МААМ-картинки

Проект «Раз, два, три, четыре, пять — начинаем сочинять» (сочиняем стихи)

Свиридова Жанна
Проект «Раз, два, три, четыре, пять — начинаем сочинять» (сочиняем стихи)

ПРОЕКТ

«Раз, два, три, четыре, пять-начинаем сочинять»

Подготовила : воспитатель Свиридова Жанна Сергеевна МБДОУ «№45 «Буратино»

Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.

К. Д. Ушинский.

Актуальность темы

Публикация «Проект „Раз, два, три, четыре, пять — начинаем сочинять“ (сочиняем стихи)» размещена в разделах

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающий уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Вид проекта : Долгосрочный, групповой.

Участники проекта : дети, воспитатели

Методика стихосложения

Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество - основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи. В них всё исполнено глубокого смысла, образности.

Любая игра, в которой нужно произносить стихи, намного интересней обычной. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить,если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек.

Ценность слова является основой нашего мира. К словам нужно относиться внимательно, понимая их смысл и значимость. К сожалению, современный человек мало интересуется литературой. Произведения классиков в основном читаются детьми только в школе из необходимости выполнения домашнего задания. Художественное слово из-под пера даже самых известных авторов, таких как В. Крапивин, И. Бунин, А. С. Пушкин, Некрасов, Есенин, Лермонтов, А. Погорельский и т. д., пылится на полках в библиотеке. А жаль, ведь именно с помощью слова мы можем выразить свое настроение, мнение, радость, печаль, отношение, возмущение, все свои чувства, и влиять на происходящее. Многие произведения способны открыть перед нами целый мир удивительных, чувств, и вызвать немало вопросов в душе каждого человека о любви, дружбе, предательстве, муках совести, силах добра и зла.

Грамотная художественная речь, преобразованная в стихотворение, лучше запоминается, и, проникая в человеческую душу, оставляет в ней множество впечатлений и образов.

По средствам речи человек общается, делится опытом, информацией, навыками. Овладев красиво и грамотно построенной речью, люди чувствуют себя в обществе более уверенно. Наблюдая за разными возрастными категориями детей, я пришла к выводу, что работу с художественным словом необходимо начинать с дошкольного возраста.

Основная ценность стихосложения заключается в том, что дети начинают внимательно относиться к слову, глубже мыслить и чувствовать, приобретая интерес к поэзии и литературе в целом. Углубляясь в процесс стихосложения, дети получают всесторонний опыт во многих областях деятельности: описывание, воображение, фантазирование, рисование и т. д. Уроки стихосложения позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка и дать возможность его развития, сформировать активную жизненную позицию личности дошкольника.

На систематических занятиях по стихосложению, речь ребёнка оттачивается, становится более содержательной, складной, выразительной, образной, насыщенной. Словарный запас дошкольников обогащается. Дети знакомятся с новыми звуковыми и смысловыми ресурсами художественного слова. Систематическая работа с рифмой повышает интерес ребёнка к словотворчеству и словообразованию.

Многие люди заблуждаются, думая, что работа со словом нужна лишь литераторам. Умение чувствовать и грамотно оформлять свои мысли, помогает ребёнку всецело реализовать себя и с лёгкостью адаптироваться в любом новом коллективе.

Цель:

Создание условий для грамотно оформленной речи средством стихосложения.

Задачи:

- Формировать поэтический слух;

- Развивать словотворческие возможностей детей;

- учить излагать свои мысли в стихотворной форме;

- Расширять словарный запас;

- Увеличивать интерес работы в группе;

- Приобщать к чувствам прекрасного;

- Расширить представления о окружающем мире;

-Совершенствовать выразительность речи;

- Научить анализировать, сочинять, преобразовывать;

- Способствовать развитию образной и складной речи ребёнка.

Необходимо научить ребёнка не бояться слова, а с интересом работать с ним, искать синонимы, эхообразные слова с одинаковым окончанием, для создания рифмы. Подобные занятия с детьми лучше выстраивать в процессе игры. Во время игры ребёнок чувствует себя более раскрепощённо, понимая, что его никто не оценивает и не ограничивает. Именно такая, не к чему не обязывающая обстановка позволяет совершенствовать речевые способности ребёнка, развивать чувство юмора, рождать жажду общения и переноса своего слова на бумагу, а также учить остроумию и сообразительности.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

фронтальные:

занятия (чаще всего это еженедельная (1-2р. в неделю) работа на речевых занятиях; один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвящённое звуковой культуре речи; большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков, остальное время отводится развитию других качеств речи (двух – трёх);

игры – драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др. ;

подгрупповые и индивидуальные: дидактические игры, шутки - чистоговорки, упражнения и др. в удобное для педагога время.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

Выделяют три группы методов:

- наглядные,

- словесные,

- практические.

-НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

-экскурсии,

-осмотры помещения,

-рассматривание натуральных предметов

-музыкальное сопровождение (биение сердца, движущийся маятник, шум прибоя, стук колёс движущегося поезда – всё это имеет ритм).

Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

-СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ.

В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения:

-чтение и рассказывание художественной литературы;

-заучивание наизусть;

-пересказ; беседа;

-рассказывание без опоры на наглядный материал;

-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД.

Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений.

Она используется для решения всех задач развития речи.

Чтобы создать даже небольшое стихотворение необходимо иметь определенный опыт: впечатления, эмоции, настрой, желание и фантазию. Поэтому с детьми нужно как можно чаще путешествовать, наблюдать за природой, животными, читать интересные книги, смотреть познавательные мультфильмы, ведь всё это помогает увеличить словарный запас вашего малыша!

Если у ребёнка недостаточно впечатлений, задача педагога или воспитателя насытить скудный опыт ребёнка на занятиях, с помощью игровых ситуаций и положительных эмоций, расширить кругозор, добавить впечатлений для плодотворной работы и творчества.

Ведь чтобы сочинить стихотворение о пляже ребёнку нужно почувствовать рассыпчатость песка и услышать шум волн. Всё это можно отнести к чувственному опыту, немало важному для сочинительской деятельности. Такая работа может проводиться с любым объектом словотворчества. Прежде чем писать стихи об осени, нужно поговорить о природных явлениях этого времени года, тоже касается и зимней пейзажной лирике, летней и весенней.

Подготовку к стихосложению нужно проводить в несколько этапов:

1 этап:

Изучение темы для сочинения, чтение об выбранном объекте детской научной литературы.

2 этап:

Изображение объекта сочинения, различными художественными приёмами (пластилинография, аппликация, эскиз, рисунок)

3 этап:

Игра «Подбери рифму к слову» (создание словарика).

(Галка – палка, рука –мука, мама – дама)

4 этап:

Сочинение лимерика, стихотворения, сказки по плану и т. д.

( Например: Однажды?

Это было?

И вдруг?

Всё закончилось тем, что?

Вывод.)

5 этап:

Подготовка книжек- малышек.

Запись художественного произведения в книжку – малышку.

6 этап:

Дополнение иллюстрации в книжке-малышке, изготовление открыток и т. Д.

Схема для сочинения стихов :

1 строчка — указание на героя: жил-был (кто-то);

2 строчка — даётся его характеристика (какой);

3 и 4 строчки — действие или взаимодействие с другими объектами (что делал? С кем общался);

5 строчка — вывод.

Например,

Жил-был зайчик

Маленький, как мячик.

Прыгал и скакал —

И от волка убежал.

А можно использовать следующую схему:

1 строка — заглавие (1 слово);

2 строка — описание заглавия

(2 слова);

3 строка — описание действия

(3 слова);

4 строка — описание чувств

(4 слова);

5 строка — синоним заглавия

(1 слово).

Используя такую схему, можно придумать, например, такое стихотворение :

Цветок

Красивый, белый

Распускается, цветёт, пахнет

Вкусно, сладко и нежно —

Счастье.

Публикации по теме:

«Раз, два, три, четыре, пять, будем папу поздравлять». Детский мастер-класс по изготовлению поделки ко Дню защитника Отечества«Раз, два, три, четыре, пять, будем папу поздравлять». Детский мастер-класс по изготовлению поделки ко Дню защитника Отечества Мы проживаем в стране, которая называется Россия. Россия – это наше Отечество! В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии.

«Раз, два, три, четыре, пять — будем папу поздравлять!» Мастер-класс.«Раз, два, три, четыре, пять — будем папу поздравлять!» Мастер-класс. Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс изготовления поздравительных открыток в виде медали. Такие открытки можно использовать.

Мастер-класс поделки из бумажных втулок «Зайчик»Мастер-класс поделки из бумажных втулок «Зайчик» Разрешите представить вам мастер-класс поделки из бумажных втулок. Таких зайчиков мы решили сделать с детьми на 8 марта для своих мамочек.

Дидактическая игра по математике «Раз, два, три, четыре, пять — я учусь считать!»Дидактическая игра по математике «Раз, два, три, четыре, пять — я учусь считать!» Вашему вниманию предлагается игра,которая поможет маленьким деткам научиться считать. Цель игры:Обучение детей счету в прямом и обратном.

Конспект НОД Познавательное развитие — ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять — будем технику считать».Конспект НОД Познавательное развитие — ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять — будем технику считать». Конспект НОД Познавательное развитие – ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять – будем технику считать" (посвященный празднику День Победы)..

Конспект НОД «Раз, два, три, четыре, пять — будем вместе мы играть» во второй младшей группеКонспект НОД «Раз, два, три, четыре, пять — будем вместе мы играть» во второй младшей группе Интеграция областей: коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие Цель: Создать условия для.

Конспект ООД по валеологии «Раз, два, три, четыре, пять — тело будем изучать» Конспект ООД по валеологии «Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать» в подготовительной группе. Цель: формировать познавательный.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать»Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать» «Раз, два, три, четыре, пять учимся считать.» Цель открытого занятия: Способствовать формированию умения детей счета до 5. Ход занятия.

Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн»Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн» Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн»Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1» 1 слайд. Мастер-класс Тема.

Проект «Есть у природы четыре сестрицы»Проект «Есть у природы четыре сестрицы» Проект «Есть у природы четыре сестрицы» Актуальность. Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Раз, два, три, четыре, пять — начинаем сочинять» (сочиняем стихи)
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 15:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД