Папки-передвижки

Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы

Зайнаб Соловьева
Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы

Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлением неживой природы : сахара и соли.

«Удивительные превращения сахара и соли»

Задачи:

1. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, с сахаром и солью привлекая к простейшим экспериментам.

Публикация «Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы» размещена в разделах

2. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, цирка, детского парка, продуктового магазина).

3. Побуждать включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, умение выполнять некоторые просьбы и поручения.

4. Стимулировать самостоятельный выбор детьми цвета, материала, поощрять желание экспериментирования с новыми материалами.

Раздел 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

1. Обследовательские действия

ОПЫТ: № 1 «Может ли сахар быть невидимым?»

Цель: показать детям, что сахар может быть невидимым. Как это можно продемонстрировать?

Материал: Для проведения данного опыта нам понадобятся:

чай, ложка сахара.

Описание: Предлагаю детям провести опыт: кладем 1 столовую ложку сахара в емкость, наливаем пол стакана воды. Хорошенько размешиваем ложкой. Сахар постепенно растворяется, и теперь только на вкус можно узнать о том, что в воде содержится сахар.

Карточка – схема проведения опыта

«Может ли сахар быть невидимым?»

ОПЫТ: № 2 «Разноцветный сахар»

Цель: показать детям, что кубики рафинада хорошо подходят для демонстрации капиллярного эффекта воды. Для подтверждения этого нам понадобятся кубики сахара и подкрашенная пищевыми красителями вода.

Материал: Для проведения данного опыта нам понадобятся:

Блюдце, сахар, вода, гуашь разных цветов.

Описание: Предлагаю детям опыт: в блюдце наливаем окрашенную воду и ставим туда кубики рафинада. Наблюдаем, очень быстро из белых кубики стали голубыми. Вода за несколько секунд поднялась по кубику с низу вверх.

Вот такой красивый и вкусный опыт с сахаром.

Карточка – схема проведения опыта «Разноцветный сахар»

ОПЫТ: № 3 «Определение вещества на ощупь»

Цель: Познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами. Опытно-экспериментальным путем выявить сходство и различие этих веществ. Учить детей пользоваться лупой (увеличительным стеклом).

Развивать способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Материал:

Для проведения данного опыта нам понадобятся:

Мешочки с солью и сахаром, разноцветные стеклянные стаканчики, картон, лупа (увеличительное стекло).

Описание: Предлагаю детям опыт: Возьмите в руки мешочки, попробуйте определить на ощупь в каком мешочке сахар, в каком соль? (даю в руки детям) (ответы детей). Мы можем определить на ощупь в каком мешочке сахар?. (ответы детей, нет).

- Правильно, на ощупь мы не смогли определить, где соль, где сахар.

-Продолжим наши опыты. Подойдите к столу (дети подходят).

- В разноцветные стаканы ложками мы будем насыпать вещества.

-В стаканчиках разного цвета насыпаны соль и сахарный песок. Как их различить по внешнему виду?

-Что мы можем сказать о цвете этих веществ?

Ответы детей: Они оба белые в разноцветных стаканчиках.

На картон будем насыпать вещества и рассматривать через лупу.

Карточка – схема проведения опыта

ОПЫТ: № 4 «Подарок маме».

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству.

Материал: Для проведения данного опыта нам понадобятся:

Кусочек ткани 20*20 см, гуашь разного цвета, кисти, баночка с водой, крупинки соли.

Описание: Предлагаю детям опыт: нарисовать для наших мам подарок. Берем кусочек ткани наносим кистью рисунок, сверху кладем крупинки соли, но прежде чем положить соль обязательно надо произнести заклинание «Ахалай-махалай, сим-салабим», иначе не получится волшебство.

Дождаться полного высыхания

Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.

Пронаблюдайте и скажите каким сделала ваш рисунок соль?

Ответы детей: рисунок стал красивым, волшебным, необычным.

Карточка – схема проведения опыта «Рисунок маме».

ОПЫТ: № 4 «СОЛЕНАЯ СНЕЖИНКА»

Снежинку нельзя занести домой - она сразу растает. А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт - два в одном.

Материал: Для проведения данного опыта нам понадобятся:

1. Алюминиевый провод;

2. Толстая шерстяная нить;

3. Горячая вода;

4. Поваренная соль;

5. Тара для раствора.

Описание: Ребята, сначала нам нужно сделать каркас для снежинки. Алюминиевую проволоку нужно разрезать на три равные части (по 10 см). Затем сложить отрезки проволоки друг на друга в форме шестиконечной снежинки. Скрутить детали из проволоки вместе. Когда каркас из проволоки готов, нужно обмотать его толстой шерстяной нитью белого цвета. Концы нити промазать клеем.

Сделаем перенасыщенный солевой раствор. Для этого, в горячую воду постепенно помешивая, добавляем соль. Три полных столовых ложки на один стакан воды. Уже после того, как одна часть соли полностью растворилась, нужно добавить следующую до тех пор, пока соль в воде перестанет растворяться. Раствор процедили, чтобы в нем не осталось нерастворенных кристаллов. После, выливаем смесь в стеклянную тару. С помощью ниток подвешиваем снежинку в растворе соли, эксперимент проводили при комнатной температуре +210 С.

Карточка – схема проведения опыта «Соленая снежинка»

ОПЫТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:

ОПЫТ: «Радуга в стакане»

Цель: развитие познавательного опыта, творческого воображения, наблюдательности у детей.

Для проведения данного опыта нам понадобятся:

сахар 10 столовых ложек,

вода 12 столовых ложек,

стаканы 5 штук,

пищевые красители.

Насыпаем в стаканчики сахар: первый стакан — 4 ложки, второй — 3, третий — 2, четвертый — 1. Добавляем в каждую емкость по три соловые ложки воды, и тщательно размешиваем. Получается сахарный сироп разной концентрации. Далее необходимо добавить красители. Наступает ответственный момент все сиропчики выливаем в один стакан. Начинаем с самого концентрированного, заканчиваем слабеньким. Эх, красота получается! За счет того, что сиропы имеют различную плотность, то есть самый концентрированный — самый плотный, образуются яркие слои в стаканчике.

Карточка – схема проведения опыта «Радуга в стакане»

Раздел 2. Игровые методы:

1. Дидактические игры:

а) «Угадай на вкус»

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Описание: Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

б)Д/и «Чудесные мешочек».

Описание: Воспитатель предлагает детям из мешка на ощупь среди остальных мешочков наполненных (сахаром, песком, синтепоном, гречкой, горохом, фасолью, солью) найти мешочки с солью и сахаром.

2. Народная игра: «Без соли соль»

Цель: Развитию физических качеств, быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве.

Описание: Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой.

Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные – игроки в поле.

Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат "Без соли" и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать "Соль" и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих.

Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.

Раздел 3. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

1. Чтение художественной и познавательной литературы

а) Сказки про «Соль».

б) Стихотворение Романа Сеф «Сахар».

в) Чтение стихотворения А. Ивич. «Про сахар»,

д) Чтение рассказа Джанни Родари «Почему море соленое».

ж) Чтение: Словацкой народной сказки «Соль дороже золота».

2. Загадки.

Загадки про соль Загадки про сахар

В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда. Я бел, как снег,

В чести у всех.

Я нравлюсь вам

Во вред зубам.

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это… Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

Мясо любит и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может, хватит или мало Белый камень в воде тает.

На поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился.

Отдельно - я не так вкусна, Зато красива, солона,

И в пище — каждому нужна Белый удалец

И стакана воды

Не переплывёт -

Ко дну пойдёт.

Там ему и конец!

Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. Белый он, как снег, колючий.

Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий-сладкий, словно мёд.

Чай с ним часто муха пьёт.

3. Рассказ воспитателя: «Путешествие в прошлое» интересные факты из истории и происхождение соли.

Цель: Расширять кругозор, знания детей о соли, познакомить с интересными, историческими событиями.

4. Беседа на тему: «Применение соли в жизни человека».

Цель: Расширять знания о вреде и пользе сахара.

5. Скороговорки:

а)Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

б)Без соли, без хлеба худая беседа.

в)Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

г)Хлеб соль ешь, а правду режь.

д)Хлеб соль есть, да не про вашу честь.

е)Хлеб да соль вам, милости просим.

ё)На чужой спине легко, чужая беда сахар.

ж)Сладкое слово слаще сахара.

з)Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

и)Соли не жалей, так и есть веселей.

к)Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

л)Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы).

6. Рассказ ребенка: Как бабушка на даче солила огурцы.

Раздел 4. Наглядные методы

1. Использование ИКТ

2. Использование ТСО

3. Экранные

4. Звуковые

5. Экранно-звуковая

6. Презентации Виртуальные-экскурсии (мобильные.)

7. Просмотр презентации:

8. «Откуда к нам соль пришла» (о способах добычи соли).

Дети узнают как добывают соль, закрепляются знания о соли как продукте, необходимым для жизни людей, животных.

Цель. Стимулировать познавательную активность

9. Презентация "Сахар и его свойства"

10. Познавательные мультики о соли / сахаре;

- «Почемучки»

- «Как казаки соль покупали»

- «Сахар»

- «Как соль добывают»

- «Лунтик. Насолили»

11. Наблюдение «Как мама использует соль?».

12. Рассматривание картин и иллюстраций.

Цель: закрепить знания детей о свойствах сахара / соли.

13. Экскурсия в соляную комнату.

Цель: гармонизация эмоционального состояния детей и стимуляция речевой активности.

Список литературы:

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх-М. : 1992.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. :1991.

3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010.

4. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010.

5. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс: 2015.

6. Чего на свете не бывает? Книга для воспитателей детского сада и родителей. / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. — М. : Просвещение. : 1991

7. М. Н. Шустермав, 3. Г. Шустермав «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца». СПб. : Речь, 2006.

8. Планета Земля, Издательство: Росмэн - Пресс, 2008 г.

9. Энциклопедия для любознательных "Отчего и почему?", Издательство: Махаон. :2008 г.

10. Что? Где? Почему? Большая иллюстрированная детская энциклопедия, Издательство: АСТ, Астрель, 2009г.

11. Интернет – ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1 Есть хорошее правило: чтобы не упасть, надо смотреть себе под ноги. Сегодня придется это правило нарушать, потому что нам предстоит целый.

Фотоотчет «Шоу облаков перед затмением солнца». Наблюдения за неживыми явлениями природы. Часть 2Фотоотчет «Шоу облаков перед затмением солнца». Наблюдения за неживыми явлениями природы. Часть 2 Редкое кольцеобразное затмение, совпавшее с Днем летнего солнцестояния, сегодня могут наблюдать жители России в ночь 21 июня. Однако увидеть.

Фоторепортаж «Шоу облаков в день затмения солнца». Наблюдения за неживыми явлениями природы. Заключительная частьФоторепортаж «Шоу облаков в день затмения солнца». Наблюдения за неживыми явлениями природы. Заключительная часть Важный вопрос, который волновал многих жителей нашей Новосибирской области: не помешает ли погода увидеть солнечное затмение? Синоптики.

Фотоотчёт о проведении ООД «Опыты с предметами неживой природы или как увидеть воздух?»Фотоотчёт о проведении ООД «Опыты с предметами неживой природы или как увидеть воздух?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область. Фотоотчёт.

Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы»Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы» Фотоотчёт по элементарному экспериментированию «Эколята-дошколята-маленькие исследователи неживой природы»[/b] Лето – самое хорошее время.

Календарь природы для наблюдения за природными явлениями для младшей группыКалендарь природы для наблюдения за природными явлениями для младшей группы Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы
Опубликовано: 31 октября 2021 в 16:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы» (включая файлы) размещена пользователем Зайнаб Соловьева (УИ 1500103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД