Получи документы

Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»

Попова Светлана
Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Формирование сенсорных эталонов направлено на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования А. В. Запорожца, Зинченко В. П., Рузской А. Г. показывают, что без такого формирования восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., полноценного усвоения знаний и навыков.

Публикация «Проект „Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные пред-ставители зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Цель проекта – создать педагогические условия формирования у детей сенсорных эталонов через игровые упражнения

Задачи проекта :

1. Отобрать доступное освоению дошкольниками содержание работы по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

2. Осуществить подбор игровых упражнений, построенных на последовательной системе усложнения практических заданий и степени самостоятельности детей.

3. Создать педагогические условия, способствующие формированию сенсорных эталонов через игровые упражнения.

Направления проекта :

1 направление - проведение игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов цвета

2 направление - проведение игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов фигуры.

3 направление - проведение игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов величины.

4 направление - проведение игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов, сочетающие в себе сенсорные эталоны : цвета, фигуры, размера.

Паспорт проектной работы.

Возраст детей, на которых рассчитан проект : младший дошкольный возраст

Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители.

Тип проекта : творческий, групповой.

Форма проведения: занятия, экскурсии, походы, самостоятельная деятельность детей, игры.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель – результата: создание игрового уголка с сенсорными эталонами.

Перспективный план работы по формированию сенсорных эталонову детей младшего дошкольного возраста

Название игрового упражнения Цель Материал Ход игрового упражнения

1 направление - проведение игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов цвета

Раскладывание предметов на две группы по цвету Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета од-

неродных предметов. Учить понимать слова: «цвет», «такой же», «разные».

Цветные карандаши восьми цветовых тонов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый).

Для подгруппы из восьми детей необходимо иметь 80 каран-дашей (по 10 карандашей каждого цвета, для подгруппы из 12 детей потребуется 120 карандашей (по 15 карандашей каждого цвета). Используются следующие сочетания цветов: красный — синий, желтый — фиолетовый, оранжевый — зеленый, синий — белый, черный — желтый Воспитатель показывает детям 5 карандашей черного цвета и 5 карандашей желтого цвета, перемешанных произвольно, при этом объясняет, что карандаши разного цвета. Затем предлагает положить карандаши одного цвета в одну сторону, другого цвета — в другую сторону. Сначала воспитатель выполняет эти действия сам, спрашивает детей, куда положить карандаш того или иного цвета. Так, показав детям желтый карандаш, воспитатель спрашивает: «Где лежит карандаш такого же цвета, куда его надо положить?» Затем прикладывает желтый карандаш вплотную к черному и говорит, что они разные, после этого прикладывает желтый карандаш к желтому и поясняет, что они одинаковые. Так воспитатель раскладывает первые две пары карандашей. При сортировке третьей пары предлагается кому-либо из детей подойти к столу воспитателя, показать, куда надо положить карандаш одного, потом другого цвета. Затем дети поочередно выполняют задание, раскладывают по одной паре карандашей. Для того чтобы все были обеспечены достаточным количеством материала, можно взять другое цветовое сочетание карандашей.

После этого каждому ребенку раздается индивидуальный материал для группировки (карандаши разного цвета и в разнообразных сочетаниях, каждому ребенку предлагается 5 карандашей одного и 5 другого цвета, перемешанных произвольно.

Чтобы исключить подражание друг другу при выполнении задания, детям, сидящим рядом, дают карандаши разных цветов. Детям, быстро справившимся с заданием, можно дать еще 10 карандашей нового цветового сочетания.

С занятия дети уходят по мере выполнения задания, сложив предварительно свои карандаши в коробки.

Раскладывание предметов однородных более близких по цвету Продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различии цвета однородных предметов.

Цветные карандаши восьми цветовых тонов Детям предлагают цветовые сочетания: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, синий — фиолетовый, желтый — белый, черный — фиолетовый, зеленый — синий и др.

Количество материала зависит от количества детей, из расчета по 5 карандашей двух цветовых тонов на каждого ребенка.

При объяснении задания так же, как и на предыдущем занятии, первые две пары карандашей воспитатель группирует по цвету сам, а начиная с третьей пары к группировка привлекает детей. После того как все дети разложат по одной паре карандашей на столе воспитателя, им предлагают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

Желательно, чтобы каждый ребенок группировал карандаши разного цвета и в разнообразных сочетаниях. Так же как и на первом занятии, детям, затрудняющимся в группировке, предлагают использовать прием прикладывания.

Длительность и повторность. Занятие продолжается 5—7 минут, проводится 1 раз.

Примечание. Каждый ребенок на занятии раскладывает 20—30 карандашей, оперируя объектами четырех — шести цветовых тонов. Дети, быстро справившиеся с заданием, наблюдают, как раскладывают карандаши рядом сидящие товарищи. Воспитатель может спросить ребенка: «Правильно разложил карандаши Саши или нет? Какой карандаш правильно положил?» Если ребенок хороню выполнил задание и с интересом наблюдает за выполнением задания другими детьми, то предлагать ему уходить с занятия не следует.

Размещение грибков двух резко отличающихся

цветов в отверстиях столиков в соответствии сих

цветом

Закреплять умение груп-пировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные

объекты по цвету.

8—10 двухцветных столиков размером 17,5 Х 35 см, имеющих по 10 отверстий диаметром 1,5 см, и грибки высотой 4 см, с диаметром шляпки 4 см. Общая высота столика не более 5 см. Столики окрашиваются в цветовые тона: красный — синий, зеленый — желтый, оранжевый — фиолетовый, черный — белый. К каждому столику необходим комплект из 10 грибочков (по 5 грибков каждого цвета в соответствии с цветом поверхности столика При объяснении задания воспитатель обращает внимание детей на то, что столики разного цвета, грибочки тоже разного цвета, но одна часть столика и некоторые грибочки имеют одинаковый цвет. Если «посадить» грибочек на столик того же цвета, он «спрячется», никто его не заметит, а если посадить на столик другого цвета, он будет хорошо виден издалека. Воспитатель, показывая на красную часть столика, спрашивает: «Где у нас грибочки такого цвета?» Подобрав 1—2 грибка нужного цвета, воспитатель предлагает всем детям поочередно найти еще по одному (или два) грибка и «посадить» их на столике воспитателя. Детям показывают грибки, «посаженные» правильно и неправильно. Затем предлагают показать, какие из них хорошо «спрятались».

После этого каждый ребенок выполняет задание самостоятельно. Детям, сидящим рядом, дают материал разного цвета.

Тем, кто затрудняется подобрать грибки данного цвета, можно предложить взять грибок и, прежде чем воткнуть в отверстие, приложить его к краю столика для сравнения цвета (посмотреть, «спрячется» он или нет).

На одном занятии каждый ребенок может выполнить задание 2—3 раза, разместив 20—30 грибочков, оперируя объектами четырех - шести цветов. Задание считается выполненным в том случае, если ребенок правильно соотносит цвет грибков с цветом поверхности столика. Некоторые дети допускают отдельные ошибки, но в то же время могут устранить их самостоятельно, если вос-питатель спросит: «Ты правильно «посадил» грибочки?»

Иногда малыши захватывают в ладонь весь грибок, закрывая шляпку и почти всю окрашенную поверхность. При этом неправильно соотносят грибок по цвету. В таком случае детям надо показать, как правильно держать грибок.

Длительность и повторность. Занятие продолжается 8—10 минут, проводится 1 раз.

Размещение грибков двух близких цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом

Закрепить умение группи-ровать объекты по цвету, обучать соотносить разнородные пред-меты более близких цветовых тонов.

Двухцветные столики с грибочками: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, зеленый — синий, синий — фиолетовый, фиолетовый — черный и др. Эти сочетания цвета можно получить путем составления столиков, использовавшихся на предыдущем занятии, торцовыми сторонами. Например, к красной части столика, окрашенного в красный и синий цвета, присоединяется оранжевая часть столика, окрашенного в оранжевый и фиолетовый цвета. Синяя и фиолетовая части столиков при этом закрываются листами белой бумаги. Ребенку дают по 5 грибков оранжевого и красного цветов В основном занятие проводится так же, как и предыдущее. К исправлению ошибок, допущенных одними детьми, привлекаются другие дети. При этом обращается внимание на то, что неправильно посаженный грибок далеко виден и его может съесть белочка, а грибочки, посаженные правильно, не видны.

Длительность и повторность. Занятие проводится с детьми 1 раз, продолжительность — 6—8 минут.

Размещение грибков с постоянной сменой

сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных

цветов из четырех Обучать выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные объекты по цвету.

Четырехцветные столики с грибочками (два двухцветных столика составляются вместе продольными сторонами). 20 грибков четырех цветов перемешиваются произвольно Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает детям «посадить» грибочки двух цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Детям предоставляется возможность по 3-4 раза выполнить задание с разными сочетаниями цвета. Так, составив столики красного и синего, желтого и зеленого цветов, ребенку предлагают разместить красные и синие грибки, затем, повернув столики на 90°, дают задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После очередного попорота столиков еще на 90° перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цветов, и, наконец, последний поворот даст ребенку возможность упражняться- в группировке и размещении грибков желтого и синего цветов.

При выполнении задания воспитатель вопросами, указаниями помогает детям самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно посажены?», «Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно», «Не торопись!»

Длительность и повторность. Занятие продолжается 10—12 минут, проводится 1 раз.

Выкладывание из цветной мозаики — «Курочка и цыплята»

Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов1. В каждой коробке отбираются 1 элемент белой и 6 желтой мозаики Руководство. Воспитатель начинает занятие с песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы —

Полное корытце.

Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Показывая детям желтую мозаику поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Один белый и за ним один желтый элементы мозаики воспитатель вставляет в отверстия панели и затем предлагает каждому ребенку найти по одному «цыпленку». Если ребенок выполняет задание неуверенно, то ему помо-гают и просят найти еще 2—3 «цыплят». После того как все семь «цыплят» будут найдены и размещены «гуськом» сзади «курочки», детям раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. Им предоставляется возможность дважды в течение занятия выполнить это задание.

2 направление - проведение игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов фигуры.

Сделаем куклам бусы Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Деревянные или глиняные бусинки восьми цветовых тонов по шесть каждого цвета; восемь кукол, одетых в однотонные платья всех цветов спектра Воспитатель показывает детям укол и говорит, что куклы пришли к ним в гости. Затем он просит детей по очереди разместить кукол на своих местах. Рядом с куклой в черном платье ставится кукла в красном платье, затем в оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом.

Взрослый рассказывает, что куклы принесли с собой бусинки и нитки (шнурки) разного -цвета, они хотят сделать себе бусы, но не умеют. Педагог предлагает воспитанникам помочь куклам. Вначале воспитатель просит каждого ребенка выбрать бусинки одного цвета из предложенных четырех цветовых тонов. При этом взрослый предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать бусинки понравившегося цвета. После того как все дети выберут необходимые предметы, воспитатель раздает им шнуры и предлагает нанизывать на них бусинки. На одном конце шнура следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали.

В ходе занятия воспитатель помогает затрудняющимся детям нанизывать бусинки. После того как нее бусинки будут нанизаны, воспитатель завязывает концы шнуров узлом. Детям поочередно он предлагает найти ту куклу, для которой малыш сделал бусы, и надеть их. При выполнении задания воспитанники ориентируются на слова «такая бусинка», «такого же цвета».

Когда всем куклам будут надеты бусы, воспитатель спрашивает у детей, показывая на куклу в белом наряде: «Кто знает, какого цвета платье у этой куклы?»«Правильно, белого». Показывая на рядом сидящую куклу, взрослый сам называет цвет ее платья: «А у этой куклы платье фиолетового цвета». Педагог не требует при этом от детей повторения и заучивания названий цвета.

Продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсор-ный опыт малышей в процессе знакомства с большими и малень-кими игрушками. Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка — 16 см, маленького — 10 см. Размер большого кубика - 4,5x4,5x4,5 см, маленького -3x3x3 см. Показывая ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, педагог поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает ребенку открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий воспитатель хвалит малыша. Когда нее кубики будут рассмотрены, воспитатель просит малыша сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости педагог помогает выполнить задание.

Похвалив ребенка, воспитатель ставит рядом с большим ведерком маленькое. Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Затем воспитатель выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много: больших и маленьких.

Педагог вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко, оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко.

Если ребенка заинтересовало задание, он может повторить его. В этом случае ему дают оба ведерка. Педагог следит, как малыш открывает крышки, и при необходимости помогает ему. Ребенок должен раскладывать игрушки на столе в поле своего зрения, не нагромождая их друг на друга. Воспитатель придвигает к ребенку маленькое ведерко и предлагает сложить в него маленькие кубики, обращая внимание на величину игрушек. После отбора маленьких кубиков ведерко закрывается крышкой, и малыш начинает складывать оставшиеся большие кубики в большое ведерко. Дети охотнее действуют с небольшими предметами, так как их удобнее захватывать. Поэтому вначале воспитатель сам складывает большие кубики, а ребенок оперирует с маленькими, более удобными, во втором случае воспитатель предлагает малышу отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое, придвинутое ближе к ребенку ведро.

Не следует требовать от ребенка непременно точного отбора различных предметов. Достаточно, чтобы он накапливал осязательный опыт и учился при захватывании игрушек раскрывать ладонь соответственно их величине.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Игры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталоновИгры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталонов Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 16:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Попова Светлана (УИ 2791850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД