Проект «Семья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Светлана Шипулина
Проект «Семья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Проект «Семья» осуществлялся в старшей группе детей с ЗПР МБДОУ № 29 в течение 1 недели (с 6 декабря по 13 декабря 2013 года, то есть он являлся краткосрочным проектом.

Актуальность проекта.

Семья, семейные отношения – это то, что близко и интересно людям. Дети нашей группы всегда с интересом слушали художественные произведения, стихи о семье, семейных отношениях, в то же время слабо ориентировались в родственных связях своей семьи. Они с трудом могли рассказать о том, кто кому приходится в их семье, имели слабые представления о профессиях своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках. Мы полагали, что проект «Семья» будет интересен детям. Мы также рассчитывали, что эта тема заинтересует и родителей, поскольку каждая семья имеет свою историю, которую им было бы интересно проследить, рассказать о ней детям.

Тип данного проекта: социально-образовательный.

Цель проекта: обобщить социальный опыт ребенка через его творческую и речевую активность, воспитывать положительное отношение к своей семье, первичные ценностные представления о семье.

Задачи проекта:

1) уточнять и закреплять знания детей о себе и о своей семье;

2) формировать у детей доброжелательное отношение ко всем членам семьи;

3) помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи;

4) воспитывать в детях уважение к своим близким и желание заботиться о них;

5) продолжать работу по развитию у детей с ЗПР таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление;

6) совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, расширять их словарный запас, продолжать работу по развитию грамматического строя речи;

7) развивать крупную и мелкую моторику;

8) укреплять сотрудничество с родителями, способствовать улучшению отношений между взрослыми и детьми.

Итогом проектной деятельности мы видели организацию развлечения по теме «Семья» в детском саду с участием в нем родителей, создание альбома «Моя семья».

Предполагалось, что продуктами проекта будут являться:

положительные результаты развития психических функций детей группы (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы);

укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, улучшение микроклимата группы.

Участниками проекта «Семья» стали дети старшей группы компенсирующей направленности ЗПР, их воспитатели, родители, а также специалисты ДОУ (дефектолог, музыкальный руководитель).

В ходе реализации проекта были выделены следующие этапы:

1 этап проекта – подготовительный.

• Постановка цели и задач.

• Определение методов реализации проекта.

• Подбор наглядно-иллюстративного материала и интернет ресурсов.

• Разработка и написание конспектов, подбор консультаций, дидактических игр, художественной литературы по теме.

• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

• Подбор материала для продуктивной деятельности.

• Вовлечение детей в проект. В отличие от обычной группы, где цель проекта определяют сами дети, в группе детей с ЗПР к этому их подвели учитель-дефектолог и воспитатели, так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут. Здесь мы выяснили, что в этой теме заинтересовало детей больше всего.

• Обсуждение с родителями темы проекта. В индивидуальных беседах с каждым родителем мы выяснили, как они смогут участвовать в работе над проектом, исходя из их интересов и возможностей. Из двенадцати семей группы сотрудничать по этому вопросу согласилось большинство из них – десять.

• Обсуждение плана проекта со специалистами детского сада – музыкальным работником.

2 этап проекта – основной.

Составляя перспективный план работы с детьми по проекту «Семья», мы интегрировали в нем такие образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

3 этап проекта – заключительный.

Планируя проект «Семья» в старшей группе дошкольников с ЗПР, мы предполагали, что его продуктами будут являться:

положительные результаты в развитии психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы) детей нашей группы;

установление доброжелательных связей между родителями группы, улучшение микроклимата группы.

Завершив проект и подводя итоги работы по нему, мы выяснили, что цели, поставленные нами при планировании, в основном были достигнуты. Проект помог детям приобрести новые знания, реализовать их на практике. Он способствовал развитию у детей познавательного интереса к теме «семья», а также развитию их коммуникативных навыков. Проект также активизировал общение детей между собой, усилил взаимодействие детей и взрослых. Проект помог вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе общей деятельности.

Методическое обеспечение проекта:

1. Проект ФГОС по дошкольному образованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon-ru.livejournal.com/59277.html

2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Киселева – М, АРКТИ, 2003.

4. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2012.

Приложение 1

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы с ЗПР по проекту «Семья»

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день

1-я половина дня

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…»

Беседа «Моя семья».

Ц.: учить рассказывать о членах своей семьи, называя степень родства.

Рассматривание семейных фотографий.

НОД (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)

Тема: «Моя семья».

Ц: формировать обобщающее понятие «семья», уточнить и расширить словарь по теме, развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. Воспитывать первичные ценностные представления о семье.

Дидактическая игра «Бусы для сестрёнки»- развитие внимания, закрепление знаний основных цветов и оттенков.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…»

Рассказывание «Мое любимое занятие дома».

Дидактическая игра «Кто ушел?», «Что изменилось?»- развитие памяти.

НОД (конструирование из бумаги) Тема: «Дом, в котором я живу»

Ц: закреплять умение детей работать по выкройке – сконструировать дом, располагать окна на его сторонах.

Речевая игра «Скажи наоборот» (по теме).

Речевая игра «Назови ласково»

Ц: развивать речь, активизировать словарь по теме, закреплять умение образовывать сущ. с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

Беседа «Как я помогаю дома?»

Рассказ воспитателя «Что такое традиция»

Дидактическая игра «У нас порядок».

Ц.: закрепить знания о помещениях в доме, развивать речь.

Речевая игра «Послушай и ответь на вопросы» - развивать мышление, речь, закрепление родственных связей.

НОД (музыка)

Тема: «Моя семья»-

по плану муз. руководителя

Пальчиковая гимнастика «Пальчики поздоровались».

Самостоятельная деятельность детей в центрах продуктивной деятельности: конструирование «Мой будущий дом, где я буду жить со своей семьёй» (из крупного и мелкого конструктора).

Дидактическая игра «Мамины помощники» -развитие внимания, мышления, памяти.

НОД (рисование)

Тема: «Моя семья».

Ц.: учить детей рисовать фигуры людей с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения конкретных людей (себя и своей семьи).

Пальчиковая гимнастика «Пальчики поздоровались».

Вместе с детьми подобрать серию фотографий на тему «Моя семья», для оформления общего альбома.

Дидактическая игра

«Разноцветный букет для мамы и бабушки»- развитие внимания,восприятия,закрепление знаний основных цветов и оттенков.

НОД (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)

Тема: «Моя семья».

Ц: продолжать формировать обобщающее понятие «семья», уточнить и расширить словарь по теме, развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. Продолжать воспитывать первичные ценностные представления о семье.

2 –я половина дня

Рассматривание тематического альбома «Моя семья», беседа по содержанию.

Чтение художественной литературы: сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Ситуативный разговор «С кем ты живешь?».

Сюжетно-ролевая игра Семья».

Ц.: побуждать детей использовать в играх знания об окружающей жизни. Воспитывать доброжелательность, умение справедливо решать споры.

Рассказывание «Мое любимое занятие дома»

Самостоятельная деятельность в центрах активности.

Беседа «Забота о младших – почетная обязанность старших»

(в том числе и о членах семьи).

Ц.: продолжать учить рассказывать о членах своей семьи, называя степень родства; воспитывать заботливое отношение ко всем членам семьи.

Дидактическая игра «Назови чей?»

Ц: активизировать словарь по теме,образование притяжательных прилагательных на тему «Семья» (мама – мамин)

Чтение художественной литературы: Л. Толстой из серии «Рассказы для маленьких».

Игра-драматизация по сказке «Репка»

Слушание песен на семейную тематику.

Развлечение по теме «Семья» с участием в нем родителей, чаепитие.

Ц.: укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, улучшение микроклимата группы.

Создание альбома «Моя семья».

Рассказы детей о своей семье.

Работа с родителями:

• Попросить родителей подобрать фотографии для группового альбома «Моя семья».

• Поместить в раздевалке тематическую папку – раскладушку «Здоровый образ жизни семьи».

• Помочь детям придумать рассказ о своей семье «Наша семья дома».

Начать так: «Вечером вся наша семья собралась дома…»

• Индивидуальное консультирование по запросам.

• Привлечь родителей к организации чаепития.

Публикации по теме:

«Путешествие на остров». Конспект организации НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Авторы разработки (коллектив): учитель-логопед Хлопушина Светлана Викторовна МКДОУ № 11 г. Кирова педагог-психолог, воспитатель группы компенсирующей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее недоразвитие.

Конспект НОД компенсирующей направленности в старшей группе для детей с ОНР Тема «Осень. Деревья. Лес» Программные задачи: • Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью; активизация словаря по темам «Осень», «Деревья»;.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема занятия “День рождения в лесу” Цель: развитие навыков.

НОД по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по стихотворению Я. Година «Березка» Автор: Сухорукова Лариса Павловна, воспитатель МКДОУ №133 г. Кирова Цель: 1. Способствовать формированию представлений о цветовом коллаже.

Педагогический проект в группе компенсирующей направленности «Семья. Что может быть дороже!» Название проекта – «Семья - что может быть дороже!» Тип проекта – творческий, информационно-исследовательский. Возраст детей – старший дошкольный.

Проект «Что за чудо этот хвост?» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает.

Проект «Мы помним! Мы гордимся!» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР ПРОЕКТ «Мы помним! Мы гордимся!» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Информационная карта проекта: Организация: Муниципальное.

Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности)Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности) Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 25 «Ягодка» Проект Тема: «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей.

Проект «Необыкновенная страна игр» для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР ПАСПОРТ ПРОЕКТАВИД ПРОЕКТА:информационно -практико -ориентированный, игровой. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:долгосрочный (с 14.04.2014 г. – 28.11.2014.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Проект «Семья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Опубликовано: 27 октября 2015 в 23:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование по ручному труду по программе «радуга». Часть 2
Февраль 1. Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь картинку». Цель: учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять...
Перспективное планирование по ручному труду по программе «Радуга». Часть 1
Октябрь 1. Аппликация «На лесной полянке выросли цветы». Цель: учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки М. Л. Михайлова...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Мастер-класс «Новогодние игрушки. Поросенок»
Мастер – класс «Новогодние игрушки - Поросенок» Задачи: - Продолжить знакомство работы с шерстяной нитью. - Продолжить изготавливать новогодние...
Консультация для родителей. Значение игры во всестороннем развитии ребенка
Значение игры во всестороннем развитии ребенка. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В....