программа для детского сада и не только. – СПб. : 2010.

Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : 2002.

Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 58–63.

Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» 1слайд Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии,.

План по самообразованию педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Цель : создание условий для успешной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию детей в старшей группе. Задачи: 1. Повысить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Такая разная вода» (план-конспект НОД) План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Такая разная вода» д/с «Ромашка» Арсентьевский.

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» гласит китайская народная мудрость. И она очень точно характеризует.

Познавательно-исследовательская деятельность для старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства» Тема: Воздух и его свойства. Цель. Формирование представления о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию. Материал.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Солнечная система» Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме "Солнечная система". Цель: Расширение знаний детей.

Познавательно — исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Свойства воды».Познавательно — исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Свойства воды». Для проведения эксперимента нам понадобится: С начала знакомимся со свойствами льда. Рассматривая его и трогая, дети приходят к выводу,.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Выращиваем бархатцы» Введение. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети открывают для себя.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы (фотоотчет)Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы (фотоотчет) В октябре в рамках познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы мы решили вырастить овёс. Дети сами подготовили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Лаборатория «АкЮнИс»
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 06:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД