Лучший педагог года

Проект «Развитие речи детей 4–5 лет посредством народной сказки» (3 фото)

Лариса Бычкова
Проект «Развитие речи детей 4–5 лет посредством народной сказки»

Проект «Развитие речи детей 4–5 лет посредством народной сказки»

ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 58 «ЩЕЛКУНЧИК»

Московская область, г. Клин, ул. Чайковского, д. 64А, корп. 2 тел: (49624) 2-33-43, 2-11-71

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ

НАРОДНОЙ СКАЗКИ»

Публикация «Проект „Развитие речи детей 4–5 лет посредством народной сказки“» размещена в разделах

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ

ГРУППА №6 «ТЕРЕМОК»

ВЫПОЛНИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ БЫЧКОВА Л. И.

МАРТ - АПРЕЛЬ 2019Г.

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

К. Д. Ушинский

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.

Участники моего проекта являются дети 4-5 лет, воспитатели и родители. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей я выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи

ПРОБЛЕМА

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.

Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно : животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

1. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. Определить уровень развития речевого умения детей.

2. Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.

3. Приобщение детей к культуре своего народа.

4. Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

5. Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

6. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

7. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.

2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.

4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

5. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

6. Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.

7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

8. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.

9. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней

Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.

По содержанию: социально - педагогический.

Участники проекта : дети 4-5 лет группы №6, воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

По времени проведения: краткосрочный (март-апрель)

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА

ФОРМЫ:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, театрализованная деятельность

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА :

С ДЕТЬМИ

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей : проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;

- специальные игровые задания;

Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

С РОДИТЕЛЯМИ

- консультации

посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад» :

- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- Повысить интерес детей к русской народной сказке;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

-Успешное овладение грамотной и связной речью.

-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

-Использование образных выражений при пересказе сказок;

- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

-Совершенствование звуковой стороны речи;

-Усиление интереса к занятиям;

-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

-Повысится культурный уровень дошкольников.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Данный проект реализовался в 3 этапа.

I этап – подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

II этап – практический (основной) : выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

III этап – заключительный. Завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, выступление на педагогическом совете, участие в конкурсе по театрализованной деятельности

этапы задачи мероприятия

подготовительный Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического инструментария

Обогащение игровой среды Пополнение игровой среды

Изготовление наглядности (атрибутов к сказке)

Педагогическое просвещение родителей Оформление наглядно-агитационного материала по организации деятельности дома

практический (основной)

работа с детьми Выявить уровень развития детей Проведение диагностики

Реализация поставленных задач:

Речевое развитие : Пересказ сказки по иллюстрациям

Чтение русских народных сказок

Отгадывание загадок про сказки

Дидактические игры: «Узнай сказку», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь, «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»

Познавательное развитие НОД : «Путешествие по Русским народным сказкам».

ФЭМП (развивающие игры) : «Сложи узор»«Волшебное яблоко», «Девочка Снегурочка», «Змей Горыныч», «Зайчик», «Кораблик»; «Палочки Кюизенера»«Теремок», «Зайчик», «Мышка», «Петушок», «Емеля», «Дворец»,

Конструирование: «Построй избушку» (строитель); «Мебель для трех медведей»

Социально –коммуникативное развитие Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»

Обыгрывание сюжетов из сказок : «Волк и Лиса», «Кот, петух и лиса», «Колобок на новый лад»

Настольно -печатные игры: «Любимые сказки»

Художественно-эстетическое развитие Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.

Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).

Лепка «Мои любимые герои».

Показ воспитателем театров по сказкам : «Заюшкина избушка» (Би-ба-бо, «Кот, Петух и Лиса» (на конусах,

Музыкальный руководитель Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Инструктор по физической культуре Физическое развитие Подвижные игры : «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Два Мороза» и др

физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Инструктор по физической культуре Музыкально-ритмическая сказка «Волк и семеро козлят»

Работа с родителями Индивидуальные и групповые консультации

Выставка рисунков родителей «Мой любимый герой сказки»

Пополнение книжного уголка.

Открытые праздники и развлечения.

заключительный подведение

Выставка творческих работ детей и родителей

Участие в конкурсе театрализованной деятельности

Открытый показ Музыкально-ритмической сказки «Волк и семеро козлят»

Выступление с проектом на педагогическом совете

Достигнутые результаты:

Результаты проекта :

1. В группе созданы необходимые условия для развития связной речи детей.

2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.

3. Речь детей стала более выразительной и эмоционально окрашенной.

4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.

5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам.

7. В конкурсе театрализованной деятельности дети стали лауреатами.

Фото «Развитие речи детей 4–5 лет посредством народной сказки»
Проект - фото
Публикации по теме:

Развитие словаря определений у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки Своевременное развитие словаря-один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Словарная работа -это планомерное расширение, углубление.

Долгосрочный проект «Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии» Паспорт проекта: По продолжительности: долгосрочный; Направленность: познавательно-речевое развитие детей. Вид проекта: обучающий, творческий,.

Конспект занятия «Развитие речи по средствам русской народной сказки» Конспект на тему: “Развитие речи по средствам русской народной сказки” «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Педагогический проект «Развитие связной речи посредством интерактивных технологий у детей 5–6 лет» .

Проект «Развитие речи детей посредством русской народной сказки» Педагогический проект на тему: «Развитие речи детей 4-5 лет посредством русской народной сказки» Выполнила: Симончук Т. А. Содержание:.

Проект Развитие диалогической речи детей с ОНР посредством элементов театрализованной деятельности Актуальность работы Заключается в том, что театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи, развитие.

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Содержание 1. Введение 2 Актуальность проекта 3 Цель проекта 4 Задачи проекта 5 Ожидаемый результат 6 Продукты проекта 7 Аннотация проекта.

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Введение Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Тихеева Е. И. Речь - великий дар природы,.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей 4–5 лет посредством народной сказки»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 21:52
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД