Ирина Михайловна Цёма
Проект «Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :работа с родителями детей с ОВЗ имеет свою специфику. В результате рождения ребенка отношения внутри семьи, контакт с окружающим социумом искажаются. Изменения связаны с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи такого ребенка.
Публикация «Проект „Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Проблема: без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения.
Цель проекта : создание программы психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи проекта :
-расширение сферы общения семей;
-формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром;
-оптимизация детско – родительских отношений;
-повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей;
-формирование навыков эффективной коммуникации;
-гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей;
-изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Проведение 7 занятий для детско – родительских групп предоставит семьям возможность в процессе совместного творчества укрепить внутрисемейные связи, расширить сферу общения, осознать особенности, потребности, интересы друг друга, получить ресурс для изменения своих поведенческих стратегий и сформировать базовые навыки конструктивного взаимодействия в ходе разрешения конфликтных ситуаций.
2. 4 занятия для группы взрослых позволят родителям повысить свой реабилитационный потенциал, осознать внутренние ресурсы, получить поддержку в результате межгруппового взаимодействия, освоить способы установления позитивного эмоционального контакта.
3. 4 выездных мероприятия в музеи позволят укрепить внутрисемейные связи, расширить кругозор, сформировать целостное, социально ориентированное мировоззрение, а также будут способствовать изучению и сохранению семейных традиций, содействовать передаче межпоколенных ценностей.
4. Заключительное мероприятие позволит участникам обобщить и проанализировать полученный опыт, а также поделиться им с приглашенными семьями, не принимавшими участия в реализации проекта.
Сроки разработки и реализации проекта : учебный год
Ресурсы проекта :
Актовый зал
Учебная аудитория с компьютерами
Спортивная площадка
Проектор, ПК, принтер, колонки, экран, бумага, канцтовары.
Психолог, юрист, классные руководители, преподаватель физкультуры.
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования. Следует подчеркнуть необходимость описания квалификации и специальной подготовки специалистов в общей педагогике и психологии, вовлеченных в процесс образования ребенка с ОВЗ (все варианты стандарта).
Финансово-экономическое обеспечение – возможность пригласить для участия в занятиях тренеров, выехать на тренинг за пределы школы (нанять спецтранспорт, арендовать помещение).
Материально-техническое обеспечение – оргтехника, актовый зал, учебный кабинет информатики, учебная аудитория, аудиотехника, видеотехника, канцтовары, столовая.
Участники проекта
1. В реализации проекта будут участвовать :
Семейные группы, сформированные на базе классов начальной школы
Группа самоподдержки для родителей, выразивших желание принять участие в проекте
2. Привлеченные партнеры
Музеи, библиотеки
Планирование проекта :
I этап. Подготовительный.
II этап Основной
III этап Заключительный
Практическая часть проекта.
I этап. Подготовительный.
В рамках подготовительного этапа планируется:
• Формирование семейных групп
• Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта
• Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи, библиотеки)
• Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы будут разработаны с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования. Планируется провести 7 занятий в каждой детско – родительской группе, 4 занятия для группы родителей
• Планирование выездных мероприятий. В течение года предусмотрено 4 выезда в музеи для семей – участников проекта. Посещение театров, концертных залов планируется по запросу семейных групп.
• Размещение информации о начале проекта на сайте школы.
II этап Основной
В ходе основного этапа реализации проекта планируется провести:
• 7 занятий для каждой детско – родительской группы
3 занятия будут посвящены детско-родительским отношениям, осознанию индивидуальных особенностей друг друга, формированию навыков разрешения конфликтов, конструктивного взаимодействия внутри семьи и за ее пределами, созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе.
2 занятия будут направлены на изучение и формирование семейных традиций, осознание и передачу межпоколенных ценностей
2 занятия будут способствовать поиску внутренних ресурсов детей и родителей, формированию позитивных эмоциональных установок, мотивации к семейному творчеству, изучению различных форм проведения досуга и расширению круга общения, возникновению новых сфер совместной деятельности.
Продолжительность каждого занятия 2 часа. Занятия будут проводиться 1 раз в месяц в течение 7 месяцев (с октября по апрель).
«Таблица 1»
План занятий в детско-родительских группах
№ Наименование разделов и тем Количество часов (практические занятия)
1
Давайте знакомиться! Упражнение "Приветствие" 2 часа
2 Я и другие 2 часа
3 Аплодисменты 2 часа
4 Семейный альбом 2 часа
5 Старый сундук 2 часа
6 Страна Вообразилия
Игра "Новая сказка" 2 часа
7 Играем вместе 2 часа
Всего 10 часов
• 4 занятия для группы взрослых будут способствовать росту реабилитационного потенциала и повышению уровня психолого – педагогической и социальной компетентности родителей.
«Таблица 2.»
План работы с родителями
№ Наименование разделов и тем Количество часов (практические занятия)
1 Родом из детства 2 часа
2 Мир глазами моего ребенка
2 часа
3 Идеальные родители
Беседа на тему "Семейный досуг" 2 часа
4
Открытый мир Упражнение "Эмоции". 2 часа
Всего 8 часов
• 4 выезда в музеи по выбору:
С помощью средств музейной терапии происходит передача опыта человечества, накопленного во времени. В пространстве музея актуализируются базовые межпоколенные ценности, сохранение и передача которых является не только важнейшим условием развития общества, но и залогом сохранения ресурсного потенциала, стабильности семейных связей и гармонизации внутрисемейных отношений.
III этап Заключительный
• Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи» в каждой группе. Выставки и презентации работ семей – участников группы.
• Итоговое анкетирование семей по окончании проекта
«Таблица 3.»
Заключение
Психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение восприятия родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.