Получи документы

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»

Наталья Прончатова
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»

Тип проекта : творческий.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели средней «А»

группы «Затейники».

По времени: долгосрочный (сентябрь-ноябрь 2022 г).

Аннотация. Важнейшим источником развития выразительности

детской речи являются произведения устного народного творчества, в

Публикация «Проект „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах

том числе малые фольклорные формы.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей

действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей средней группы я выбрала методическую тему: проект «Влияние устного

народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».

В результате дети познакомятся с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского

народа. Обогатится социальный быт дошкольников, расширится их

Актуализация профессионального опыта педагога: новые вызовы и решения

кругозор, повысится интерес к устному народному творчеству, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

Ключевые слова: загадки, потешки, считалки, колыбельные

песни, ряжения, устное творчество.

Актуальность проекта.

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его

полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста

обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного

творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым

развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого

народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,

показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его

красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель проекта : развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта :

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения,

животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Актуализация профессионального опыта педагога: новые вызовы и решения

- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами

устного народного творчества.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную

учебную деятельность.

Методы и формы реализации проекта.

Методы: наблюдение, рассказ, игры, показ.

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями,

родительские собрания, совместное разучивание произведений устного

народного творчества,

свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с

использованием дидактических материалов).

Ожидаемый результат.

- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения,

животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. Обогатить социальный быт дошкольников, расширить их кругозор, повысить

интерес к устному народному творчеству, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Сформировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную

учебную деятельность.

Сформируются представления о нравственно-ценных нормах и

правилах поведения

У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для

Актуализация профессионального опыта педагога: новые вызовы и решения

полноценного развития ребенка; вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный. Подготовка целей и задач, подбор

литературы по устному народному творчеству. Разработка перспективного плана, направленного на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.

II этап – основной. Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом :

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей :

проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по

средствам эффективного использования малых фольклорных форм

-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игрыдраматизации, загадывание загадок, наблюдения;

- проведение подвижных игр;

- специальные игровые задания;

- психогимнастика;

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической

работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья — детский сад» :

- проведение мероприятий по повышению психологопедагогической культуры родителей

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и

детьми.

Актуализация профессионального опыта педагога: новые вызовы и решения

- проведение мастер-класса с родителями «Значение устного

народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

- пополнение уголка ряжения: пошив русских народных костюмов.

III этап – заключительный. Обобщение результатов работы, их

анализ, формулировка выводов.

Заключение.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой

деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах

жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически

все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую

этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов,

словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны

речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом

для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и

рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической

речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,

помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой

Актуализация профессионального опыта педагога: новые вызовы и решения

и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на

языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает

способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей

мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не

только, как огромный потенциал для физического развития ребенка,

но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх

фольклорный материал способствует эмоционально положительному

овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и

интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными

и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к

письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное — уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей.

Изготовила настольные театры: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Составила картотеку по русским народным

рам: «Огуречик - огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка

и селезень», «У медведя во бору», «Мосток». Составила картотеку потешек, считалок, загадок.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Актуализация профессионального опыта педагога: новые вызовы и решения

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует

начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на

начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более

глубокому восприятию произведений русской народной литературы,

обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению

родной речью.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и

внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 09:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД