Папки-передвижки

Проект «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Гусева Л М
Проект «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тема проекта :

«Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнила:

воспитатель Гусева Людмила Михайловна

г. Невинномысск 2019

Введение

Публикация «Проект „Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, на них ложится основная ответственность за его развитие. Общеизвестно, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития» (Л. С. Выготский, 1983). В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.

Цель воспитания ребенка – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая “особого” ребенка, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания.

Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления.

К сожалению, далеко не все мамы и папы детей с проблемами в развитии способны самостоятельно преодолеть тяжелый кризис вхождения в статус семьи с “особым” ребенком. С каждым днем по мере роста и развития ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом и неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, особенно, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за его будущее, растерянность, незнание особенностей воспитания приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку, или определяют ребенка в интернат.

Актуальность:

В условиях введения ФГОС ОВЗ одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи : меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Проблема:

Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома. Педагогическая безграмотность родителей в неумении принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям. Помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель проекта :

Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства; помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи проекта :

- обогащение воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ОВЗ, активизацию их воспитательных умений, поддержку уверенности в собственные педагогические возможности;

-создание развивающих условий для детей и их социально-педагогическое сопровождение;

- объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;

-создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы.

Ожидаемые результаты проекта :

-положительная динамика психологического микроклимата в семье;

-осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ;

-повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе;

-овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

-формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний;

-освоение способов установления позитивного эмоционального контакта.

Сроки разработки и реализации проекта : 2019-2020 уч. год.

Ресурсы проекта :

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.

Информационное обеспечение.

Финансово-экономическое обеспечение.

Материально - техническое обеспечение.

Планирование проекта :

1. Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:

• Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

• Гуманно- личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

• Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

• Принцип доступности

2. Этапы работы с родителями :

• Первичная диагностика ребёнка и его семьи, мониторинг психологического климата в семье. На этом этапе первое знакомство родителей с учителем и специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения и заинтересованности родителей в участии в процессе воспитания.

• Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.

• Далее группой психолого- медико – педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ на основе карт реабилитации, диагноза и диогностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.

• Составление плана работы специалистов школы с родителями детей с ОВЗ.

3. Направления работы с родителями :

• Первое направление работы с родителями заключается в исследовании потребностей, ожиданий, возможностей, потенциала семьи и выявлении проблем семьи, повышении её внутренних потенциальных возможностей для самостоятельного выхода из кризисной ситуации.

• Второе направление - это изучение родительских позиций и личных особенностей родителей, выявление творческих интересов, склонностей и одаренностей детей-инвалидов, с помощью их родителей, предложение соответствующей реабилитационной программы, которая наиболее полно сможет раскрыть все потенциальные возможности ребёнка.

• Третье направление предусматривает активное включение родителей в реабилитационные мероприятия с ребенком, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие.

4. Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ являются индивидуальная, групповая и коллективная работа.

• Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ:

.Диагностико-аналитическая работа : анкетирование, посещение семьи, консультации, индивидуальные беседы, совместные занятия «ребенок, педагог, родитель» и т. д.

Групповые и коллективные формы:

- родительские лектории, практикумы;

- обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ;

- родительское собрание;

- совместные досуговые мероприятия;

- тематические консультации;

- совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

5. Структура групповых занятий с родителями:

Начало занятия (обсуждение домашнего задания, краткий обзор предыдущего занятия)

Теоретическая часть (информационный блок)

Практическая часть (психогимнастические упражнения, игры, тренинги)

Подведение итогов занятия (обратная связь, выдача памяток)

Домашнее задание.

Практическая часть проекта :

План консультативных мероприятий с родителями.

Форма проведения

Тема мероприятия Сроки

Диагностика.

Сбор информации о семьях учащихся, их классификация, обозначение целей и направлений в работе

сентябрь

Консультации со специалистами Помощь в создании условий для полноценного личностного и интеллектуального развития обучающегося, его адаптации и интеграции в условиях сегодняшней реальности.

в течение года

Школа здоровья : спорт, игра, дружба Влияние и значение физической культуры для детей с ОВЗ.

Спортивные соревнования с участием родителей воспитанников

в течении года

Беседа с родителями «Психологический комфорт в семье и школе» предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения

октябрь

Тренинг «Как ребенку с ОВЗ справиться с негативными ситуациями»

Развитие у ребенка навыков преодоления стрессовых ситуаций. Роль родительской поддержки и выбор методов работы в данных ситуациях

ноябрь

Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ в школе, на улице, дома»

Занятие направлено на

формирование у родителей знаний о том, как учащихся с ограниченными возможностями выработать

сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности,

безопасности окружающих

сентябрь,

март,

май

7.

Консультация Развитие и коррекция внимания, памяти и мышления у детей, посредством развивающих игр. Влияние игры на развитие памяти детей с ОВЗ.

Обзор игровых методик и моделей

ноябрь

Дискуссия «Как формировать и развивать волевые усилия ребенка»

ноябрь

Круглый стол «Формирование позитивных детско-родительских отношений»

Создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды в период его пребывания дома и в школе.

декабрь

Практическая консультация «Новогодние каникулы: проводим с пользой» (с участием детей) декабрь

Беседа с родителями «Понимание – залог психологического здоровья»

Коррекционно-развивающая работа и психопрофилактическая работа по результатам полученных диагностических данных. выявление и сопровождение учащихся «группы риска».

январь

Беседа «Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка».

Своевременное выявление детей группы риска по эмоциональным нарушениям и нуждающимся в специализированной помощи.

февраль

Беседа «Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома»

Развитие и совершенствование трудовых навыков.

Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия

Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца.

март

Круглый стол «Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствами семейного воспитания»

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

апрель

Групповой тренинг «Учимся требовать и контролировать» Пути преодоления трудностей в воспитании

апрель

Тематический практикум «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ»

Праздник «Страничка Радости», посвященный окончанию учебного года. Мероприятие «родители, дети, педагог» Ярмарка достижений ребенка. май

Групповая работа Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений, выставки детских работ.

Открытые занятия специалистов и воспитателей В течении года (согласно плану мероприятий)

Все виды работ проводятся при тесном взаимодействии с узкими специалистами, социальным педагогом, представителями администрации образовательного учреждения, медицинскими работниками.

Заключение

В системной работе над личностью ребёнка необходима связь практических специалистов и семьи. Образовательные учреждения для детей с ОВЗ должны быть открытыми для родителей. Лишь при взаимодействии и сотрудничестве школы и семьи, возрастает активность родителей: они вмешиваются в школьную политику, предъявляют учреждениям заказ на обеспечение дополнительных образовательно-воспитательных услуг для ребенка. Психолого-педагогическая поддержка является важным звеном в помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психолого-педагогической поддержки – повышение восприятия родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психолого-педагогической поддержки родителей играет создание разнообразных форм взаимодействия родителей и детей.

Список использованной литературы:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06

2. Андреева, Т. В. Семейная психология (Текст) : Учебное пособие / Т. В. Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.

3. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст) : Учебное пособие/ О. А. Карабанова – М. : Гардарики, 2005.-320с.

4. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И. М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.

5. Осипова, А. А. Общая психокоррекция (Текст) :Учебное пособие/ А. А. Осипова- М. : Сфера,2002.-510с.

6. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

7. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005. – 336с.

Памятка для родителей

Развитие умения общения с детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребё нку:

— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку;

— не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

— выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

— не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье :

— уделяйте ребёнку достаточно внимания;

— проводите досуг всей семьёй;

— не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

— избегайте по возможности больших скоплений людей;

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа :

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ОВЗ не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;

— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

И всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Опубликовано: 13 марта 2022 в 12:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД