Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопункта

Надежда Востокова
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопункта

"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать, но

нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу что использование проектной деятельности, (в частности хочется акцент сделать на познавательно-исследовательских проектах) в практике работы учителя- логопеда актуальная тема. Наш детский сад уже имеет опыт работы по использованию такой технологии, как проектная деятельность.

Проблему речевого развития дошкольников в нашем ДОУ мы решаем с помощью уже не новой, но достаточно прогрессивной педагогической технологии «Проект». Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, свои возможности, реализовать познавательные потребности, развить речевые навыки, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ.

Предпосылками использования проектной деятельности в нашем детском саду явились следующие моменты:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

- потребность педагогов в инновационной деятельности;

- активное адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

Психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их содеятельности, сотворчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Таким источником, на наш взгляд, является проектная деятельность с познавательно-исследовательской направленностью. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать речь, творческие способности.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

В связи с изменениями условий работы учителя- логопеда в ДОУ (преобразование логопедических групп в логопункт, перед нами встала проблема осуществления взаимодействия специалистов ДОУ. На практике выяснилось, что в нашем ДОУ технология проектная деятельность является одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей в условиях логопункта.

Именно в процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности).

Речевая деятельность позволяет расширять, активизировать словарь детей, совершенствовать лексико-грамматические представления, развивать связную, выразительную речь.

Познавательная деятельность развивает психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Исследовательская деятельность реализует творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, координации действий руки и глаза.

Активное включение в музыкальную деятельность развивает у ребёнка чувство ритма, способствует развитию фонематического слуха, формированию слоговой структуры речи.

Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации мы ведём работу по формированию связной речи, приучаем детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаем правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение. Устраняя речевые нарушения, имеющиеся у детей, развивать все компоненты языковой системы.

Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания ребятишек. Участниками наших совместных проектов являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной деятельности. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Единая цель, совместные значимые для ребёнка мероприятия развивают коммуникативные и нравственные качества личности.

Последний этап проекта – итоговое мероприятие - всегда самый зрелищный. Проводим его публично: приглашаем гостей (детей, педагогов ДОУ, родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма итоговых мероприятий яркая, интересная, мы продумываем ее так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад и достижения каждого ребенка.

Таким образом, мы убедились, что выбранная нами технология проектной деятельности позволяет в совместной работе учителя- логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников:

• расширяем знания детей об окружающем; Совершенствуем звуковую сторону речи

• развиваем коммуникативные навыки и социальные навыки;

• Формируем личностные качества ребенка;

• Добиваемся положительной динамики в речевом развитии детей.

Можно смело сказать что, развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления успешно развивается в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога!

Прикреплённые файлы:

po-proektnoi-dejatelnosti_nagun.pptx | 8556,79 Кб | Скачан: 7
 
Публикации по теме:

Игры в работе учителя-логопеда В ФГО Стандартах говорится об образовательном процессе, строящемся на подходящих возрасту ребёнка играх. Игра является ведущим видом деятельности.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, для скорейшего устранения речевого нарушения.

ИКТ в работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №11 г. Меленки Доклад на тему: «ИКТ в работе учителя.

Лэпбук в работе учителя-логопедаЛэпбук в работе учителя-логопеда .

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопункта
Опубликовано: 18 августа 2018 в 08:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
История праздника и поздравления к Дню Воспитателя
Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с днем воспитателя и дошкольного работни ка! 27 сентября в России отмечается новый общенациональный праздник — День...
Конспект занятия по рисованию «Виноград»
Программные задачи: Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость, доброту. Демонстрационный...
Фотоотчет «Поделки из природного материала в детском саду»
С приходом осени в детских образовательных учреждениях родители с детьми начинают мастерить забавные поделки из природного материала. Природный материал,...
Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»
Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ, h- аш; писать...
Игры, конкурсы, эстафеты для проведения осенних праздников, развлечений, досугов
Данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре при организации осенних праздников для...