Екатерина Теселкина
Проект в группе раннего возраста «Дикие животные»
Этапы проведения проекта :
1 этап: подготовительный:
• Создание необходимых условий для реализации проекта
• Разработка диагностической карты
• Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
• Подбор методической и художественной литературы, дополнительного материала;
• Разработка и накопление методических материалов
Публикация «Проект в группе раннего возраста „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
• Организация в группе познавательно - экологической среды по лексической теме «Дикие животные»
• Анкетирование родителей по проектной деятельности,
2 этап: Аналитический этап:
• Выяснить экологические представления детей о фруктах методом диагностики уровня знаний детей раннего возраста
• Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов
• Разработка перспективного плана работы с детьми
• Разработка перспективного плана работы с родителями воспитанников
• Составление конспектов НОД по теме проекта,
• Создание каталогов дидактических игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, стихов, загадок по теме проекта.
• Разработка консультаций и рекомендации для родителей
3 этап: Практический:
• Непосредственно – образовательная деятельность
• Совместная деятельность с детьми
• Совместная деятельность с родителями
•
4 этап: Заключительный
• Подведение итогов реализации проекта;
• Анализ, закрепление полученных знаний воспитанниками
• Диагностирование уровня дошкольников с заполнением диагностических карт на каждого ребенка по теме проекта
• Награждение активных участников проекта;
• Организация фотовыставок
• Презентация проекта (освещение опыта работы);
• Освещение опыта работы в СМИ;
• Повышение квалификации
• Итоговое занятие по познавательному развитию «Дикие животные»
• Изготовление ободков фруктов, атрибутов для тематического праздника.
• Выставка творческих работ детей «Дикие животные».
• Создание фотоальбома «Дикие животные».
• Праздник ««В гости к лесным зверям»
• Изготовление макета «Лес»
Карта проекта «Лесные звери поздней осенью»
По методу: фронтальный.
По тематике: познавательно-информационный.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный
I этап
Актуальность
В современное время ребёнок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Взрослому необходимо разъяснить ребенку как необходимо вести себя с животными, чтобы не навредить, но прежде необходимо дать детям понять, что животные не враги, не подопытные кролики, а ласковые, добрые наши друзья и помощники. З
Детей данного возраста отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, стремлении исследовать все, что они видят в сосредоточенности на действиях с предметами. Но чаще всего любознательность ребенка проявляется в самостоятельной деятельности, когда это связанно с «запретными» занятиями. Малыш не в состоянии на чем-либо сосредоточится и даже если удается «заполучить» внимание ребенка, но на столь кратковременный срок, что взрослый не способен реализовать и малую часть задуманного.
Важным условием для возбуждения у ребенка интереса к игрушкам, с которыми он познакомился, и желания продолжать заниматься и играть с ними, является умение взрослого «обустроить их жизнь» в группе. В наши дни, когда мир находится охвачен научно-технологической революцией, в век нано-технологий, родители живут в бешеное время. Им не хватает времени уделить достаточно внимания к личности ребенка, его развитию и воспитанию. В ходе обследования детей, выясняется, что они обладают минимальными первичными представлениями о жизни диких животных, их особенностях поведения и внешнего вида, путают с домашними животными.
Чтобы обеспечить успех этой работы, необходимо знать и понимать психофизиологические особенности детей этого возраста, а так же создать соответствующую развивающую среду. Становление первоначальных представлений о диких животных - это и есть накапливание конкретных, чувственных представлений о конкретных природных объектах природы, входящих в область дальнего окружения детей
Немаловажное значение имеет и развитие компетенции в этом вопросе и у родителей. Приобщение к природе родителей, защите ее от вредных посягательств – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе о формировании первичных представлений о диких животных
Проектная деятельность нашего ДОУ успешно реализуется не первый год и работа направлена не только на детей, но и на родителей и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Исходя из данной проблемы прослеживается необходимость более глубокой работы с детьми и семьями воспитанников по формированию первичных представлений о диких животных путем включения в проектную деятельность
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных; о том, как они готовятся к зиме. Дети не владеют обобщающим понятием.
Обоснование проблемы:
Нет знаний у детей о диких жителях
Цель.
Создать условия для формирования у ребенка первичных представлений о диких животных у детей раннего возраста посредством включения их в проектную деятельность средствами интеграции речевой, познавательной и творческой деятельности. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование культуры правильного питания всех членов семьи
Задачи:
Образовательные:
1. Дать элементарные представления о многообразии диких животных через разные виды деятельности.
2. Закреплять умение у детей различать, узнавать и называть особенности внешнего вида и образа жизни животных, воспитывать любовь к животному миру.
3. Обогащать представления детей о животных, характерных признаках диких животных, образе жизни.
4. Формировать умения называть детёнышей животных, замечать отличительные особенности взрослого, животного от детёныша;
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать, находить сходство и различие диких животных, называть части тела;
2. Развивать продуктивную деятельность детей и принимать в ней активное участие, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
3. Формировать музыкальные способности детей.
4. Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации с дикими животными, слушать рассказы воспитателя, расширять запас понимаемых слов, пополнить и активизировать словарь детей, умение отвечать на вопрос: «Кто это?».
5. Приобщать к двигательной импровизации. Во время игр развивать интерес к диким животным.
Воспитательные:
1. Проявлять интерес к окружающему миру, развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
2. Формировать умение бережно относиться ко всему живому, воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
3. Воспитывать умение вызывать положительные эмоции и чувство радости от достигнутого результата
4.. Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать дружеские партнёрские отношения между детьми
5. Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми, закреплять полученные знания детей
Ожидаемые результаты работы с детьми.
Дети:
- научатся классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания, что способствует умственному развитию детей, развивает интерес:
- научатся узнавать и называть диких животных по внешнему виду, особенностях жизни в осеннее время года;
- узнают, что дикие животные живут в лесу, особенности данного сообщества;
- научатся работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- узнают, как называются детеныши диких животных и где в лесу они живут
У детей:
- разовьются познавательно-исследовательские и творческие способности детей;
- повысится речевая активность,
- активизируется словарь по теме «Лесные звери».
Предполагаемые результаты работы с родителями.
• Сформированы компетенции в вопросах приобретения детьми раннего возраста первичных представлений о диких животных
Продукт проектной деятельности
• Оформление альбома «Дикие животные»
Проблема
«Мы хотим скорей узнать, кто живёт в лесу и как с ними играть?»
• Родителям сообщается об организации проекта в группе, о просьбе принять участие и оформить альбом о диких животных (заяц, волк, медведь, лиса, пополнить книжный уголок книгами о лесных обитателях.
II этап
Разработка анкеты
АНКЕТА
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к
вопросам развития компетенции у детей раннего возраста о диких животных
1. Знает и называет ли ваш ребёнок диких животных? ___
2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с миром диких животных?___
3. Создаете ли Вы условия для ознакомления ребенка с дикими животными? ___
4. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о диких животных родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы? ___
5. Беседуете ли Вы с ребенком о диких животных, читаете ли о них художественную литературу?___
6. Как относится Ваш ребенок к таким беседам?___
___
___
7. Смотрите ли Вы телепередачи о жизни диких животных?___
8. Приходилось ли вам вместе с ребёнком бывать в зоопарке?___
9. Хотели бы вы принять участие в совместном проекте «Дикие животные»?___
• Разработка диагностической карты
Соблюдает элементарные правила безопасности: знает, что в лесу надо вести себя тихо, не кричать, ничего не ломать
Узнают и называют диких животных по внешнему виду и характерным особенностям (Медведь, волк, лиса, заяц) Может рассказать про место, где живут дикие животные
Умеют классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания Может изобразить в рисовании, лепке, аппликации фрукты
III этап
Перспекктивный план по работе с детьми и родителями
01.12.2020
Разработка проекта
Составление перспективного плана деятельности,
Анкетирование родителей.
Анкета «Ваша компетентность в вопросах развития интереса у детей к жизни диких животных»
Привлечение внимания родителей к проекту.
Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала о диких животных
Подбор источников информации.
Буклет «А вы знаете?»»
Подбор материалов и оборудования для работы
Подбираем вместе с детьми литературу и фотоматериал о диких животных
Памятка в родительский уголок «Что рассказать детям о диких животных»
Выполнение проекта
02.12.2020
Рассматривание картинок: «Как живут дикие звери осенью»; Консультация
Что рассказать детям о диких животных»
НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Хвостик для зайки».
НОД по познавательному развитию «Дикие животные»
Выпуск экологической листовки «А ты ешь соблюдаешь правила безопасности в лесу?»
НОД по речевому развитию» Кто живет в лесу» Изготовления материалов и оборудования
НОД по физическому развитию «В гости к Мишке - топтыжке»
Беседа «В гости к нам пришёл зайчишка…»;
«Лес и дикие животные»;
«Кто живет в лесу»;
Оформление ширмы «Лесные звери зимой»
Просмотр развивающего мультфильма «Учим фрукты»
Игра «Разрезные картинки. «Фрукты»
Подбираем вместе с детьми фотоматериал о диких животных.
НОД по лепке: Лепка «Друзья для зайчика»
Пальчиковая игра «На лужок», «Мишка спит», «История о колобке», «У оленя дом большой…», «Зайка и ушки»,
«Подарок для заиньки», «Волк и лиса». «Сидит на белка тележке…».
Дидактические игры
«Найди маму»;
«Поможем зайке»;
«Помоги зверятам»;
«Угостим зайку»;
«Парные картинки»;
«Найди такую же картинку»;
«О ком я говорю»;
«Кто что любит»;
«Кто где живёт». «Чей домик?», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Угадай животное», «Третий лишний», «Кто за елкой», «Волшебный мешочек».
Конкурс родителей «Лесное чудо»"
03.12.2020
Самостоятельная художественная деятельность: Раскрасим лесных зверей
Вечер загадок о лесных зверях. Папка-передвижка «Дикие животные»
Чтение стихов о лесных зверях.
Пластилинография «Мы делили апельсин»
Подвижные игры
П/и «У Медведя во бору»;
П/и «Мишка косолапый» ;
П/и «Лиса и зайчата»;
П/и «Вышел мишка на лужок»;
П/и У медведя во бору»,
П/и «Догони зайку».
Х/и «Заинька»;
Х/и «Зайка серый…»;
Х/и «Заинька выйди в сад» Приготовление атрибутов для игры
Чтение сказок:
«Теремок»;
«Маша и медведь»;
«Волк и козлята»;
«Кот, петух и лиса»;
«Заюшкина избушка»;
«Лис и мышонок»;
«Лисичка и серый волк»;
«Заяц – хваста»;
«Три медведя».
Русские Народные Сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медедь», «Колобок», «Три медведя», «Лиса и волк».
Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!», С. Маршак «Слон», «Тигренок», Н. Колпакова «Едут зайки в таратайке», К. Чуковский, Н. Сутеев и т. д. Рекомендации родителям «Читаем детям дома о животных и рассматриваем иллюстраций с животными»
Рассказ - беседа
«Дикие животные зимой»
Включение вопроса в родительское собрание с целью ознакомления родителей с проектной деятельностью, с ее содержанием и привлечения их к участию в проекте «Дикие животные»
Физкультурная минутка: «Зайка»
04.12.2020
НОД по рисованию: Рисование «Раскрасим хвост лисе».
ОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Заготовка компота», коллективная работа «Яблоня».
Изготовление альбома о лесных жителях (заяц, волк, медведь, лиса) 05.12.2020
ОД по художественно-эстетическому развитию. Прослушивание музыкальных сказок, слушание песен
Музыкальные игры: «В лесу», «В огороде заинька», «Лисичка и зайчики»
Музыкальная игра «Заинька».
«Колобок».
Утренняя гимнастика «Заячья зарядка»
НОД по аппликации «Медведь» (обрывная)
ОД по художественному творчеству: лепка «Зайчик»
Изготовление совместных с детьми поделок и рисунков «Дикие животные»
Беседа "О правилах поведения в лесу»".
Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о жизни диких животных в лесу
Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры Сюжетно – ролевая игра «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел…»
НООД по познанию «Путешествие во фруктовый сад»
Развивающая игра «Движения животных»
Приготовление костюмов
Зарядка после сна «Лесная зарядка»
Подведение итогов Участие в проекте 65 % семей
Заинтересованность детей темой о диких животных, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о диких животных.
Организация рисунков и работ детей: «Мой любимое дикое животное», аппликация «Медведь». (обрывная)» Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков
Развлечение Показ сказки «Колобок» на фланелеграфе с участием детей.
• Диагностирование уровня экологического развития дошкольников с заполнением диагностических карт на каждого ребенка на начало проекта
Соблюдает элементарные правила безопасности: знает, что в лесу надо вести себя тихо, не кричать, ничего не ломать
Узнают и называют диких животных по внешнему виду и характерным особенностям (Медведь, волк, лиса, заяц) Может рассказать про место, где живут дикие животные
Умеют классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания Может изобразить в рисовании, лепке, аппликации фрукты
IV этап
• Обобщение материала проекта и его оформление :
- фотоотчет, презентация проекта;
- речевое творчество детей;
- совместные работы детей и родителей (поделки) : «Жизнь в лесу»;
- авторские дидактические игры.
- издание книжки-панорамки с иллюстрациями и рассказами детей «Моё любимое дикое животное».
- издание стенгазеты о диких животных.
- -издание книжки-малышки «Животные наших лесов».
• Анализ, закрепление полученных знаний воспитанниками
• Награждение активных участников проекта;
коллективная работа «Дикие животные»;
• Презентация проекта (освещение опыта работы);
• Освещение опыта работы в СМИ;
• Повышение квалификации
• Подведение итогов реализации проекта
Вывод:
В ходе проекта дети узнали, какие дикие животные живут в лесу, какие они имеют особенности во внешнем виде и в повадках, чем питаются, как называются их детеныши. С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали цели, проявляя внимание и настойчивость. Активное изучение художественной литературы позволило детям узнать много нового о
диких животных. А главное, дети поняли, что в лесу надо себя вести тихо, не кричать. В дальнейшем буду поддерживать интерес и желание детей познавать
новое.
• Результаты реализации проекта для педагога :
Повысилась профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы работы с детьми в решении вопросов воспитания; повысилось качество
работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по
развитию познавательных способностей.
• Результаты реализации проекта для детей :
Все дети получили возможность реализовать право на участие в жизни группы, что способствует развитию детского коллективизма и формированию знаний о лесных жителях: Знают обобщённое понятие «Дикие» животные, называют место обитания, питания диких животных, запомнили название детёнышей нескольких животных, знают элементарные правила поведения с животными
• Результаты реализации проекта для родителей :
Родители стали активными и заинтересованными участниками проекта, через совместную исследовательскую деятельность (подбор фотографий для альбома, пополнение книжного уголка книгами о лесных обитателях)
Литература
Список используемой литературы:
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.-207 с.
Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
Гуров В. Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М. : Педагогическое общество России, 2003.–160с.
Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 143с., илл.
Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
Ушакова О. Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с. : ил.
Наглядный материал:
Дидактические картины и пособия «Дикие животные»
Плакаты «Дикие животные», макет Дикие животные
Презентация для детей «Дикие животные»