Приложение МААМ

Проектная деятельность — эффективное средство развития познавательной активности детей с ОВЗ (ЗПР)

Елизавета Морозова
Проектная деятельность — эффективное средство развития познавательной активности детей с ОВЗ (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств, для осуществления предстоящих задач.

Публикация «Проектная деятельность — эффективное средство развития познавательной активности детей с ОВЗ (ЗПР)» размещена в разделах

«Познавательная активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность».

Познавательная активность детей выступает как интегративное качество личности, которое выражается в эмоционально-положительном отношении к процессу познания, к выбору содержания вида деятельности.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте до 25-45%, а свыше 60% детей относятся к группе риска. Часто у дошкольников, испытывающих трудности в адаптации к окружающей обстановке, не усваивающих новые знания в одном темпе с нормально развивающимися сверстниками специалисты выявляют задержку психического развития.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим термином и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.

Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, послеродовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

• незрелость эмоционально волевой сферы, выражающаяся в неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий;

• нарушения памяти;

нарушение внимания: неустойчивость (колебание, сниженная концентрация, сниженная избирательность, сниженное распределение, снижение объема, сложности переключения, повышенная отвлекаемость (несформированность механизма произвольности, мотивации, познавательного интереса).

• нарушение системных механизмов восприятия (полноты и точности восприятия, снижение активности восприятия, замедленность восприятия, низкий уровень аналитического восприятия);

• низкая речевая активность (ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий; недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития).

Таким образом, детям с задержкой психического развития необходимо вдвойне уделять внимание развитию познавательной активности, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как : самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций.

Все вышеперечисленные факты объясняют наш интерес к теме и характеризуют ее актуальность.

Развитие познавательной активности у детей с задержкой психического развития будет эффективнее, если учитывать следующие условия:

• ребенок будет выступать как активный субъект деятельности;

• работа будет осуществляться целенаправленно и последовательно;

• содержание, методы и приемы на занятиях будут подобраны с учетом

зоны ближайшего развития детей.

Цель работы: стимулирование познавательной активности у детей с ЗПР для развития мыслительных процессов в условиях поисковой деятельности.

Задачи:

• Способствовать развитию заинтересованности, принятия информации, желания углубить, уточнить свои знания;

• Создать условия для развития психических познавательных процессов у детей с ЗПР;

• Содействовать формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, универсальных учебных действий воспитанников.

Проектная деятельность в детском саду представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии его участников. Это поэтапная практическая деятельность для достижения цели.

Тематика проектов выстраивается в соответствии с планированием работы по лексическим темам. Одним из примеров работы по лексической теме

«Овощи» является проект «Витамины с грядки».

Алгоритм реализации проекта.

Образовательные области Этапы Содержание

Формирование социальной, познавательной и коммуникативной компетенций.

Подготовительный:

Основной:

с детьми:

Со специалистами:

С родителями:

Заключительный:

Рефлексия:

- Вовлечение детей в проблему : «Где можно найти витамины в природе? Как можно укрепить свое здоровье? Почему овощи так полезны для человека?»

- Составление плана движения к цели.

- Подбор литературы, дидактических и лексических игр по теме.

- Знакомство с познавательной литературой по теме;

- Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Как выращивали капусту»,

Е. Благинина «Приходите в огород»,

Т. Бардышева «Огородники»,

Сказка «Репка»,

- Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки;

Занятие «Дары осени»;

- Игры на развитие мыслительных процессов и развитие речи :

«Что растет на грядке?», «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Урожай для гномов», «Подбери определение»;

«Сосчитай и назови», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки»;

- Пальчиковые игры и речь с движением по теме;

- Продуктивная деятельность детей :

Рисование «Овощи для супа»,

Лепка «Поможем вылечить зверей-овощи для Айболита»,

Аппликация «Осенний урожай»,

Конструирование из бумаги «Корзиночка»,

- Приготовление салата «Витаминный»;

- Викторина «Сказочные овощи»;

- Организация экскурсий на кухню и мини-огород детского сада, городской базар «Как овощи приходят к нам на стол?»;

- Разучивание материала и показ мини-мюзикла по сказке «Репка»

-С медицинским работником:

Беседы на тему «Учимся быть здоровыми», «Где живут витамины?».

- С педагогом-психологом:

Психогимнастика «Палитра вкуса»;

- С инструктором по физкультуре:

п/и «Зайцы в огороде», «Собери урожай»;

- С музыкальным работником:

Танец «Поварята»;

Разучивание музыкального материала к мини-мюзиклу «Репка».

- с социумом:

Беседа с работником кухни «Как овощи попадают к нам на стол»;

Беседа с продавцом овощной палатки о том, какие овощи можно купить в нашем городе.

- Индивидуальные консультации, информация по теме «Правильное питание детей»;

- Совместное создание мини-проектов «Овощная грядка»;

- Фото - выставка «Наш урожай»;

- Приготовление овощей для салата;

- Дегустация салата, приготовленного детьми;

- Акция «Поделись семейным рецептом приготовления овощей»;

- Помощь в изготовлении костюмов к сказке;

- Поделки из овощей;

- Осенний праздник с показом мини-мюзикла «Репка».

Мини – мюзикл по сказке

«Репка»;

Подведение итогов работы по проекту, награждение участников проекта.

Краткое содержание проекта.

Данный проект рассчитан для детей группы компенсирующей направленности с ЗПР 5-7 лет. Дети в ходе проекта закрепляют и пополняют знания по теме «Овощи». Узнают о значении овощей и содержащихся в них витаминах в жизни человека, о том, где они растут и как за ними ухаживать. Актуальность проекта, проводимого с детьми связана с сезонными изменениями в природе и заботой о здоровье детей в период высокого риска простудных заболеваний.

Сценарий мини – мюзикла «Репка» для детей с ОВЗ

(Звучит музыка. Выходит Пугало.)

Пугало: Здравствуйте, дети. Здравствуйте, гости.

Я, пугало огородное ….Ворон пугаю да сказок много знаю…

Расскажу я вам, ребята,

Как бабушка с дедушкой жили когда – то.

(Звучит музыкальная тема бабки и деда. Дети: дед и бабка сидят на лавке в доме)

Бабушка кашу деду варила,

Бабушка деду говорила:

Бабка: Посади мне репку, дед… сварю кашу на обед.

(выходит из дома и идет к остальным героям сказки, которые сидят на стульчиках в зале)

Дед: Пойду репку сажать

Водой буду её поливать.

(Звучит музыкальная тема деда. Дед берет лейку, лопату и подходит к репке. / ребенку сидящему на стульчике рядом с домом/)

Пугало: Дождик деду помогал

Репку тоже поливал.

(Звучит музыкальная тема дождика. Выбегают дети – дождинки с султанчиками синего цвета, поют песню)

Дождик: Дождик, дождик поливай

Будет деду урожай

Вырастай ка репка

Сладкая и крепкая….(Дожинки убегают на свои места)

Пугало: Репка подрастала, мне по пояс стала.

Мал стал репке огород…Репка небо достает…

(Звучит музыкальная тема репки Репка танцует)

Пугало: Выросла репка большая - пребольшая,

Посмотрите, вот такая! (показывает, какая большая)

Пошел дед в огород репку тянуть. (Звучит музыкальная тема деда)

Дед: Эх (потирает ладони, я репку потащу, всю деревню угощу.

(тянет репку со всех сторон)

Пугало: Стал дед репку тянуть. Тянет, потянет – вытянуть не может.

Позвал дед бабку….

Дед: Иди бабка мне помогать репку из земли доставать…

Бабка: слышу слышу….я бегу…сейчас тебе я помогу (звучит музыкальная тема бабки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)

Пугало: Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут – вытянуть не могут

(звучит музыкальная тема «Тянем – потянем» .Дед и бабка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)

Пугало: Стала бабка внучку звать…

Бабка: Помоги нам внучка, Маша,

Вытащить репку для каши.

Внучка: Слышу …слышу! Я бегу! Я сейчас Вам помогу. (звучит музыкальная тема внучки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)

Пугало: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку

Тянут, потянут – вытянуть не могут

(звучит музыкальная тема «Тянем – потянем». Дед, бабка, внучка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)

Пугало: Маша, Жучку пригласила,

Маша жучку попросила:

Маша: Помоги нам Жучка, наша,

Вытащить репку для каши.

Жучка: Гав - гав - гав, бегу,бегу

Я сейчас вам помогу. (звучит музыкальная тема Жучки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)

Пугало: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. (звучит музыкальная тема «Тянем – потянем». Дед, бабка, внучка, Жучка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)

Пугало: Вот позвала Жучка кошку, что лежала на окошке

Жучка: Помоги нам кошка наша,

Вытащить репку для каши.

Кошка: мяу - мяу к вам бегу! Я сейчас вам помогу. (звучит музыкальная тема кошки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)

Пугало: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут. вытянуть не могут. (звучит музыкальная тема «Тянем – потянем» .Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)

Пугало: Стала кошка, мышку звать тянуть репку помогать

Кошка: Помоги нам мышка, наша,

Вытащить репку для каши.

Мышка: Пи - пи - пи, я к вам бегу

Я сейчас вам помогу (звучит музыкальная тема мышки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)

Пугало: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. …. (звучит музыкальная тема «Тянем – потянем» .Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)

Пугало: Тут Репка вдруг говорит….

Репка: Кашки хотите….

Дети: Да

Репка : Дружно тяните!

Пугало: Стали все дружно репку тянуть (музыкальная тема) Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, мышка за кошку…и вытянули репку…

Пугало: Поздравляем с урожаем, всех на репку приглашаем!

Каждому достанется и еще останется!

Танец с ложками. («Поварята»)

Применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей активизации познавательной деятельности ребенка.

Проектная деятельность является самым оптимальным средством формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития,так как способствует развитию всех познавательных процессов, помогает сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. А это в свою очередь позволяет успешно адаптироваться к окружающему миру и предстоящему школьному обучению.

Использование проектной деятельности положительно влияет на межличностные отношения всех участников образовательных отношений. Повышается самооценка ребенка через создание ситуации успеха, появляются условия для психологического благополучия и здоровья детей. Результатом проектной деятельности с детьми с ОВЗ (ЗПР) является не навязанное педагогом решение проблемы, а знания, полученные детьми самостоятельно в ходе свободно выбранной ими той или иной деятельности.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность — эффективное средство развития познавательной активности детей с ОВЗ (ЗПР)
Опубликовано: 27 сентября 2021 в 14:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность — эффективное средство развития познавательной активности детей с ОВЗ (ЗПР)» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Морозова (УИ 2752678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД